на странице:
пРИХОД храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне г.Миоры
статью:
Заложение новой каменной церкви в c. Узмены (Дисненского уезда)
http://www.hram-miory.vitebsk.by/arhiv.html
Украшает:
Узмёнская икона Пресвятой Богородицы. Список 2017 г. Иконописец Елена Логинова
http://www.hram-miory.vitebsk.by/images ... is2017.jpg
Что за икона?
Поискал дополнительную инфу.
Журнал "Небесные врата" № 8 2016 г. издается по благословению высокопреосвященного Павла Митрополита Минского и Заславского Париаршего Зкзарха всея Белорусии
http://vrataby.com/assets/images/arhiv_ ... m_2016.pdf
Узмёнская Богородица (Стр 37(39))
Наша группа паломников подобралась очень серьёзная, почти как выездная экспедиция Академии наук по выявлению художественных памятников Беларуси: реставратор по дереву, профессиональный фотограф, коллекционер, реставратор по живописи, автор книги о чудотворных иконах Богоматери в Беларуси. В общем, мы были готовы к любым загадкам культурологии и хотели ещё раз увидеть живописные места, запечатлённые батюшкой Павлом Волынцевичем столетие назад на стеклянных негативах (материалы об отце Павле уже публиковались в разные годы в нашем журнале. – Ред.). Митрофорный протоиерей служил больше сорока лет у алтаря Свято-Никольской церкви в Узмёнах и прожил здесь свои лучшие годы с матушкой Верой. Другой задачей нашей поездки была икона Узмёнской Богородицы, которая тесно связана с судьбой батюшки Павла Волынцевича.
Мы вошли под прохладные своды колокольни, где на побелённой оштукатуренной стене нас встретила милая и наивная копия художника-самоучки на сюжет «Бегство в Египет». В композиции явно угадывалось что-то далёкое от французского классицизма XVII века. Интерьер храма сразу узнавался по старой фотографии батюшки Павла Волынцевича. Тот же крестовый большой свод перекрывает всё пространство храма. Арочный алтарь устроен напротив входа, а перед левым клиросом возвышается напольный киот с чудотворной иконой Узмёнской Богородицы. Подумалось, сколько же раз входил батюшка под эти своды, вознося хвалу Всевышнему?
Столетия в благостной тишине Узмёнская Богородица выслушивала молитвы о помощи, о радости и горе, о покаянии. Она шла вместе с прихожанами в крестном ходе, овеянная ароматами священного ладана в радостном песнопении церковного хора. Она помнила и приезд владыки Тихона в Узмёны, будущего первого Патриарха всея Руси после двухсотлетнего синодального периода. Это случилось 1 августа 1916 г. в светлый праздник Происхождения честных древ животворящего Креста Господня, в народе больше известного как Медовый Спас или Маковей. Шла Первая мировая война, а недалеко от фронта множество верующих вместе с архиепископом Тихоном и своим пастырем Павлом Волынцевичем возносили молитвы, уповая на помощь Всевышнего.
Пройдёт год, и наступит «великий Октябрь 1917-го», и сам народ уготовит невиданные доселе тяжелейшие испытания огромной стране. И будущий патриарх предаст анафеме новую власть, и станет новомучеником Российским. Но это будет потом... А сейчас, как бы предчувствуя это и в назидание, владыка обратился к верующим с призывом любить свою Церковь и хранить веру православную всегда. И было освящение вод быстротечной Двины, и «цыганский» дождик прекратился при мощном гласе тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», и множество лепестков роз из нежных детских рук устлали путь архипастыря…
Узмёнская Богородица помнила и грохот орудий красной флотилии, которая майскими днями 1920 г. пришла по Двине из Витебска устанавливать диктатуру рабочих и крестьян. Возможно, в церковь забегали красноармейцы, чтобы укрыться от огня латышского бронепоезда. И она укрывала от смерти нерадивых случайных «прихожан». А отметины от пуль и осколков до сей поры видны на чугунных крестах старого кладбища.
Она помнила холёных польских «жолнеров», стоявших тут на страже границы Крэсов Всходних. Граница проходила почти рядом с храмом, по фарватеру Двины. Офицеры часто гостили у батюшки, заходили в храм осмотреть старинную икону. Сняв «конфедератки», читали «пацеры». Она казалась им почти родной и своими двумя коронами напоминала Остробрамскую «Матку Боску» из Вильны.
Она помнила и немецких солдат в серо-зелёной форме. Удивительно, что её не увезла «айнзацкоманда», которая шарила по всем оккупированным храмам и музеям, выискивая культурные ценности. Видимо, не предполагали, что в такой глуши у белорусов может скрываться что-то ценное.
Она помнила и закрытие храма, и тихие молитвы в доме церковного старосты. И вот она вновь стоит в том же киоте, а все земные страсти лежат попранными у образа…
По воспоминаниям местных старожилов, икону Узмёнской Богородицы почитали как чудотворную с давних времён и православные, и католики, и униаты. Ни один крестный ход в Узмёнах не обходился без этой Небесной Заступницы. Икону при этом несли две незамужние девушки. Архивных документов по иконе сохранилось очень мало, потому приведу полностью заметку из «Вестника Виленского Свято-Духова братства» за 1907 г.: «В нашей церкви есть старинная икона Божией Матери; на ризе ея вычеканен 1791 год. Сама икона… ещё древнее. Перстосложение Иисуса Младенца на ней православное, надпись греческая. Икону эту чтит православный люд не только нашего прихода, но и соседних. Рассказывают о случаях, когда больные после молитв у иконы выздоравливали. В сем году по инициативе и стараниями настоятеля церкви отца Павла Волынцевича устроен к иконе великолепный киот. Освящение его состоялось 10 июня при большом стечении народа».
Автор заметки – Георгий Жук, учитель местной церковно-приходской школы. Это он донёс нам через столетие известие о Богородичном празднике в Узмёнах. Великолепный киот, о котором позаботился батюшка Павел Волынцевич, к сожалению, за столетие претерпел изменения. До войны его сохранению поспособствовала граница, пролегавшая возле храма между Советской Белоруссией и Крэсами Всходними. За «польским часом» и в военное лихолетье храм был действующим; закрыли его в 1960-е годы, на волне борьбы с религией, и устроили зернохранилище, а все культовые и сакральные вещи за ненадобностью уничтожили или свалили в кучу. Золотые врата местный председатель, по рассказам старожилов, утопил в Двине. Такая рачительность в борьбе с религией не прошла ему даром. Колхозный руководитель потом утонул в холодных водах Двины. А чудотворную икону спас местный церковный староста Фёдор Рачицкий. Он вынул икону из киота, благо она была не очень большая, и принёс домой, повесил в красном углу своей светлицы, чтобы каждый верующий человек мог прийти и помолиться перед образом…
Узмёнская икона Богородицы по иконографии – это Одигитрия (с греческого – Путеводительница). Богоматерь облачена в красно-коричневый мафорий; крупные складки его моделированы в светах жёлтой охрой. По краю мафорий украшен полосой орнамента «в сеточку» сусальным золотом на отлип. На правом плече Богородицы, в складках мафория, просматривается небольшая звезда Приснодевы из творёного золота. Туника тёмного сине-зелёного цвета также ниспадает крупными волнистыми складками. Поручи туники выполнены сусальным «двойником» с последующей росписью барочного орнамента чёрно-коричневым лаком. Левой рукой Богоматерь придерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него. Богомладенец как бы присел на левую руку Матери. Он облачён в белый хитон, складки которого свободными штрихами моделированы сине-зелёной темперой, и в жёлто-охристый гиматий, обвивший тело Христа волнообразными складками, как в порыве сильного ветра. Правой рукой Богомладенец двуперстно благословляет, а левой прижимает к груди «державу» – символ власти; причём придерживает его, как небольшое сине-зелёное яблочко, грациозно на пальчиках. Лики и руки Богородицы и Христа переписаны масляной живописью в ХХ веке без многослойных лессировок. Видно, что работал не профессионал, а самоучка, правда, со старанием.
Фон иконы, к сожалению, сохранился частично, да и опилена она со всех сторон сантиметров по десять. Большая часть резного фона сохранилась слева от Христа. Чуть выше Его лика расположен прямоугольный фестон с сакральными обозначениями греческой антиквой: ΙC XC. Справа от Богородицы резной фон утрачен до основы иконы, частично сохранился прямоугольный фестон, на котором написаны киноварной темперой (?) сакральные обозначения Богородицы, тоже погречески, с титлами вверху: ΜΑ ΘΕΥ. Общая композиция резного фона изначально была арочная, причём верхние углы оставлены гладкими – они покрыты двойником с последующей росписью чёрным лаком виньеток с растительным орнаментом. Нимбы Богородицы и Богомладенца орнаментированы внутри извивающимися язычками небесного света. Над нимбами врезаны княжеские короны. Весь резной фон покрыт двойником на светло-оранжевый полимент. Двойник – это когда тончайшие сусальные листы серебра и золота проковывались вместе; получалось, так сказать, «выбеленное» золото, или золото с лигатурой серебра.
О возрасте иконы… По сведениям, доступным в научной литературе, складывается противоречивая картина. Думаю, что более-менее правдивая информация такова. В 1736 г. в Узмёнах была построена деревянная униатская церковь, приписанная к ближайшему приходу Забелинской церкви Святой Троицы. Икону, возможно, заказал властитель Узмён в конце XVII – начале XVIII веков в православной иконографии и в своеобразном единении западной и восточной (византийской) традиций, характерных для белорусской школы иконописи. Стилистика резного орнамента, который украшает фон Узмёнской иконы, также указывает на это время…
Первые коронованные Богородичные иконы на территории Речи Посполитой появились в XVII–XVIII веках. Это были: Ченстоховская, Тракайская, Жировичская, Белыничская, Почаевская. Будславская икона на списках XVIII века всегда изображалась в коронах. Мотив коронации Богородицы на Руси получил большое распространение в XVIII столетии, в так называемый век «бабского царствования». Однако ещё до этого первым изображением коронованной Богородицы в русской иконографии стала икона «Вертоград заключённый», написанная царским изографом Никитой Павловцем в 1670 г. Так и хочется сказать, что без нашего влияния тут не обошлось!
Узмёнская Богородица была изначально украшена коронами, о чём говорит резной орнамент фона, то есть икона является списком с коронованного чудотворного древнего прообраза. Какая отличительная черта в иконографии Узмёнской Богородицы? Конечно, яблочко-держава, которое изысканно держит на пальчиках Богомладенец. Коронованный Богородичный образ, где Младенец держит в руке яблоко, – это же Будславская икона! Она также написана в византийской традиции и иконографии. Вроде всё становится на свои места. И не удивительно, что владелец Узмён Константин Щитт-Немирович заказал список именно этой иконы. Его отец Юстиниан был «фундатором» францисканского монастыря в Прозороках, а в Будславе храм с чудотворной иконой принадлежал монахамфранцисканцам. Возможно, список с иконы Будславской Богородицы был заказан виленскому или местному мастеру по прориси-рисунку или с древней гравюры. На гравюре чётко не видно, что́ Богомладенец держит в руке, потому многие списки XVIII века с Будславской Богородицы разнятся между собой в изображении этой детали. В руках Иисуса изображали то яблоко – символ первородного греха и его искупления, то гранат – символ воскресения и единения Церкви. Могли изобразить яблоко-державу. Царственный символ и назывался раньше – «яблоко царского чина», или «яблоко державное», а пришёл он в иконографию из раннего Средневековья от византийских и германских императоров. Гравюра тоже даёт ключ для понимания такого приёма, как декоративные виньетки по углам вверху Узмёнского образа.
Ниточка загадки Узмёнской Богородицы как будто распуталась, но это произошло только через несколько лет после осеннего паломничества в небольшую деревушку на берегу Двины.
Игорь Сурмачевский,
художник, реставратор,
дизайнер и коллекционер
Узмёнская икона Пресвятой Богородицы
Узмёнская икона Пресвятой Богородицы
- Вложения
-
- Узмёнская икона Пресвятой Богородицы. Список 2017 г. Иконописец Елена Логинова
- Uzmenskaya_Ikona_spis2017.jpg (84.03 КБ) 65711 просмотров
-
- Журнал "Небесные врата" № 8 2016 г
- Буфер обмена01.jpg (794.95 КБ) 65711 просмотров