[icon-250] Ярославская Печерская икона - неоднозначности

Здесь можно обсудить иконы, которые уже опубликованы на сайте pravicon.com
Ответить
qwerty
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 23:36

Re: Обсуждение неоднозначностей с иконами

Сообщение qwerty »

Хотел предложить обсудить "Ярославскую (Печерскую)"

Осмелюсь утверждать, что только два изображения
являются Ярославской (Печерской)

http://pravicon.com/image-19276
Икона двусторонняя Богоматерь Ярославская - Св. Дмитрий Ростовский. Дерево, масло. 95Х58. Ростово-ярославский регион, 1830-е годы

http://pravicon.com/image-25757
подписана "Образ пресвятыя Богородицы Спасоярославская, прославившаяся многими чудесами в #аwкг (1823), мая дI (14) дня, что в Ярославле Спасопреображенском манастыре"

перевод описания
Печерской (Печерская Божией Матери) русского, около 1900 Картон , масло. Восседает Божия Матерь с младенцем в центре в окружении четырех покровителей семьи, в том числе свв. Анна, Татьяна и Александр. Мелко окрашены, преимущественно с красным, зеленым и золотом. На нижней границе , вписанного в кириллице. Граница минимально восстановлена. 45,7 х 38 см.

Анализ провел на основании 3 источников
книги С. Снессоревой
книги Е. Поселянина
Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников [2011]

1. Дата явления
2. Место явления
3. Вид изображения
4. Судьба изображения

по книге С. Снессоревой (вроде самый ранний источник, у меня по 2-му изданию 1898 г.)
1. Явление - в 1823 г. (дата не указана преполагается дата празднования 14 мая)
2. Место - под колокольней архиерейского дома храм в честь Происхождения честных древ Креста Господня.
3. Вид изображения - написанная на стене икона Божией Матери Печерская (нет упоминания о предстоящих прпп. Антония и Феодосия)
4. Судьба изображения - была в наличии

по книге Е. Поселянина (год первого издания вроде 1914 г.)
1. Явление - 1 мая 1823 года (почему 1-го, а празднование 14-го, если только 14 минус 13 (за новый стиль после 1900 г) ошибка?)
2. Место - Храм она обрела в архиерейском доме города Ярославля: он был посвящен Происхождению Честных Древ
3. Вид изображения - Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем и с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием, чудотворцами Печерскими.., ...увидела на стене
4. Судьба изображения - предполагается что была в наличии

по Источнику: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников [2011]
1. Явление - Это было 1 мая 1823 года (?)
2. Место - в архиерейском доме города Ярославля. Храм был посвящён Происхождению Честных древ Животворящего Креста Господня.
3. Вид изображения - на стене икону под названием ПЕЧЕРСКАЯ
4. Судьба изображения - В настоящее время икона утрачена. Не сохранилась и церковь в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня

Что сегодня имеется в Ярославле (по Википедии)

1. Церковь Спаса на Городу (другие названия — Церковь Спаса Преображения на Городу; Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу) — церковь в историческом центре Ярославля на {Которосльной набережной}. Расположена у самой границы {Рубленого города} на пологом спуске к низкому берегу {Которосли}.

В 1672 году на месте сгоревшей деревянной церкви построен каменный храм. Он возведен по образцу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, но с учетом местных особенностей. С 12 июня по 2 августа 1693 года интерьер храма был расписан фресками.

В 1858 году стенопись была обновлена

В конце 1926 года приход закрыт, а здание церкви передано в ведение местного краеведческого музея. В 1930 году были сняты кресты над главами. 20 марта 1935 года постановлением Президума ВЦИКа здание храма поставлено на госохрану. В 1936 году арендатором церкви стало областное отделение Союзутиля, которое использовало её в качестве складских помещений для утиля. А с 1939 года она арендована Яроблторгом и продолжала служить складом для различных товаров. В 1960-х годах церковь передана в ведение Управления культуры области. С тех пор и до начала 1990-х годов здесь находился книжный склад.

В 1978—1981 годах храм был отреставрирован силами ЯСНПРМ. Полностью восстановлены фасады главного объема, северного придела и колокольни. Водружены золоченые кресты. Ликвидированы наиболее опасные трещины и выбоины. В 1991—1993 годах проведены повторные ремонтно-восстановительные работы. В июле 2003 года храм передан {Ярославской Епархии}.

Вопросы
Могла ли быть фреска 1693 г Печерской иконы, В 1858 году стенопись была обновлена?
Причем архиерейский дом?

2. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь (Спасо-Ярославский монастырь) — древний мужской упразднённый {монастырь} в {Ярославле}

После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году, освятили заново построенный по образу {Благовещенского} и {Архангельского} соборов {Московского кремля} Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор. Сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его {фрески}, написанные в 1563—1564 годах, — древнейший памятник {стенописи} в городе

В {1787 году}, в связи с переносом кафедры {митрополита} из Ростова в Ярославль, Спасский монастырь был преобразован в Ярославский архиерейский дом. Появились новые постройки — Семинарский корпус, Церковь ярославских чудотворцев Фёдора, Давида и Константина (1831 год) (на месте Входоиерусалимской церкви 1617 года), {ризница}, Смоленская часовня (1830).

В советское время реставрация производилась в 1918—1923 (под руководством {П. Д. Барановского} — ликвидация последствий {Ярославского восстания}) и в 1957—1958 годах. На данный момент часть зданий также ремонтируется.

Ныне территория монастыря является основой {Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника}.

Вопросы
Монастырь был преобразован в Ярославский архиерейский дом, в описании не упоминается храм в честь Происхождения честных древ Креста Господня?

А вот сообщение с сайта "Ярославль"
http://www.moi-jaroslavl.ru/monastiri/s ... l?start=10
Спасо-Преображенский монастырь XIX век

В 1823 г. в стенах бывшего монастыря была обретена новая святыня - чудотворный образ Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней - Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Теперь это был Архиерейский дом, соответственно постройки монастыря переделывались под новые нужды.

Делаю выводы. "Ярославская (Печерская)" была фреской 1563—1564 годов Спасо-Преображенского собора архиерейского дома (Спасо-Преображенский монастыря). в настоящее время утеряна.
Авторы не знали точно истории и не видели истиного изображения.
Полагаю, что только два изображения близких по времени и изображению (положение рук Богородицы и Христа) являются изображениями Ярославской (Печерской), остальные хотя и приведены в книгах С. Снессоревой и Е. Поселянина являются допустим Киевской
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: Обсуждение неоднозначностей с иконами

Сообщение tol »

Раздел подчистил. То, что Антония и Феодосия могло не быть на Ярославской иконе - возможно. На счет фрески - нет каких-либо фактов. Книги Поселянина и Снессоревой, безусловно, огромный труд, но те, кто изучал эти труды знают, что там ошибок как грибов после дождя. У меня даже сложилось впечатление, что они не видели оригиналов может и 90% икон, которые описывали. Но это и понятно. Интернета не было, самолетов не было, и я не думаю, что Поселянин или Снессорева на гужевой повозке ездили по всем епархиям Руси рассматривать все иконы, которые они описали в книге. Материалы [вероятнее всего] собирались на основании того, что было, а это - либо списки икон в местных церквях, либо многочастные иконы (миниатюры на которых - сами по себе источники жутчайших ошибок, которые перекочевали в описания Поселянина и Снессоревой). В самых печальных случаях наверняка использовались словестные описания из каких-то более старых книг и журналов, которые сами могли быть напичканы ошибками (типа "услышал рассказ от мужика, которому рассказал другой мужик, и вот теперь повествую Вам, многоуважаемый читатель").

Сейчас таким путем идти не надо, так как это вносит еще больше непонятностей. Чтобы сделать какие-то выводы, нужно опираться не на Поселянина и Снессореву, а на какие-то локальные архивные материалы той местности, где имелась икона. Понятно, что за время коммунизма многие следы были стерты, но иногда что-то находится. Конечно, в идеале этим должны заниматься краеведы, которым это интересно, потому что это требует немало времени и усилий, и нужен постоянный доступ к местным архивам, возможность общаться с местными старожилами и т.п. Так по крупинке собираются частички воспоминаний, из которых можно составить более или менее понятную картину.
qwerty
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 23:36

Re: Обсуждение неоднозначностей с иконами

Сообщение qwerty »

Увы, увы мне. Посыпаю голову пеплом.

нашел книгу: Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. 1881.
http://starieknigi.info/Knigi/V/Vladimi ... r_1881.pdf

на стр.76-77
храм в честь Происхождения честных древ Креста Господня занимал нижний этаж колокольни и был переименован в храм Печерской Божией матери (только в тексте упомянута дата 20 мая 1823 г.)
на стр. 80
описывается чудотворная икона написанyая на стене в конце 16 или начале 17 вв. описывается украшения при этом предстоящие все равно не упоминаются.
Вложения
Буфер обмена01.jpg
Буфер обмена01.jpg (182.22 КБ) 7032 просмотра
Буфер обмена02.jpg
Буфер обмена02.jpg (179.79 КБ) 7032 просмотра
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: Обсуждение неоднозначностей с иконами

Сообщение tol »

Вот такие киниги - уже более достоверный источник информации. В вопросе относительно наличия или отсутсвия предстоящих вот что беспокоит: не знаю, как в 16 веке, но в нынешнем Печерская икона твердо ассоциируется с Антонием и Феодосием. Такая же икона без них называлась бы сейчас иначе, например, Богородица на троне или Испанская, Кипяжская или еще как (с ходу все не вспомню, но есть не менее пяти разновидностей на сайте). Если Печерская икона уже тогда предполагала непременное наличие Антония и Феодосия, довольно странно, что о них никто не упоминает и на списках иконы их нет. Могло ли быть, что изначально Печерская икона была лишь Богородицей на троне, а по мере роста почитания Антония и Феодосия их стали дописывать сбоку, и получились разновидности Киево-Печерской иконы? Тогда вопрос, почему при описании Печерской-Ярославской иконы нигде не упоминаются Антоний и Феодосий, не возник бы.

Информация к размышлению (ничего не утверждаю). Икона http://pravicon.com/image-16944 имеет множество ляпов, но вот, что интересно. "Мая 3 Печерская" икона изображает Антония и Феодосия. Зато "Авг 15 Псково-Печерская" и "Окт 7 Псково-Печерская" мало того, что изображены немного различно, но обе не имеют Антония и Феодосия". Впрочем, как и "Авг 17 Свенская". Забавно и то, что под Псково-Печерской иконой нам известны иконы Умиление и Успение, но не Богоматерь на троне! Зато "Июля 28 Псковская" - действительно Богоматерь на троне, да еще и с предстоящими ангелами (не забыли нарисовать). Еще раз повторюсь, что эта многочастная икона имеет очень много ошибок, но факт стоит того, чтобы его запомнить, чтобы вспомнить, если появятся другие подобные факты.

Если бы нашлись НАСТОЯЩИЕ старинные подписанные Печерские иконы без Антония и Феодосия, это могло бы многое объяснить, в том числе и ситуацию с Ярославской-Печерской иконой.
qwerty
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 23:36

Re: Обсуждение неоднозначностей с иконами

Сообщение qwerty »

А если так.

В Спасо-Преображенском монастыре г. Ярославля отслужен молебен перед древней Ярославской (Печерской) иконой Божией Матери


http://yareparhia.ru/%D0%B2-%D1%81%D0%B ... %8F%D1%80/
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: Обсуждение неоднозначностей с иконами

Сообщение tol »

Текст многое проясняет. Остается только вопрос, почему она называется Печерская, но при этом изображается без Печерских чудотворцев. Интересно посмотреть на "Но сейчас от иконы мало что осталась. В советское время большая часть святыни была сколота". Было ли там изначально место для Антония и Феодосия, но они "осыпались" со временем и их решили не восстанавливать, и на списки икон последующих веков они не попали? Или же сюжет изначально не предполагал наличия Антония и Феодосия, но тогда почему икону называют Печерской, а не как-то иначе? Либо же опять возвращаемся к мысли, что когда-то давно было время, когда Печерские иконы без предстоящих никого не удивляли. Может еще какие-то варианты?
qwerty
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 23:36

Re: Обсуждение неоднозначностей с иконами

Сообщение qwerty »

Снова персмотрел книгу: Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-преображенский монастырь что ныне архиерейский дом. 1881

Икона Печерская упоминается на стр. 33 (над царскими вратами ц. Входа в Иерусалим), 71 (в ц. св. Князей над дверью в галерею Печерской ц.), 73 (по левую сторону Царских врат ц. св. Князей), 79 и 80 (чудотворная Печерская), 83 (в алтаре над жертвенником Печерской ц.), 89 (за клиросом храма Воскресения). Подробно перечисляя святых на разных иконах, украшения чудотворной иконы, только на стр. 71 описана с преклоненными св. угодниками.
В приложениях стр. 201 "Чудесное исцеление от Печерской иконы богоматери..." печерской икона названа только в заголовке, а по тексту просто иконой Божией Матери.

Молебен в день памяти Ярославской (Печерской) иконы Божией Матери (можно увидеть место где была чудотворная икона)

http://yareparhia.ru/%D0%BC%D0%BE%D0%BB ... %B5%D1%87/


Древнейший список Печерской иконы Свенская 1288 г. (http://pravicon.com/image-11898), преподобные изображены в рост. Судьба самой Нерукотворной неизвестна, икона была явлена при жизни самих преподобных и в принципе сами преподобные на ней не могли быть изображены. Когда на иконах появились припадающие преподобные, и были ли они приписаны после прославления угодников на саму Нерукотворную?

Что за икону держат Ангелы http://pravicon.com/image-13872
---------------------------------
Владимирская Флорищевская http://pravicon.com/icon-522 поставлено изображение Владимирская икона Божией Матери. Праздники из ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в Вологде. 1549 г. (ВГИАХМЗ) см. http://www.pravenc.ru/text/154962.html, сама Владимирская Флорищевская После закрытия мон-ря иконы и утварь как художественные ценности были переданы в ГВСМЗ. Местонахождение В. и. «Флорищевская» в наст. время неизвестно. (там же). Там же есть Владимирская икона Божией Матери с Престолом уготованным и избранными святыми на полях. Симон Ушаков. 1660 г. (ГВСМЗ) 2 В. и. были созданы Ушаковым с учениками для Успенского собора Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., настоятелем к-рой был родственник иконописца игум. Иларион (с 1682 митрополит Суздальский). 1-я икона кисти Ушакова из пустыни не сохранилась. Она была «строгого иконописного стиля» и «прекрасного письма», украшена ризой в 1792 г. и вставлена в икону с сюжетными клеймами XVIII в. (Георгиевский. 1896. С. 123-124). 2-я (105´ 70 см; ГВСМЗ) стояла в алтаре около жертвенника. Образ Богоматери в среднике, как и др. В. и. письма Ушакова, по иконографии точно повторяет древний чудотворный образ. Письмо пластически трактованных ликов выполнено по темному санкирю, крупные глаза изображены в «живоподобном натурализме». В центре верхнего поля, на «облачном» розовом фоне медальона,- «Престол уготованный с орудиями Страстей», в углах - поколенные образы архангелов в овалах. На нижнем и боковых полях в аналогичных овалах - святые: на левом - прп. Силуан и архиеп. Андрей Критский (по надписи XIX в.), на правом - архидиак. Стефан и прп. Пимен Великий, на нижнем - мч. Феодор Тирон, Мария Египетская и прп. Евфросиния Муромская. На нижнем поле - пространная надпись: «В лето… 1660 года написан сей образ… в… граде Москве изографом Симоном Ушаковым с учеником его Андреем Владимировым… в лавру Успения… в память по своих родителях схимонахе Филарете, схимонахе Савватие, схимонахе Сергие, Татиане, Андрее и прочих...» в книги С. Снессоревой "во Флорищевой пустыни"
-----------------------------------------------

В книге Косаткин В.В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Ч.1. Монастыри. 1906 http://starieknigi.info/Knigi/K/Kosatki ... 1_1900.pdf, нашел описание Рождество Пресвятой Богородицы Лукиановская, просто ради интереса.
Вложения
Буфер обмена03.jpg
Буфер обмена03.jpg (133.84 КБ) 6984 просмотра
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: [icon-250] Ярославская Печерская икона - неоднозначности

Сообщение tol »

только на стр. 71 описана с преклоненными св. угодниками.
Но если их упомянули, значит они были? Бывает, что какие-то детали иконы не описывают, так как они подразумеваются. Если [предположим] все знают, что Печерская икона изображает Богоматерь с преподобными, зачем каждый раз об этом писать, вполне допустимо писать "икона Богоматери" или просто "икона". Ну и потом, акцент в иконе, все-таки, на Богоматери. Мы же не воспринимаем Печерскую икону как икону Антония и Феодосия с Богоматерью на заднем плане. Очевидно, что это в первую очередь икона Богоматери, а Антоний и Феодосий, как сейчас говорят, дорисованы в качестве бонуса. Даже на той иконе, которую Вы упомянули (http://pravicon.com/image-11898), они изображены ЗА троном, то есть как бы второстепенно, а не перед ним, как изображают сейчас.

О возможности существования Печерской иконы без преподобных Антония и Феодосия:

http://pravicon.com/image-16791
1790 год. Нет Антония и Феодосия, зато у трона - очень мелко нарисованные коленопреклоненные игумены Киево-Печерской лавры Варлаам, Никон, летописец Нестор и иконописец Алипий.

http://pravicon.com/image-25786
Добавлена на сайт как "Печерская икона Божией Матери с предстоящими вмч. Никитой и вмц. Анастасией Узорешительницей". Хотя на счет этой иконы у меня большие сомнения, так как нет подписи. Может перенести ее в раздел Богоматерь на троне?
Ответить