Отправила вопрос в один приход. Жду ответ.
Но, чем больше ищу материал по этой теме, тем больше склоняюсь к тому, что этот праздник связан не с иконой Божией Матери, а со святой вмц. Параскевой Пятницей.
Сам праздник отмечается 10 ноября - день вмц. Параскевы. Так еще и в течение года отмечали несколько временных пятниц.
На Руси в честь святой Параскевы наблюдались особые 12 пятниц, которые назывались обыкновенно временными, именно: 1-я пятница - в первую неделю Великого Поста, 2-я - пред Благовещением, 3-я - на Вербной неделе, 4-я - пред Вознесением, 5-я - пред Троицыным днем, 6-я - пред Рождеством Иоанна Предтечи, 1-я - пред Ильею Пророком, 8-я - пред Успением, 9-я - пред архангелом Михаилом, 10-я - пред Кузьмою-Демьяном, 11-я - пред Рождеством Христовым, 12-я - пред Богоявлением.
Наши предки называли эти двенадцать пятниц именными оттого, что каждая из них носила название, например пятница Благовещенская, пятница Успенская и т.п.; ко всякой из них приурочивалось нашими предками какое-либо событие из ветхозаветной истории, как, например, о 1-й пятнице было сказано, что “в первый пяток месяца мартия Адам преступил заповедь Божию, и изгнан бысть из рая” и т.п. Каждой из пятниц приписывалась какая-либо особенная благодать, так, например: “Кто будет поститься первую из этих пятниц, тот будет избавлен от внезапныя смерти”. Кроме того, в былое время также уважались так называемые обетные Пятницы, в которые наши предки с целью отвратить какое-либо бедствие зарекались работать, и т.п. Этих пятниц обыкновенно насчитывали девять: 1-я - Обжорная (на 3-й неделе Великого поста), 2-я - Страстная, 3-я - Спасовая, 4-я - Временная, 5-я - Разгульная, 6-я - Молебная, 7-я - Кающаяся, 8-я - Праздничная и 9-я - Девятая пятница.
Еще в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи.
Вообще об этом можно почитать вот здесь http://simvol-veri.ru/molitvi/gswjat/paraskpyatn.shtm
А уж как об этом пишут в Российском Этнографическом Музее http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2091/4303.htm
Может быть, как это часто бывает с годами, слово "временная" видоизменилось, и осталось "ременная"?
"Ременная" икона Божией Матери
Re: "Ременная" икона Божией Матери
Ооо, спасибо за инфо. я тоже начинаю склоняться к версии, что это все же почитание "временной пятницы". только вот не понятно, как они перепутали Параскеву с Богородицей.
вот еще что удалось узнать. есть две версии, почему такое название Ременная. по одной - в этот день наказывали провинившихся хуторян ремнями, а не розгами. надо правда здесь уточнить, все же после того, как была построена церковь, поселение из хутора получила статус села. по метрике можно видеть следующие изменения: до постройки церкви это был хутор Лупленных, потом - обозначается как село Хутор Лупленных (Луплено). при советах была попытка переименовать село в Калинино. в принципе, формально оно так и зовется, но по всей области его все равно знают под старым названием. даже яндекс карты в запросе выдают это село то как Калинино, то как Луплено (правда реже)
ради интереса и прикола приведу другие примеры более успешного переименования орловских деревень.например,деревня Огрызовка была переименована – в деревню Калинец, посёлок Разуваевский – в посёлок Отрадный, деревня Поганец – в деревню Садовая, деревня Александро-Гнидовка – в деревню Александровка, деревня Хряковка-Лопата – в деревню Нагорная, деревня Самодуровка-Корытовка – в деревню Ольшанка.деревня Пустобяка – в деревню Малиновка, деревня Мёртвая – в деревню Луговая. в них скорее всего жили крепостные. пока этот вопрос уточняю)))
по другой - потому что эту икону (Богородицы?) казаки, по причине не имения иных средств, во время крестного хода несли на ремнях, как-то по особому скрутив их. правда, точно не знаю - касается эта история нашего хутора или вообще, к истории данной иконы, которая могла проходить где угодно.
вот еще что удалось узнать. есть две версии, почему такое название Ременная. по одной - в этот день наказывали провинившихся хуторян ремнями, а не розгами. надо правда здесь уточнить, все же после того, как была построена церковь, поселение из хутора получила статус села. по метрике можно видеть следующие изменения: до постройки церкви это был хутор Лупленных, потом - обозначается как село Хутор Лупленных (Луплено). при советах была попытка переименовать село в Калинино. в принципе, формально оно так и зовется, но по всей области его все равно знают под старым названием. даже яндекс карты в запросе выдают это село то как Калинино, то как Луплено (правда реже)
ради интереса и прикола приведу другие примеры более успешного переименования орловских деревень.например,деревня Огрызовка была переименована – в деревню Калинец, посёлок Разуваевский – в посёлок Отрадный, деревня Поганец – в деревню Садовая, деревня Александро-Гнидовка – в деревню Александровка, деревня Хряковка-Лопата – в деревню Нагорная, деревня Самодуровка-Корытовка – в деревню Ольшанка.деревня Пустобяка – в деревню Малиновка, деревня Мёртвая – в деревню Луговая. в них скорее всего жили крепостные. пока этот вопрос уточняю)))
по другой - потому что эту икону (Богородицы?) казаки, по причине не имения иных средств, во время крестного хода несли на ремнях, как-то по особому скрутив их. правда, точно не знаю - касается эта история нашего хутора или вообще, к истории данной иконы, которая могла проходить где угодно.
Re: "Ременная" икона Божией Матери
kolco. Может удасться найти какие-то списки с иконы, или рассказы о праэдновании?
Много местночтимых икон утеряно, многие забыты.
Я в соседнем разделе открою более подробную тему об этом.
Много местночтимых икон утеряно, многие забыты.
Я в соседнем разделе открою более подробную тему об этом.
Re: "Ременная" икона Божией Матери
Ответ на запрос пока не получила, но кажется, что моя версия все же находит подтверждение. Нашла сайт настоятеля общины храма Рождества Христова ст. Митякинской Шахтинской епархии РПЦ МП.
И донские казаки, оказывается, тоже широко отмечали этот праздник. Более того, это был один из трех самых значимых престольных праздников
и назывался «ВременнАя». Вот ссылка: http://www.ierei.net/holidays
А этот же день в других храмах называют "Ременная". Как в с. Коровино Белгородской обл. или, например, в Покровском храме с. Беседино в Курской области http://pokrow-besedino.prihod.ru/news/guid/11502
Может в этом причина?
Если не осталось никаких списков с иконы, то может быть смогут описать, как выглядела икона - с Младенцем или нет? Может какие-нибудь детали вспомнят?
Вот уж действительно: "умом Россию не понять..."
И донские казаки, оказывается, тоже широко отмечали этот праздник. Более того, это был один из трех самых значимых престольных праздников
и назывался «ВременнАя». Вот ссылка: http://www.ierei.net/holidays
А этот же день в других храмах называют "Ременная". Как в с. Коровино Белгородской обл. или, например, в Покровском храме с. Беседино в Курской области http://pokrow-besedino.prihod.ru/news/guid/11502
Думаю, что ответ на этот вопрос можно найти в статье Российского Этнографического музея: "Святая Параскева Пятница пользовалась особым почитанием у восточных славян, наравне с Николаем Чудотворцем (см. Николин день) и Богородицей (см. Рождество Богородицы). На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери."kolco писал:
я тоже начинаю склоняться к версии, что это все же почитание "временной пятницы". только вот не понятно, как они перепутали Параскеву с Богородицей.
Может в этом причина?
Если не осталось никаких списков с иконы, то может быть смогут описать, как выглядела икона - с Младенцем или нет? Может какие-нибудь детали вспомнят?
Весело у вас на Орловщине. Эти названия еще ничего, бывает такие встречаются, что вслух стыдно произносить. Всегда задавалась вопросом, - это же как надо было любить свою малую родину, чтобы назвать ее "Самодуровка" , "Поганец" или "Гнидовка"?kolco писал:
ради интереса и прикола приведу другие примеры более успешного переименования орловских деревень.например,деревня Огрызовка была переименована – в деревню Калинец, посёлок Разуваевский – в посёлок Отрадный, деревня Поганец – в деревню Садовая, деревня Александро-Гнидовка – в деревню Александровка, деревня Хряковка-Лопата – в деревню Нагорная, деревня Самодуровка-Корытовка – в деревню Ольшанка.деревня Пустобяка – в деревню Малиновка, деревня Мёртвая – в деревню Луговая. в них скорее всего жили крепостные. пока этот вопрос уточняю)))

Re: "Ременная" икона Божией Матери
спасибо огромное. хорошие ссылки. узнавать конечно с каждым годом сложнее и сложнее. старики уходят из жизни все быстрее и быстрее. да и памяти у них не всегда хватает. буду стараться узнавать об иконе больше.
На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери."
Может в этом причина?
скорее всего в этом причина и заключается. может быть.

На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери."
Может в этом причина?
скорее всего в этом причина и заключается. может быть.

