Re: Список неопубликованных икон Пресвятой Богородицы
Добавлено: 01 июл 2019, 02:42
Список всех редких икон
http://pravicon.com/icons_unpublished.html?id=99
Название: Казанская Иркутская
Варианты названия:
Дни празднования: 0708
Описание:
{1} Казанская Иркутская 8 июл. 254.
----------------------------------------
На некоторых сайтах икону http://pravicon.com/image-1100
именуют КАЗАНСКАЯ - Иркутская- Список с чудотворной иконы, из Иркутской Крестовоздвиженской церкви
http://www.cirota.ru/forum/view.php?sub ... r_id=35093
http://святой-модест.рф/articles/%D0%BF ... D0%BE.html
плдтверждения этому не нашел.
=======================================================
Словари онлайн
https://rus-russian-enc.slovaronline.co ... 0%90%D0%AF
ИРКУТСКАЯ КАЗАНСКАЯ
чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской чудотворной иконы. Находилась в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае, после посева ярового хлеба, носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям для освящения посевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба в окрестностях Иркутска.
Празднуется 8/21 июля.
Прот. И. Бухарев
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"
------------------------------
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
https://www.sedmitza.ru/lib/text/440224/
Бухарев И.Н., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Июль
-----------------------------
Азбука веры Православная библиотека протоиерей Иоанн Бухарев Сердец наших утешение. 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev ... goroditsy/
https://azbyka.ru/otechnik/books/origin ... %D1%8B.pdf
=======================================================
Михаило-Архангельский Харлампиевский храм. Иркутская епархия
Чудотворная икона Божией Матери “Казанская” в Иркутске (запись 28.09.2018) https://harlamp.ru/2018/09/28/chudotvor ... -irkutske/
" Чудесное явление иконы по времени совпадает с началом освоения сибирских земель во второй половине XVI в., может быть, поэтому здесь Казанская икона Божией Матери стала особо чтимой.
Первое упоминание об иконе Богоматери “Казанской” и желание жителей Иркутска иметь храм, освященный в ее честь, возникли во время следования в Китай святителя Иннокентия (Кульчицкого) через наш город в 1722 г. Была ли эта икона занесена в Иркутск первыми поселенцами или написана здесь – осталось тайной, хотя Прокопий Громов – известный в Восточной Сибири историк христианства – предпринимал значительные усилия для ее разгадки. В своей книге “Начало христианства в Иркутске” он публикует документ – приходо-расходную книгу Иркутского Богоявленского собора в период его строительства. В ней записаны вклады жителей и гостей города в 1720-е гг. Некоторые из них имели пометки об их целевом назначении, т. е. на строительство храма во имя Богородицы Казанской. Например, торговый человек из Сольвычегодска Михаил Кузьмич Новосельцев пожертвовал “новому строению каменному церкви Пресвятой Богородице Казанской серьги алмазные по московской цене 31 руб.” (3). В феврале 1724 г. монах Троицкого монастыря Сильвестр “Богоматери в казну приложил два рубли, да кожан половинчатый, а тот кожан продан за семь гривен” (4). Часть вкладов шла в приклад к “церкви Богоявления Господня”, из чего можно сделать вывод, что новый кафедральный собор предполагался быть построенным двупрестольным: во имя Богоявления Господня и Казанской иконы Божией Матери. Придел Казанской иконы Божией Матери в Соборе Богоявления был освящен в 1764 г. и чудотворная икона была помещена в иконостасе слева от Царских врат.
Чудотворная икона “Богоматерь Казанская” прославилась исцелениями множества иркутян, которые обращались пред ней к Пресвятой Богородице с молитвами , и чудесным образом получали помощь в трудные времена. У святыни молились в разных ситуациях.
Например, в Иркутской летописи описывается крестный ход 23 августа 1797 г. из Собора к колокольному заводу около Крестовоздвиженской церкви, где должен был отливаться большой колокол для Иркутского Богоявленского собора. Уже было сделано две неудачных попытки отлить этот колокол в декабре 1796 и весной 1797 гг. На третий раз было совершено усердное моление перед чудотворной иконой, затем крестный ход доставил ее на территорию колокольного завода, где она находилась двое суток, пока отливался колокол. На этот раз все получилось.
Особое покровительство Богородицы – защиту от неурожаев – получали крестьяне. Начиная с 1787 г., когда 21 мая “св.икона Богоматери из Собора в первый раз [была] торжественно вынесена, по случаю засухи, на поля Кудинские, Хомутовские, Поздняковские и Оекские” (5) – ежегодно ее обносили по прибайкальским землям. Были даже специально разработаны “правила о порядке хождения из Иркутского кафедрального собора со святою иконою Богоматери, именуемой Казанской, по градам и весям Иркутской епархии“, опубликованные в Иркутских епархиальных ведомостях (14).
Размеры иконы были значительны (около 150 х 110 см) и для удобства ее транспортировки на дальние расстояния в середине XIX в. была сделана специальная карета.
Вот как описывался начальный этап выноса иконы из города Иркутска в Кудинское селение, свидетельствующий о глубоком почитании святыни: “1863 г. 21 мая икона из кафедрального собора пред начатием литургии принесена была во Владимирскую церковь (6), в которой по случаю храмового праздника служил архиепископ Парфений. По окончании литургии и молебна преосвященный сопроводил из храма св.икону и за церковною оградою совершил пред нею земное поклонение, и приложившись к ней, благословил процессию. Стечение богомольцев было многолюдное. По переходе р. Ушаковки, под звон колоколов в городе и Знаменской обители, священник и игуменья сей обители с сестрами встретили Чудотворную Икону на подьем с речки, изнесши во сретение из обители иконы Христа Спасителя и Знамения Божией Матери. Здесь совершено было краткое моление о еже сохранитися граду и обители, с осенением на четыре стороны животворящим крестом. По изнесении чудотворной иконы в сопутствии икон монастырских за якутскую заставу, вне города на поляне, на устроенном из камня благовидном помосте, пред водруженном в каменном же основании, деревянным большого размера крестом, совершено было настоятелем Кафедрального собора, протоиереем Пр[окопием] Громовым и священником Троицкой церкви Фирсом Зыряновым, городским благочинным Петром Преловским и Стефаном Литвинцевым, сопровождавшим икону от Владимирской церкви, молебное пение с водоосвящением. По окроплении пути и молящихся освященною водою, чудотворная икона понесена на раменах усердствующими в Кудинское селение, в сопровождении соборных священника, диакона и причта, а иконы монастырские, благоговейно несомые монахинями, возвратились в свою обитель” (7).
28 октября 1794 г. на святую икону Божией Матери была возложена серебряная с драгоценными камнями риза, выполненная московскими ювелирами. По этому случаю 1 ноября в Иркутском Богоявленском соборе “отправлялось церковное торжество” (16).
В описи церковного имущества за 1913 г. этот драгоценный оклад подробно описан: “Местная икона на левой стороне Царских врат “Казанской Богоматери” в сребропозлащенной ризе, длиною 2 ар[шина]. 4 вер[шков]., шириною 1 ар[шин]. 12 верш[ков] (* около 160 х 124*) с соединенными венцами над Спасителем и Божией Матерью; венцы Спасителя и Богоматери осыпаны белыми сразами; в средине венца Богоматери два Ангела, над коими по одной аквамариновой вставке; по сиянию венцов четыре больших и десять малых звездочек из разных цветных стекол; корона Богоматери усыпана сразами, с крестом, в коем три алмаза, шесть изумрудов, восемь сапфиров синего цвета и 106 различных камней; убрус низан ост-индийским, частью русским жемчугом, среди которого находятся настоящие недорогие разноцветные и поддельные камни; в том же убрусе звезда из бриллиантов и алмазов, из коих средний камень четыре карата весом и оценен в четыре тысячи рублей, а вся звезда в девять тысяч рублей, исключая работы. На правом плече Богоматери звезда с большою сразовою вставкою, ожерелие низано жемчугом, среди которого находятся настоящие недорогие и поделочные камни. Вес ризы неизвестен. Внизу ризы две сразовые вставки, под которыми слова: “Сия риза делана по благословению великого Господина епископа Вениамина I тщанием и радением Иркутского Вознесенского монастыря игумена Гавриила Копырина, и боголюбских подаяний: выкована, позлащена и каменьем убрана в царствующем граде Москве 1794 года 25 марта.” Вверху ризы надписи: Образ Казанския Божия Матери и MP ΘΥ позлащенными буквами на синих стеклах. Икона сия вместе с ризою вделана в сребропозлащенную раму. В 1896 году в мае месяце неизвестною жертвовательницею пожертвована бриллиантовая серьга в золотой оправе, состоящая из восьми малых и одного среднего бриллиантов, которая и прикреплена к иконе Богоматери в венец Младенца Иисуса. В 1911 году к означенной ризе прикреплены бриллиантовые знаки ордена св. Александра Невского, поступившие в дар Собору по духовному завещанию Высокопреосвященнейшего Тихона архиепископа Иркутского и Верхоленского. Крест подвешен на левом плече Божией Матери, а бриллиантовая звезда на правой стороне ниже лика Богоматери” (8).
10 апреля 1922 г. этот дорогой оклад чудотворной иркутской святыни был снят коммисией по изъятию церковных ценностей (под председательством С. Огнетова) (9) и, вероятно, вместе с другими 2023 предметами из драгоценных металлов, изъятых из иркутских храмов (10), был отправлен в Москву. О дальнейшей его судьбе нам ничего не известно. Сама Казанская икона Богоматери была оставлена в Иркутске и последнее упоминание о ней, известное нам, относится к 1928 г. Правление общины при Иркутских Богоявленском и Казанском кафедральных соборах 24 ноября 1928 г. обратилось в Иркутский окружной административный отдел с просьбой ” разрешить хождение по Иркутскому округу с иконой Казанской Божией Матери, с служением молебнов”, на что получила отказ, подписанный помощником начальника ОАО Поляковым и инспектором Адмнадзора Попрыкиным (11).
Настоящее местонахождение чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Казанская”, нам неизвестно. Мы изучили коллекции иркутских краеведческого и художественного музеев, а также иконы в большинстве действующих храмов Иркутска и Иркутской области. В фондах Иркутского областного художественного музея есть два образа, написанные на досках, близких по размеру к чудотворной иконе: 1) 159 х 121, инв. N И-45; 2) 158 х 122, инв. N И-46. Но стилистические данные живописи этих икон свидетельствуют о том, что они были созданы в XIX веке. Возможно, одна из этих икон была выполнена тогда, когда чудотворную икону из Богоявленского собора перенесли во вновь построенный Казанский собор в центре г. Иркутска, на Тихвинской площади. И чтобы не оставлять пустого места в иконостасе Богоявленского собора, написали близкую по размерам новую икону “Богоматери Казанской”. О перенесении в 1894 г. чудотворной святыни г. Иркутска в новый кафедральный Казанский собор существует множество свидетельств, в том числе и запись в Иркутской летописи.
У нас пока нет основания утверждать, что чудотворная Казанская икона Божией Матери погибла в 30-е годы прошлого столетия. Нас радует, что мы не нашли прямых доказательств ее уничтожения. Вполне возможно, что схороненная от людских глаз, она ждет своего часа, чтобы вернуться к иркутянам, как вернулись в свое время мощи Святителя Иннокентия.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения церкви о Ней и чудотворных икон Ее, на основании Священного Писания, свидетельств св. отцов и церковных преданий.- М., 1904 (Репринтное воспроизведение издания 1904 г.).- С.271
2. Там же, с.291, 293.
3. Громов П. Начало христианства в Иркутске и святой Иннокентий первый епископ иркутский. Его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. – Иркутск, 1868. – С.404.
4. Там же, с. 405.
5. Иркутская летопись (летописи П.И.Пежемского и В.А.Кротова) // Труды Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества.- Иркутск, 1911.- С.116.
6. Иркутская Владимирская церковь находилась на ул. Ланинской (ныне ул.Декабрьских событий).
7. М.Фивейский (кафедральный протоирей). Правила о порядке хождения из Иркутского кафедрального собора со св. иконою Богоматери, именуемой Казанской, по градам и весям Иркутской епархии // Иркутские епархиальные ведомости.- 1901, N 11.- Прибавления.- С.283 – 287.
8. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857-1880 г. (Продолжение “Летописи” П.И.Пежемского и В.А.Кротова).- Иркутск, 1914.- С.133- 134.
9. Иркутская летопись. – Иркутск, 1911.- С.135
10. ГАИО, ф.50,оп.1, д.14774, л.12об.-14
11. На полях “Описи церковного имущества Иркутского Казанского собора за 1913 г.” прочитывается запись: “Риза с камнями снята 10/IV-22 Огнетов” – ГАИО, ф.50, оп.1, д.14774, л.12об.
12. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. – Иркутск, 1994.- С.464-467
13. ГАИО, ф.р-727, оп.1. д.14, лл.421-422."
внутренний вид "чудотворная икона была помещена в иконостасе слева от Царских врат."
https://harlamp.ru/wp-content/uploads/2 ... tas-kr.jpg
"Настоящее местонахождение чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Казанская”, нам неизвестно.......
У нас пока нет основания утверждать, что чудотворная Казанская икона Божией Матери погибла в 30-е годы прошлого столетия. Нас радует, что мы не нашли прямых доказательств ее уничтожения. Вполне возможно, что схороненная от людских глаз, она ждет своего часа, чтобы вернуться к иркутянам"
=======================================================
Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия»
ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ. Святыни и крестные ходы. http://www.pravenc.ru/text/674055.html
"В Иркутске почиталась чудотворная Казанская икона Божией Матери. Чтимый ее список с 20-х гг. XVIII в. находился в кафедральном Богоявленском соборе, от него происходили многочисленные чудотворения. С сер. XVIII в. ежегодно в мае - июне совершались крестные ходы с чудотворной иконой по угодьям сел Куды, Оёк, Урика, а также по трактам Московскому, Якутскому и Кругобайкальскому. К чудотворному образу прибегали в различных ситуациях. В Иркутской летописи описан крестный ход 23 авг. 1797 г. из Богоявленского собора к колокольному заводу. На заводе были сделаны 2 неудачные попытки изготовить большой колокол для Богоявленского собора, после усердного моления перед Казанской иконой колокол удалось отлить. В 1894 г. на центральной Тихвинской пл. (ныне пл. им. Кирова) было закончено строительство Казанского собора, сооруженного на средства иркутского купца Е. А. Кузнецова; чудотворная икона была перенесена в новопостроенный собор. 28 окт. 1794 г. икона была обложена серебряным с драгоценными камнями окладом, выполненным московскими ювелирами. В 1922 г. драгоценный оклад был конфискован наряду с 2023 предметами из драгоценных металлов и камней, изъятыми из иркутских храмов. Чудотворная Казанская икона в 20-х гг. XX в. была записана иркутским худож. К. И. Померанцевым, в наст. время хранится в Иркутском обл. художественном музее. "
Казанская икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (ИркОХМ) (Вероятно изображена не чудотворная, т.к. выносная (на палке) и имеется приписной святой)
http://www.pravenc.ru/data/2011/12/21/1 ... 2/i400.jpg
=======================================================
Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата
20.07.2016
Чудотворная икона "Богоматерь Казанская" в Иркутске
" Образ Богоматери на русской земле пользуется особой любовью. Здесь в честь Ее построено большое количество церквей, монастырей, создано множество великих произведений искусства. Православные христиане часто называют Россию "уделом Пресвятой Богородицы".
Первые изображения Богородицы, как повествуется в церковном предании, появились еще при Ее жизни. Несколько икон написал апостол Лука, автор одного из Евангелий. На протяжении двух тысячелетий было создано большое количество вариантов Ее изображений. В христианской мариологии Россия имеет самую богатую иконографию Богоматери. Знаменитая Сергиевская Минея, изданная в 1901 году, содержит около 700 наименований.
Икона "Богоматерь Казанская". Иркутский областной художественный музейИз множества созданных за два тысячелетия икон некоторые прославились как чудотворные, т.е. наделенные особой божественной благодатью. При обращении к ним с молитвой человек мог исцелиться или получить помощь при жизненных невзгодах.
В Иркутске Богоматерь также особо почиталась. Во имя Ее было создано значительное число церквей: Владимирская, Знаменская, Смоленская, Тихвинская, Благовещенская, Покровская, Успенская и др. Неслучайно в нашем городе во 2-й половине XIX в. практически одновременно было построено два храма во имя Казанской Божией матери: один из них - Казанский собор (освящен в 1894 г.) на бывшей Тихвинской площади (сейчас площадь им. Кирова), уничтоженный в 30-е годы, второй - так называемая в народе Красная церковь в Рабочем предместье (освящена в 1892 г.), которая сохранилась до нашего времени. Кроме отдельно стоящих церквей, носивших название Казанских, в Иркутске были еще два придельных храма: в соборе Богоявления (освящен в 1764 г.) и в Знаменском монастыре (освящен в 1787 г.). Это объясняется тем, что в Иркутске была особо почитаемая на протяжении двух столетий чудотворная икона "Богоматерь Казанская".
...........
Первое упоминание об иконе Богоматери Казанской и желании жителей Иркутска иметь во имя Ее храм возникли во время следования в Китай святителя Иннокентия через наш город в 1722 г. Была ли эта икона занесена в Иркутск первыми поселенцами или написана здесь, осталось тайною, хотя Прокопий Громов - известный в Восточной Сибири историк христианства - предпринимал значительные усилия для ее разгадки. В своей книге "Начало христианства в Иркутске" он публикует документ - приходо-расходную книгу ИркутскогоИконостас Иркутского Казанского собора, в котором слева от Царских врат находилась Икона "Богоматерь Казанская" Богоявленского собора в период его строительства. В ней записаны вклады жителей и гостей города в 1720-е гг. Некоторые из них имели пометки об их целевом назначении, т. е. на строительство храма во имя Богородицы Казанской. Например, «1722 года ноября 23 дня в Богоявленскую соборную церковь образу Казанской Богородице приложил в приклад Михайло Никифоров цепочку женскую, колчетую, серебреную, золоченую, весом в пятнадесять золотников новую. Устюжанин Алексей Кузнецовский приложил Богородице Казанской два рубли денег» (2). «Много подобных Богородице Казанской вкладов и от других лиц, - из них последний значится в апреле 1731 года от устюжанина посадского Ивана Тихонова Иконникова, и состоял в прикладе к церкви Богоявления Господня и Казанской Богородице пуда воску" (3). Часть вкладов шла в приклад к "церкви Богоявления Господня", из чего можно сделать вывод, что новый кафедральный собор предполагался быть построенным двухпрестольным во имя Богоявления Господня и Казанской Божией Матери. Придел во имя Богоматери Казанской в соборе Богоявления был освящен в 1764 г. и чудотворная икона была помещена в иконостасе слева от Царских врат. 28 октября 1794 г. на святую икону "Богоматери Казанской" была возложена серебряная с драгоценными камнями риза, выполненная московскими ювелирами.
Чудотворная икона "Богоматерь Казанская" исцелила множество обращающихся к ней с молитвами иркутян, чудесным образом помогала им в трудные времена. К помощи иконы прибегали в разных ситуациях. Например, в Иркутской летописи описывается крестный ход 23 августа 1797 г. из собора к колокольному заводу около Крестовоздвиженской церкви, где должен был отливаться большой колокол для Иркутского Богоявленского собора. Уже было сделано две неудачных попытки отлить этот колокол в декабре 1796 и весной 1797 гг. На 3-й раз было усердное моление перед чудотворной иконой, затем крестный ход доставил ее на территорию колокольного завода, где она находилась двое суток, пока отливался колокол. На этот раз все получилось. На протяжении XIX и двух десятилетий XX в. (до установления советской власти) икону ежегодно возили по заранее назначенным маршрутам по всей Иркутской епархии, совершали с ней молебны в церквах, в домах прихожан, на их полях и пастбищах.
Большую роль чудотворная икона "Богоматерь Казанская" играла в торжестве прославления мощей святителя Иннокентия в г. Иркутске 9 февраля 1805 г. Кульминационным моментом праздника, проходившего в иркутском Вознесенском монастыре, была встреча мощей святителя Иннокентия с чудотворным образом Божией Матери Казанской, который был принесен в монастырь из собора Богоявления. Когда участники крестного хода, пройдя около 10 верст, приблизились к монастырю, иркутский архиерей Вениамин Багрянский, прибывший сюда вместе с духовенством ранее, прошествовал в Тихвинскую церковь, отслужил молебен, и вместе с монастырскими служителями и почетными гражданами, несшими мощи святителя Иннокентия, вышел навстречу крестному ходу. Этот момент изображен на картине небольшого размера, написанной маслом в начале XIX в. неизвестным художником на деревянной доске со шпонками. Картина ныне хранится в Иркутской Крестовоздвиженской церкви (4).
Все усилившееся почитание чудотворной иконы обозначилось построением в г. Иркутске нового кафедрального собора во имя иконы Божией Матери Казанской. Средства на строительство храма выделил иркутский купец, почетный гражданин города Евфимий Андреевич Кузнецов (1783 - 1850). Здание собора было заложено 17 октября 1875 г. и строилось 19 лет. 25 января 1894 г. состоялось освящение главного придела. Это событие описано в Иркутской летописи. В этот день «была перенесена из старого собора в новый икона Казанской Божией Матери при торжественном колокольном звоне в обоих соборах, архиерейск[ой] и Спасской церквах в сопровождении прибывших к сему времени высокопреосвящен[ного] Тихона, крестных ходов из церквей Спасской, Воскресенской, Чудотворской. По внесении иконы в новый собор и установлении ее в главном иконостасе совершена была пред нею похвала Богородице» (5).
Большевистская власть сразу начала борьбу с христианством, его святынями. 10 апреля 1922 г. серебряный оклад с чудотворной иконы святыни был снят комиссией по изъятию церковных ценностей (под председательством С. Огнетова) (6) и, вероятно, вместе с другими 2023 предметами из драгоценных металлов, изъятых из иркутских храмов (7), был отправлен в Москву. О дальнейшей его судьбе нам ничего не известно. Сама икона "Казанской Богоматери" была оставлена в Иркутске. После снятия оклада, наверняка, потребовалась реставрация красочного слоя иконы, так как он, подвергаясь резким перепадам температуры во время ношения иконы по Иркутской епархии, должен был быть в руинированном состоянии. Последнее упоминание об иконе, известное нам, относится к 1928 г. Правление общины при Иркутских Богоявленском и Казанском кафедральных соборах 24 ноября 1928 г. обратилось в Иркутский окружной административный отдел с просьбой "разрешить хождение по Иркутскому округу с иконой Казанской Божией матери с служением молебнов", на что получила отказ, подписанный помощником начальника ОАО Поляковым и инспектором Адмнадзора Попрыкиным (8).
В фондах Иркутского областного художественного музея хранятся две иконы "Богоматери Казанской", написанные на досках, близких по размеру к чудотворной иконе (9) : 1) 159 х 121, инв. N И-45; 2) 158 х 122, инв. N И-46. 28.05.2002 г. В реставрационной мастерской Иркутского областного художественного музея обе иконы были осмотрены старшим научным сотрудником сектора древнерусского искусства Музея им. Андрея Рублева (г. Москва) Натальей Николаевной Чугреевой в присутствии реставраторов и научных сотрудников ИОХМ.
Икона с инвентарным № И-45 по всем признакам была написана в XIX веке. Возможно, она была выполнена тогда, когда чудотворную икону из Богоявленского собора перенесли во вновь построенный Казанский собор и чтобы не оставлять пустого места в иконостасе Богоявленского собора, написали близкую по размерам новую икону "Богоматери Казанской".
А вот на иконе с инв. № И-46 обнаружены остатки кожаных креплений, которые использовались для переноса иконы. Верхний красочный слой представляет из себя ремесленную живопись начала XX века, которую выполнил иркутский художнику Н. Померанцев, что зафиксировано надписью на нижнем поле иконы. Видимо, ему поручили реставрацию иконы после снятия с нее драгоценного оклада. Он залевкасил авторский слой и переписал икону.
Пробные расчистки иконы, выполненные реставратором-иконописцем С. Н. Фроловым во время осмотра иконы в 2002 г., выявили наличие древнего красочного слоя, что дает надежду на то, что перед нами та самая чудотворная икона "Богоматерь Казанская", защитница и гордость иркутян.
Т. А. Крючкова, заместитель директора по фондовой работе АЭМ "Тальцы". Материал православного альманаха "Иркутский кремль", №1, 2007 год.
ПРИМЕЧАНИЯ
2. Громов П. Начало христианства в Иркутске и святой Иннокентий первый епископ иркутский. Его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. - Иркутск, 1868. - С.404.
3. Там же, с. 405.
4. Неизвестный художник. «Перенесение мощей святителя Иннокентия» // Земля Иркутская. (Иркутск).- 2005, № 2 (28). – C. 2-я стр. обложки.
5. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. - Иркутск, 1994.- С.301.
6. Иркутская летопись. - Иркутск, 1911.- С.135
7. ГАИО, ф.50,оп.1, д.14774, л.12об.-14
8. На полях Описи церковного имущества Иркутского Казанского собора за 1913 г. прочитывается запись: "Риза с камнями снята 10/IV-22 Огнетов" - ГАИО, ф.50, оп.1, д.14774, л.12об.
9. Размер иконы указан в описи церковного имущества Иркутского Казанского собора за 1913 г.: " Местная икона на левой стороне Царских врат "Казанской Богоматери" в сребропозлащенной ризе, длиною 2 ар[шина] 4 вер[шка], шириною 1 ар[шин] 12 верш[ков]» , т.е. 160 х 124 см."
после расчистки
http://iemp.ru/photo/Kriuchkova/kazanskaja2.jpg
так же
http://iemp.ru/news_detail.php?ID=1066
http://iemp.ru/main_news.php?ID=1068&sphrase_id=5746226
Тайны чудотворных иркутских икон http://baik-info.ru/sm/2008/26/009009.html
=======================================================
портал "Приходы"
Иконе Божьей Матери сделали рентген в иркутском гериатрическом центре
28.12.2017
" Иркутский областной художественный музей отправил на рентген в областной гериатрический центр икону Казанской Божией Матери.
Искусствоведы хотели узнать – есть ли на старинной деревянной доске под ликом, который написал советский художник Константин Померанцев, более ранняя живопись. Ведь тогда, возможно, специалисты имеют дело с легендарной чудотворной иконой, которая особо почиталась в Иркутске, сообщает портал «Областной газеты».
«Есть предположение, что под более поздней живописью находится образ XVIII века. В пользу этой гипотезы говорит то, что в ней есть отверстия от гвоздей, где были кожаные крепления. Их остатки мы собрали в коробочку при реставрационном осмотре. Это подтверждает тот факт, что икона была выносной», – пояснила хранитель фонда иконописи Иркутского художественного музея Ирина Буханцова.
Образ является одним из списков чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Первое упоминание об иконе относится к 1722 году, ко времени следования в Китай святителя Иннокентия через Иркутск. Как она попала в город – остается загадкой. Известно, что риза, в которую была одета икона, выполнена московскими ювелирами. До революции образ возили по всей епархии. Для нее даже была сделана специальная карета. После революции серебряный оклад с чудотворной иконы сняли комиссией по изъятию церковных ценностей и, скорее всего, отправили в Москву на переплавку.
Последнее же упоминание об иконе относится к 1928 году. Тогда правление общины при Богоявленском и Казанском кафедральных соборах обратилось в Иркутский окружной административный отдел с просьбой разрешить хождение по округу с иконой Казанской Божией Матери, но советская власть разрешения не дала. Потом образ хранился в антирелигиозном музее в здании Крестовоздвиженской церкви и позже был передан в художественный музей.
В 2002 году икону осматривала старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства музея им. Андрея Рублева Наталья Чугреева, которая подтвердила, что она была выносной. Тогда сделали пять «окошечек», в которых расчистили позднюю живопись. Там обнаружили более тонкий и деликатный по цвету образ, который сильно отличался от пастозной манеры письма Константина Померанцева.
Работу по расчистке верхнего красочного слоя выполнял известный реставратор и иконописец Сергей Фролов, который в те годы расписывал Богоявленский собор. Тогда было высказано пожелание продолжить исследование иконы.
Однако дальнейшую работу отложили на долгие годы, пока не появилась возможность просветить образ на рентгене. Правда, не специальном, а предназначенном для диагностики человека. Икону просветили в местах, где изображен лик Богородицы и Иисуса Христа.
По словам специалистов, они увидели, что под краской что-то есть: им удалось рассмотреть небольшие островки авторской живописи по периметру и в центре иконы.
«Там даже вроде бы можно прочитать кракелюр красочного слоя. Но прямо по этим островкам иконе нанесен вред – мы видим царапины. То ли это было сделано, чтобы хорошо лег грунт, то ли травмы были на самой иконе изначально. Но самое главное, что если на лике Иисуса Христа мы что-то увидели, то на образе Богородицы ничего не удалось разглядеть. Зато рентген хорошо показал нам, что это действительно была выносная икона, ведь в ней были гвоздики от креплений, в отверстиях до сих пор осталась ржавчина.
Сейчас остается только гадать, почему Константин Померанцев, который в 1920–1925 годах работал хранителем художественно-исторического отделения Иркутского музея, не только записал старинную икону, но и поставил свою подпись», - сказала заведующая реставрационной мастерской Иркутского художественного музея Светлана Тютикова.
Во время первого исследования Сергей Фролов утверждал, что Померанцев приложил руку ко многим иконам, которые хранятся в Иркутском художественном музее.
«Не думаю, что он сделал это намеренно, чтобы навредить иконе, ведь сам он был культурным и образованным человеком, поэтому трудно всерьез обвинять его в варварстве. Думаю, он не стал бы записывать икону, если бы на ней хотя бы сохранилось 30% лица Богородицы. Очевидно, икона была руинирована, поэтому он все выровнял грунтом и написал поверх другой образ», - считает С.Тютикова.
В дальнейшем сотрудники Иркутского художественного музея собираются передать снимки столичным реставраторам. Пока же специалисты намерены обратиться к иркутским криминалистам, чтобы просветить икону на инфракрасном оборудовании. А будет ли в итоге открыта первоначальная живопись, зависит от того, сколько процентов оригинальной живописи сохранилось на иконе"
публикация позже предыдушей. Вероятно икона после раскрытия и реставрации (одинаковые прямоугольники раскрытия на изображениях)
https://prichod.ru/upload/medialibrary/ ... 0EB5B.jpeg
https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIF ... _JHkzEM1UA
так же https://lenta38.com/obshhestvo/ikone-bo ... entre.html
=======================================================
Еще одна публикация
опубликовано: 15.12.2017
Тайны иркутских икон раскрывают с помощью рентгена
https://baikal.mk.ru/photo/gallery/13657-230112.html
В публиуации приведены фотогафии иследования и раскрытия иконы.
=======================================================
Официальный сайт Якутской и Ленской епархии Русской Православной Церкви.
http://pravyakutia.ru/istoriya-eparhii/ ... -yakutska/
Вода для души: путешествие по храмам Якутска
«ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ–ЭТО ХРАМ»
Градоякутский Никольский храм
В храме имеется
Казанская икона Божией Матери. Написана в 1825 г. в Иркутске.
http://pravyakutia.ru/wp-content/upload ... C05163.jpg
Можно предположить что Иркутские иконописцы писали список со своей местной святыни, т.к. нет (не описано) особых характерных для Иркутской чудотворной иконы особенностей (наклон голов, слез и т.п.), то это только предположение.
http://pravicon.com/icons_unpublished.html?id=99
Название: Казанская Иркутская
Варианты названия:
Дни празднования: 0708
Описание:
{1} Казанская Иркутская 8 июл. 254.
----------------------------------------
На некоторых сайтах икону http://pravicon.com/image-1100
именуют КАЗАНСКАЯ - Иркутская- Список с чудотворной иконы, из Иркутской Крестовоздвиженской церкви
http://www.cirota.ru/forum/view.php?sub ... r_id=35093
http://святой-модест.рф/articles/%D0%BF ... D0%BE.html
плдтверждения этому не нашел.
=======================================================
Словари онлайн
https://rus-russian-enc.slovaronline.co ... 0%90%D0%AF
ИРКУТСКАЯ КАЗАНСКАЯ
чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской чудотворной иконы. Находилась в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае, после посева ярового хлеба, носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям для освящения посевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба в окрестностях Иркутска.
Празднуется 8/21 июля.
Прот. И. Бухарев
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"
------------------------------
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
https://www.sedmitza.ru/lib/text/440224/
Бухарев И.Н., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Июль
-----------------------------
Азбука веры Православная библиотека протоиерей Иоанн Бухарев Сердец наших утешение. 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev ... goroditsy/
https://azbyka.ru/otechnik/books/origin ... %D1%8B.pdf
=======================================================
Михаило-Архангельский Харлампиевский храм. Иркутская епархия
Чудотворная икона Божией Матери “Казанская” в Иркутске (запись 28.09.2018) https://harlamp.ru/2018/09/28/chudotvor ... -irkutske/
" Чудесное явление иконы по времени совпадает с началом освоения сибирских земель во второй половине XVI в., может быть, поэтому здесь Казанская икона Божией Матери стала особо чтимой.
Первое упоминание об иконе Богоматери “Казанской” и желание жителей Иркутска иметь храм, освященный в ее честь, возникли во время следования в Китай святителя Иннокентия (Кульчицкого) через наш город в 1722 г. Была ли эта икона занесена в Иркутск первыми поселенцами или написана здесь – осталось тайной, хотя Прокопий Громов – известный в Восточной Сибири историк христианства – предпринимал значительные усилия для ее разгадки. В своей книге “Начало христианства в Иркутске” он публикует документ – приходо-расходную книгу Иркутского Богоявленского собора в период его строительства. В ней записаны вклады жителей и гостей города в 1720-е гг. Некоторые из них имели пометки об их целевом назначении, т. е. на строительство храма во имя Богородицы Казанской. Например, торговый человек из Сольвычегодска Михаил Кузьмич Новосельцев пожертвовал “новому строению каменному церкви Пресвятой Богородице Казанской серьги алмазные по московской цене 31 руб.” (3). В феврале 1724 г. монах Троицкого монастыря Сильвестр “Богоматери в казну приложил два рубли, да кожан половинчатый, а тот кожан продан за семь гривен” (4). Часть вкладов шла в приклад к “церкви Богоявления Господня”, из чего можно сделать вывод, что новый кафедральный собор предполагался быть построенным двупрестольным: во имя Богоявления Господня и Казанской иконы Божией Матери. Придел Казанской иконы Божией Матери в Соборе Богоявления был освящен в 1764 г. и чудотворная икона была помещена в иконостасе слева от Царских врат.
Чудотворная икона “Богоматерь Казанская” прославилась исцелениями множества иркутян, которые обращались пред ней к Пресвятой Богородице с молитвами , и чудесным образом получали помощь в трудные времена. У святыни молились в разных ситуациях.
Например, в Иркутской летописи описывается крестный ход 23 августа 1797 г. из Собора к колокольному заводу около Крестовоздвиженской церкви, где должен был отливаться большой колокол для Иркутского Богоявленского собора. Уже было сделано две неудачных попытки отлить этот колокол в декабре 1796 и весной 1797 гг. На третий раз было совершено усердное моление перед чудотворной иконой, затем крестный ход доставил ее на территорию колокольного завода, где она находилась двое суток, пока отливался колокол. На этот раз все получилось.
Особое покровительство Богородицы – защиту от неурожаев – получали крестьяне. Начиная с 1787 г., когда 21 мая “св.икона Богоматери из Собора в первый раз [была] торжественно вынесена, по случаю засухи, на поля Кудинские, Хомутовские, Поздняковские и Оекские” (5) – ежегодно ее обносили по прибайкальским землям. Были даже специально разработаны “правила о порядке хождения из Иркутского кафедрального собора со святою иконою Богоматери, именуемой Казанской, по градам и весям Иркутской епархии“, опубликованные в Иркутских епархиальных ведомостях (14).
Размеры иконы были значительны (около 150 х 110 см) и для удобства ее транспортировки на дальние расстояния в середине XIX в. была сделана специальная карета.
Вот как описывался начальный этап выноса иконы из города Иркутска в Кудинское селение, свидетельствующий о глубоком почитании святыни: “1863 г. 21 мая икона из кафедрального собора пред начатием литургии принесена была во Владимирскую церковь (6), в которой по случаю храмового праздника служил архиепископ Парфений. По окончании литургии и молебна преосвященный сопроводил из храма св.икону и за церковною оградою совершил пред нею земное поклонение, и приложившись к ней, благословил процессию. Стечение богомольцев было многолюдное. По переходе р. Ушаковки, под звон колоколов в городе и Знаменской обители, священник и игуменья сей обители с сестрами встретили Чудотворную Икону на подьем с речки, изнесши во сретение из обители иконы Христа Спасителя и Знамения Божией Матери. Здесь совершено было краткое моление о еже сохранитися граду и обители, с осенением на четыре стороны животворящим крестом. По изнесении чудотворной иконы в сопутствии икон монастырских за якутскую заставу, вне города на поляне, на устроенном из камня благовидном помосте, пред водруженном в каменном же основании, деревянным большого размера крестом, совершено было настоятелем Кафедрального собора, протоиереем Пр[окопием] Громовым и священником Троицкой церкви Фирсом Зыряновым, городским благочинным Петром Преловским и Стефаном Литвинцевым, сопровождавшим икону от Владимирской церкви, молебное пение с водоосвящением. По окроплении пути и молящихся освященною водою, чудотворная икона понесена на раменах усердствующими в Кудинское селение, в сопровождении соборных священника, диакона и причта, а иконы монастырские, благоговейно несомые монахинями, возвратились в свою обитель” (7).
28 октября 1794 г. на святую икону Божией Матери была возложена серебряная с драгоценными камнями риза, выполненная московскими ювелирами. По этому случаю 1 ноября в Иркутском Богоявленском соборе “отправлялось церковное торжество” (16).
В описи церковного имущества за 1913 г. этот драгоценный оклад подробно описан: “Местная икона на левой стороне Царских врат “Казанской Богоматери” в сребропозлащенной ризе, длиною 2 ар[шина]. 4 вер[шков]., шириною 1 ар[шин]. 12 верш[ков] (* около 160 х 124*) с соединенными венцами над Спасителем и Божией Матерью; венцы Спасителя и Богоматери осыпаны белыми сразами; в средине венца Богоматери два Ангела, над коими по одной аквамариновой вставке; по сиянию венцов четыре больших и десять малых звездочек из разных цветных стекол; корона Богоматери усыпана сразами, с крестом, в коем три алмаза, шесть изумрудов, восемь сапфиров синего цвета и 106 различных камней; убрус низан ост-индийским, частью русским жемчугом, среди которого находятся настоящие недорогие разноцветные и поддельные камни; в том же убрусе звезда из бриллиантов и алмазов, из коих средний камень четыре карата весом и оценен в четыре тысячи рублей, а вся звезда в девять тысяч рублей, исключая работы. На правом плече Богоматери звезда с большою сразовою вставкою, ожерелие низано жемчугом, среди которого находятся настоящие недорогие и поделочные камни. Вес ризы неизвестен. Внизу ризы две сразовые вставки, под которыми слова: “Сия риза делана по благословению великого Господина епископа Вениамина I тщанием и радением Иркутского Вознесенского монастыря игумена Гавриила Копырина, и боголюбских подаяний: выкована, позлащена и каменьем убрана в царствующем граде Москве 1794 года 25 марта.” Вверху ризы надписи: Образ Казанския Божия Матери и MP ΘΥ позлащенными буквами на синих стеклах. Икона сия вместе с ризою вделана в сребропозлащенную раму. В 1896 году в мае месяце неизвестною жертвовательницею пожертвована бриллиантовая серьга в золотой оправе, состоящая из восьми малых и одного среднего бриллиантов, которая и прикреплена к иконе Богоматери в венец Младенца Иисуса. В 1911 году к означенной ризе прикреплены бриллиантовые знаки ордена св. Александра Невского, поступившие в дар Собору по духовному завещанию Высокопреосвященнейшего Тихона архиепископа Иркутского и Верхоленского. Крест подвешен на левом плече Божией Матери, а бриллиантовая звезда на правой стороне ниже лика Богоматери” (8).
10 апреля 1922 г. этот дорогой оклад чудотворной иркутской святыни был снят коммисией по изъятию церковных ценностей (под председательством С. Огнетова) (9) и, вероятно, вместе с другими 2023 предметами из драгоценных металлов, изъятых из иркутских храмов (10), был отправлен в Москву. О дальнейшей его судьбе нам ничего не известно. Сама Казанская икона Богоматери была оставлена в Иркутске и последнее упоминание о ней, известное нам, относится к 1928 г. Правление общины при Иркутских Богоявленском и Казанском кафедральных соборах 24 ноября 1928 г. обратилось в Иркутский окружной административный отдел с просьбой ” разрешить хождение по Иркутскому округу с иконой Казанской Божией Матери, с служением молебнов”, на что получила отказ, подписанный помощником начальника ОАО Поляковым и инспектором Адмнадзора Попрыкиным (11).
Настоящее местонахождение чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Казанская”, нам неизвестно. Мы изучили коллекции иркутских краеведческого и художественного музеев, а также иконы в большинстве действующих храмов Иркутска и Иркутской области. В фондах Иркутского областного художественного музея есть два образа, написанные на досках, близких по размеру к чудотворной иконе: 1) 159 х 121, инв. N И-45; 2) 158 х 122, инв. N И-46. Но стилистические данные живописи этих икон свидетельствуют о том, что они были созданы в XIX веке. Возможно, одна из этих икон была выполнена тогда, когда чудотворную икону из Богоявленского собора перенесли во вновь построенный Казанский собор в центре г. Иркутска, на Тихвинской площади. И чтобы не оставлять пустого места в иконостасе Богоявленского собора, написали близкую по размерам новую икону “Богоматери Казанской”. О перенесении в 1894 г. чудотворной святыни г. Иркутска в новый кафедральный Казанский собор существует множество свидетельств, в том числе и запись в Иркутской летописи.
У нас пока нет основания утверждать, что чудотворная Казанская икона Божией Матери погибла в 30-е годы прошлого столетия. Нас радует, что мы не нашли прямых доказательств ее уничтожения. Вполне возможно, что схороненная от людских глаз, она ждет своего часа, чтобы вернуться к иркутянам, как вернулись в свое время мощи Святителя Иннокентия.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения церкви о Ней и чудотворных икон Ее, на основании Священного Писания, свидетельств св. отцов и церковных преданий.- М., 1904 (Репринтное воспроизведение издания 1904 г.).- С.271
2. Там же, с.291, 293.
3. Громов П. Начало христианства в Иркутске и святой Иннокентий первый епископ иркутский. Его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. – Иркутск, 1868. – С.404.
4. Там же, с. 405.
5. Иркутская летопись (летописи П.И.Пежемского и В.А.Кротова) // Труды Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества.- Иркутск, 1911.- С.116.
6. Иркутская Владимирская церковь находилась на ул. Ланинской (ныне ул.Декабрьских событий).
7. М.Фивейский (кафедральный протоирей). Правила о порядке хождения из Иркутского кафедрального собора со св. иконою Богоматери, именуемой Казанской, по градам и весям Иркутской епархии // Иркутские епархиальные ведомости.- 1901, N 11.- Прибавления.- С.283 – 287.
8. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857-1880 г. (Продолжение “Летописи” П.И.Пежемского и В.А.Кротова).- Иркутск, 1914.- С.133- 134.
9. Иркутская летопись. – Иркутск, 1911.- С.135
10. ГАИО, ф.50,оп.1, д.14774, л.12об.-14
11. На полях “Описи церковного имущества Иркутского Казанского собора за 1913 г.” прочитывается запись: “Риза с камнями снята 10/IV-22 Огнетов” – ГАИО, ф.50, оп.1, д.14774, л.12об.
12. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. – Иркутск, 1994.- С.464-467
13. ГАИО, ф.р-727, оп.1. д.14, лл.421-422."
внутренний вид "чудотворная икона была помещена в иконостасе слева от Царских врат."
https://harlamp.ru/wp-content/uploads/2 ... tas-kr.jpg
"Настоящее местонахождение чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Казанская”, нам неизвестно.......
У нас пока нет основания утверждать, что чудотворная Казанская икона Божией Матери погибла в 30-е годы прошлого столетия. Нас радует, что мы не нашли прямых доказательств ее уничтожения. Вполне возможно, что схороненная от людских глаз, она ждет своего часа, чтобы вернуться к иркутянам"
=======================================================
Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия»
ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ. Святыни и крестные ходы. http://www.pravenc.ru/text/674055.html
"В Иркутске почиталась чудотворная Казанская икона Божией Матери. Чтимый ее список с 20-х гг. XVIII в. находился в кафедральном Богоявленском соборе, от него происходили многочисленные чудотворения. С сер. XVIII в. ежегодно в мае - июне совершались крестные ходы с чудотворной иконой по угодьям сел Куды, Оёк, Урика, а также по трактам Московскому, Якутскому и Кругобайкальскому. К чудотворному образу прибегали в различных ситуациях. В Иркутской летописи описан крестный ход 23 авг. 1797 г. из Богоявленского собора к колокольному заводу. На заводе были сделаны 2 неудачные попытки изготовить большой колокол для Богоявленского собора, после усердного моления перед Казанской иконой колокол удалось отлить. В 1894 г. на центральной Тихвинской пл. (ныне пл. им. Кирова) было закончено строительство Казанского собора, сооруженного на средства иркутского купца Е. А. Кузнецова; чудотворная икона была перенесена в новопостроенный собор. 28 окт. 1794 г. икона была обложена серебряным с драгоценными камнями окладом, выполненным московскими ювелирами. В 1922 г. драгоценный оклад был конфискован наряду с 2023 предметами из драгоценных металлов и камней, изъятыми из иркутских храмов. Чудотворная Казанская икона в 20-х гг. XX в. была записана иркутским худож. К. И. Померанцевым, в наст. время хранится в Иркутском обл. художественном музее. "
Казанская икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (ИркОХМ) (Вероятно изображена не чудотворная, т.к. выносная (на палке) и имеется приписной святой)
http://www.pravenc.ru/data/2011/12/21/1 ... 2/i400.jpg
=======================================================
Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата
20.07.2016
Чудотворная икона "Богоматерь Казанская" в Иркутске
" Образ Богоматери на русской земле пользуется особой любовью. Здесь в честь Ее построено большое количество церквей, монастырей, создано множество великих произведений искусства. Православные христиане часто называют Россию "уделом Пресвятой Богородицы".
Первые изображения Богородицы, как повествуется в церковном предании, появились еще при Ее жизни. Несколько икон написал апостол Лука, автор одного из Евангелий. На протяжении двух тысячелетий было создано большое количество вариантов Ее изображений. В христианской мариологии Россия имеет самую богатую иконографию Богоматери. Знаменитая Сергиевская Минея, изданная в 1901 году, содержит около 700 наименований.
Икона "Богоматерь Казанская". Иркутский областной художественный музейИз множества созданных за два тысячелетия икон некоторые прославились как чудотворные, т.е. наделенные особой божественной благодатью. При обращении к ним с молитвой человек мог исцелиться или получить помощь при жизненных невзгодах.
В Иркутске Богоматерь также особо почиталась. Во имя Ее было создано значительное число церквей: Владимирская, Знаменская, Смоленская, Тихвинская, Благовещенская, Покровская, Успенская и др. Неслучайно в нашем городе во 2-й половине XIX в. практически одновременно было построено два храма во имя Казанской Божией матери: один из них - Казанский собор (освящен в 1894 г.) на бывшей Тихвинской площади (сейчас площадь им. Кирова), уничтоженный в 30-е годы, второй - так называемая в народе Красная церковь в Рабочем предместье (освящена в 1892 г.), которая сохранилась до нашего времени. Кроме отдельно стоящих церквей, носивших название Казанских, в Иркутске были еще два придельных храма: в соборе Богоявления (освящен в 1764 г.) и в Знаменском монастыре (освящен в 1787 г.). Это объясняется тем, что в Иркутске была особо почитаемая на протяжении двух столетий чудотворная икона "Богоматерь Казанская".
...........
Первое упоминание об иконе Богоматери Казанской и желании жителей Иркутска иметь во имя Ее храм возникли во время следования в Китай святителя Иннокентия через наш город в 1722 г. Была ли эта икона занесена в Иркутск первыми поселенцами или написана здесь, осталось тайною, хотя Прокопий Громов - известный в Восточной Сибири историк христианства - предпринимал значительные усилия для ее разгадки. В своей книге "Начало христианства в Иркутске" он публикует документ - приходо-расходную книгу ИркутскогоИконостас Иркутского Казанского собора, в котором слева от Царских врат находилась Икона "Богоматерь Казанская" Богоявленского собора в период его строительства. В ней записаны вклады жителей и гостей города в 1720-е гг. Некоторые из них имели пометки об их целевом назначении, т. е. на строительство храма во имя Богородицы Казанской. Например, «1722 года ноября 23 дня в Богоявленскую соборную церковь образу Казанской Богородице приложил в приклад Михайло Никифоров цепочку женскую, колчетую, серебреную, золоченую, весом в пятнадесять золотников новую. Устюжанин Алексей Кузнецовский приложил Богородице Казанской два рубли денег» (2). «Много подобных Богородице Казанской вкладов и от других лиц, - из них последний значится в апреле 1731 года от устюжанина посадского Ивана Тихонова Иконникова, и состоял в прикладе к церкви Богоявления Господня и Казанской Богородице пуда воску" (3). Часть вкладов шла в приклад к "церкви Богоявления Господня", из чего можно сделать вывод, что новый кафедральный собор предполагался быть построенным двухпрестольным во имя Богоявления Господня и Казанской Божией Матери. Придел во имя Богоматери Казанской в соборе Богоявления был освящен в 1764 г. и чудотворная икона была помещена в иконостасе слева от Царских врат. 28 октября 1794 г. на святую икону "Богоматери Казанской" была возложена серебряная с драгоценными камнями риза, выполненная московскими ювелирами.
Чудотворная икона "Богоматерь Казанская" исцелила множество обращающихся к ней с молитвами иркутян, чудесным образом помогала им в трудные времена. К помощи иконы прибегали в разных ситуациях. Например, в Иркутской летописи описывается крестный ход 23 августа 1797 г. из собора к колокольному заводу около Крестовоздвиженской церкви, где должен был отливаться большой колокол для Иркутского Богоявленского собора. Уже было сделано две неудачных попытки отлить этот колокол в декабре 1796 и весной 1797 гг. На 3-й раз было усердное моление перед чудотворной иконой, затем крестный ход доставил ее на территорию колокольного завода, где она находилась двое суток, пока отливался колокол. На этот раз все получилось. На протяжении XIX и двух десятилетий XX в. (до установления советской власти) икону ежегодно возили по заранее назначенным маршрутам по всей Иркутской епархии, совершали с ней молебны в церквах, в домах прихожан, на их полях и пастбищах.
Большую роль чудотворная икона "Богоматерь Казанская" играла в торжестве прославления мощей святителя Иннокентия в г. Иркутске 9 февраля 1805 г. Кульминационным моментом праздника, проходившего в иркутском Вознесенском монастыре, была встреча мощей святителя Иннокентия с чудотворным образом Божией Матери Казанской, который был принесен в монастырь из собора Богоявления. Когда участники крестного хода, пройдя около 10 верст, приблизились к монастырю, иркутский архиерей Вениамин Багрянский, прибывший сюда вместе с духовенством ранее, прошествовал в Тихвинскую церковь, отслужил молебен, и вместе с монастырскими служителями и почетными гражданами, несшими мощи святителя Иннокентия, вышел навстречу крестному ходу. Этот момент изображен на картине небольшого размера, написанной маслом в начале XIX в. неизвестным художником на деревянной доске со шпонками. Картина ныне хранится в Иркутской Крестовоздвиженской церкви (4).
Все усилившееся почитание чудотворной иконы обозначилось построением в г. Иркутске нового кафедрального собора во имя иконы Божией Матери Казанской. Средства на строительство храма выделил иркутский купец, почетный гражданин города Евфимий Андреевич Кузнецов (1783 - 1850). Здание собора было заложено 17 октября 1875 г. и строилось 19 лет. 25 января 1894 г. состоялось освящение главного придела. Это событие описано в Иркутской летописи. В этот день «была перенесена из старого собора в новый икона Казанской Божией Матери при торжественном колокольном звоне в обоих соборах, архиерейск[ой] и Спасской церквах в сопровождении прибывших к сему времени высокопреосвящен[ного] Тихона, крестных ходов из церквей Спасской, Воскресенской, Чудотворской. По внесении иконы в новый собор и установлении ее в главном иконостасе совершена была пред нею похвала Богородице» (5).
Большевистская власть сразу начала борьбу с христианством, его святынями. 10 апреля 1922 г. серебряный оклад с чудотворной иконы святыни был снят комиссией по изъятию церковных ценностей (под председательством С. Огнетова) (6) и, вероятно, вместе с другими 2023 предметами из драгоценных металлов, изъятых из иркутских храмов (7), был отправлен в Москву. О дальнейшей его судьбе нам ничего не известно. Сама икона "Казанской Богоматери" была оставлена в Иркутске. После снятия оклада, наверняка, потребовалась реставрация красочного слоя иконы, так как он, подвергаясь резким перепадам температуры во время ношения иконы по Иркутской епархии, должен был быть в руинированном состоянии. Последнее упоминание об иконе, известное нам, относится к 1928 г. Правление общины при Иркутских Богоявленском и Казанском кафедральных соборах 24 ноября 1928 г. обратилось в Иркутский окружной административный отдел с просьбой "разрешить хождение по Иркутскому округу с иконой Казанской Божией матери с служением молебнов", на что получила отказ, подписанный помощником начальника ОАО Поляковым и инспектором Адмнадзора Попрыкиным (8).
В фондах Иркутского областного художественного музея хранятся две иконы "Богоматери Казанской", написанные на досках, близких по размеру к чудотворной иконе (9) : 1) 159 х 121, инв. N И-45; 2) 158 х 122, инв. N И-46. 28.05.2002 г. В реставрационной мастерской Иркутского областного художественного музея обе иконы были осмотрены старшим научным сотрудником сектора древнерусского искусства Музея им. Андрея Рублева (г. Москва) Натальей Николаевной Чугреевой в присутствии реставраторов и научных сотрудников ИОХМ.
Икона с инвентарным № И-45 по всем признакам была написана в XIX веке. Возможно, она была выполнена тогда, когда чудотворную икону из Богоявленского собора перенесли во вновь построенный Казанский собор и чтобы не оставлять пустого места в иконостасе Богоявленского собора, написали близкую по размерам новую икону "Богоматери Казанской".
А вот на иконе с инв. № И-46 обнаружены остатки кожаных креплений, которые использовались для переноса иконы. Верхний красочный слой представляет из себя ремесленную живопись начала XX века, которую выполнил иркутский художнику Н. Померанцев, что зафиксировано надписью на нижнем поле иконы. Видимо, ему поручили реставрацию иконы после снятия с нее драгоценного оклада. Он залевкасил авторский слой и переписал икону.
Пробные расчистки иконы, выполненные реставратором-иконописцем С. Н. Фроловым во время осмотра иконы в 2002 г., выявили наличие древнего красочного слоя, что дает надежду на то, что перед нами та самая чудотворная икона "Богоматерь Казанская", защитница и гордость иркутян.
Т. А. Крючкова, заместитель директора по фондовой работе АЭМ "Тальцы". Материал православного альманаха "Иркутский кремль", №1, 2007 год.
ПРИМЕЧАНИЯ
2. Громов П. Начало христианства в Иркутске и святой Иннокентий первый епископ иркутский. Его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. - Иркутск, 1868. - С.404.
3. Там же, с. 405.
4. Неизвестный художник. «Перенесение мощей святителя Иннокентия» // Земля Иркутская. (Иркутск).- 2005, № 2 (28). – C. 2-я стр. обложки.
5. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. - Иркутск, 1994.- С.301.
6. Иркутская летопись. - Иркутск, 1911.- С.135
7. ГАИО, ф.50,оп.1, д.14774, л.12об.-14
8. На полях Описи церковного имущества Иркутского Казанского собора за 1913 г. прочитывается запись: "Риза с камнями снята 10/IV-22 Огнетов" - ГАИО, ф.50, оп.1, д.14774, л.12об.
9. Размер иконы указан в описи церковного имущества Иркутского Казанского собора за 1913 г.: " Местная икона на левой стороне Царских врат "Казанской Богоматери" в сребропозлащенной ризе, длиною 2 ар[шина] 4 вер[шка], шириною 1 ар[шин] 12 верш[ков]» , т.е. 160 х 124 см."
после расчистки
http://iemp.ru/photo/Kriuchkova/kazanskaja2.jpg
так же
http://iemp.ru/news_detail.php?ID=1066
http://iemp.ru/main_news.php?ID=1068&sphrase_id=5746226
Тайны чудотворных иркутских икон http://baik-info.ru/sm/2008/26/009009.html
=======================================================
портал "Приходы"
Иконе Божьей Матери сделали рентген в иркутском гериатрическом центре
28.12.2017
" Иркутский областной художественный музей отправил на рентген в областной гериатрический центр икону Казанской Божией Матери.
Искусствоведы хотели узнать – есть ли на старинной деревянной доске под ликом, который написал советский художник Константин Померанцев, более ранняя живопись. Ведь тогда, возможно, специалисты имеют дело с легендарной чудотворной иконой, которая особо почиталась в Иркутске, сообщает портал «Областной газеты».
«Есть предположение, что под более поздней живописью находится образ XVIII века. В пользу этой гипотезы говорит то, что в ней есть отверстия от гвоздей, где были кожаные крепления. Их остатки мы собрали в коробочку при реставрационном осмотре. Это подтверждает тот факт, что икона была выносной», – пояснила хранитель фонда иконописи Иркутского художественного музея Ирина Буханцова.
Образ является одним из списков чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Первое упоминание об иконе относится к 1722 году, ко времени следования в Китай святителя Иннокентия через Иркутск. Как она попала в город – остается загадкой. Известно, что риза, в которую была одета икона, выполнена московскими ювелирами. До революции образ возили по всей епархии. Для нее даже была сделана специальная карета. После революции серебряный оклад с чудотворной иконы сняли комиссией по изъятию церковных ценностей и, скорее всего, отправили в Москву на переплавку.
Последнее же упоминание об иконе относится к 1928 году. Тогда правление общины при Богоявленском и Казанском кафедральных соборах обратилось в Иркутский окружной административный отдел с просьбой разрешить хождение по округу с иконой Казанской Божией Матери, но советская власть разрешения не дала. Потом образ хранился в антирелигиозном музее в здании Крестовоздвиженской церкви и позже был передан в художественный музей.
В 2002 году икону осматривала старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства музея им. Андрея Рублева Наталья Чугреева, которая подтвердила, что она была выносной. Тогда сделали пять «окошечек», в которых расчистили позднюю живопись. Там обнаружили более тонкий и деликатный по цвету образ, который сильно отличался от пастозной манеры письма Константина Померанцева.
Работу по расчистке верхнего красочного слоя выполнял известный реставратор и иконописец Сергей Фролов, который в те годы расписывал Богоявленский собор. Тогда было высказано пожелание продолжить исследование иконы.
Однако дальнейшую работу отложили на долгие годы, пока не появилась возможность просветить образ на рентгене. Правда, не специальном, а предназначенном для диагностики человека. Икону просветили в местах, где изображен лик Богородицы и Иисуса Христа.
По словам специалистов, они увидели, что под краской что-то есть: им удалось рассмотреть небольшие островки авторской живописи по периметру и в центре иконы.
«Там даже вроде бы можно прочитать кракелюр красочного слоя. Но прямо по этим островкам иконе нанесен вред – мы видим царапины. То ли это было сделано, чтобы хорошо лег грунт, то ли травмы были на самой иконе изначально. Но самое главное, что если на лике Иисуса Христа мы что-то увидели, то на образе Богородицы ничего не удалось разглядеть. Зато рентген хорошо показал нам, что это действительно была выносная икона, ведь в ней были гвоздики от креплений, в отверстиях до сих пор осталась ржавчина.
Сейчас остается только гадать, почему Константин Померанцев, который в 1920–1925 годах работал хранителем художественно-исторического отделения Иркутского музея, не только записал старинную икону, но и поставил свою подпись», - сказала заведующая реставрационной мастерской Иркутского художественного музея Светлана Тютикова.
Во время первого исследования Сергей Фролов утверждал, что Померанцев приложил руку ко многим иконам, которые хранятся в Иркутском художественном музее.
«Не думаю, что он сделал это намеренно, чтобы навредить иконе, ведь сам он был культурным и образованным человеком, поэтому трудно всерьез обвинять его в варварстве. Думаю, он не стал бы записывать икону, если бы на ней хотя бы сохранилось 30% лица Богородицы. Очевидно, икона была руинирована, поэтому он все выровнял грунтом и написал поверх другой образ», - считает С.Тютикова.
В дальнейшем сотрудники Иркутского художественного музея собираются передать снимки столичным реставраторам. Пока же специалисты намерены обратиться к иркутским криминалистам, чтобы просветить икону на инфракрасном оборудовании. А будет ли в итоге открыта первоначальная живопись, зависит от того, сколько процентов оригинальной живописи сохранилось на иконе"
публикация позже предыдушей. Вероятно икона после раскрытия и реставрации (одинаковые прямоугольники раскрытия на изображениях)
https://prichod.ru/upload/medialibrary/ ... 0EB5B.jpeg
https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIF ... _JHkzEM1UA
так же https://lenta38.com/obshhestvo/ikone-bo ... entre.html
=======================================================
Еще одна публикация
опубликовано: 15.12.2017
Тайны иркутских икон раскрывают с помощью рентгена
https://baikal.mk.ru/photo/gallery/13657-230112.html
В публиуации приведены фотогафии иследования и раскрытия иконы.
=======================================================
Официальный сайт Якутской и Ленской епархии Русской Православной Церкви.
http://pravyakutia.ru/istoriya-eparhii/ ... -yakutska/
Вода для души: путешествие по храмам Якутска
«ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ–ЭТО ХРАМ»
Градоякутский Никольский храм
В храме имеется
Казанская икона Божией Матери. Написана в 1825 г. в Иркутске.
http://pravyakutia.ru/wp-content/upload ... C05163.jpg
Можно предположить что Иркутские иконописцы писали список со своей местной святыни, т.к. нет (не описано) особых характерных для Иркутской чудотворной иконы особенностей (наклон голов, слез и т.п.), то это только предположение.