Попалась старое фото. Сверху подписано "Снимок с чудотворной иконы велико-устюгского собора".
Уж не тали которая записана Список всех редких икон Одигитрия Смоленская Устюжская (не Устюженская)
http://pravicon.com/icons_unpublished.html?id=205
"Эта икона находится в г. Великом Устюге Вологодской губернии, в Успенском соборе, которому она прислана в дар в 1290 году, как значится в древней записи, от ростовских князей Димитрия и Константина Борисовичей, из которых последнему тогда достался в удел г. Устюг. Икона была прислана через епископа Тарасия, прибывшего сюда для освящения деревянного Успенского собора.
В старинном устюжском летописце о ней имеется следующее сказание.
В 1398 г. буйные новгородцы в числе нескольких тысяч рекой Сухоной приплыли к Устюгу. Они сожгли предместья города и требовали себе дани с граждан и церквей. Не получив ее, они предали огню не только дома жителей, из которых многих пленили, но и Успенский собор. Разграбив все его сокровища, они взяли и чтимый, богато украшенный образ Богородицы Одигитрии. Когда икона была перенесена ими в судна — насады, то тот насад, где была поставлена св. икона, не мог сдвинуться с места, несмотря ни на какие усилия. Видя это, один из дружины — старый Ивашко Ляпун — яростно сказал: «Пленник в чужую страну никогда несвязанный не ходит». Подскочив дерзостно, он связал икону Богоматери убрусом (полотенцем), и тогда отплыли от берега. За такое кощунство Царица Небесная жестоко наказала нечестивцев: дорогой они были поражены — кто слепотой, кто страшными корчами и ломотой. Они вразумились и признали на себе гнев Владычицы. Раскаявшись после увещаний своего благочестивого архипастыря Иоанна, они возвратили через год все похищенное и чудотворную икону Одигитрии, а также построили новый собор в Устюге. Взята была св. икона 28 июля 1328 г., а возвращена 28 июля 1329 г.
Из других чудес известны следующие.
Устюжский полицеймейстер Квашнин-Самарин много лет страдал каменной болезнью. 13 июля 1813 г., после молебна перед образом соборной иконы Богоматери Одигитрии, он получил совершенное исцеление. В благодарность за явленную милость Пречистой Девы полицеймейстер
привесил к иконе серебряную дощечку, на которой описал это чудо. Дощечка имеется внизу иконы и доныне.
Устюжская мещанка Татиана Верещагина, страдавшая несколько лет беснованием, была приведена 23 января 1823 г. в Успенский собор своим мужем и получила исцеление после молебна перед иконой Богородицы Одигитрии. Тогда же это письменно было удостоверено семью свидетелями, и документ хранится ныне при соборе.
Жена титулярного советника из г. Солвычегодска, Елена Александровна Котова, 16 лет и 3 месяца страдала мучительной болезнью. От боли она беспрестанно кричала и впадала на сутки и более в беспамятство. 25 февраля 1825 г. она была привезена мужем в г. Устюг. В Успенском соборе перед иконой Одигитрии был отслужен о ее здравии молебен с акафистом, и после окропления св. водой у нее тут же припадки болезни прекратились и больше никогда не повторялись.
Благодатный источник исцелений не прекратился и до сих пор. Св. образ прежде стоял на приступах у иконостаса, на особой тумбе, но император Петр I, посетивший Устюг и собор в 1693 г. при путешествии в г. Архангельск, повелел поставить его в местный ряд иконостаса, по левую сторону от царских врат, где он пребывает и до сих пор.
Мерою св. икона один аршин с четвертью.
На ней жемчужная риза с серебряными окладами и венцами, украшенными драгоценными камнями. Граждане издревле благоговейно чествуют сей пречудный образ, принимая его в свои дома."
Выделил жирным шрифтом места в тексте которые вроде позволяют отождествлять фото с описанием.
========================================================
Добавлено 20.08.2019
газеты “Устюжаночка” №33 (803) от 24.08.2017
Пленение иконы
http://ustgazeta.org/2017/09/plenenie-ikony/
"1375 год
Великий князь московский послал войско на новгородцев, поскольку они не стали ему дань платить. Поэтому приказал села и волости их разорять.
Новгородцы в свою очередь послали боярина своего Прокопия с воинством на Устюг в семидесяти насадах (речных судах того времени). Приплыв в Устюг, хотя и были в городе, зла гражданам не сотворили. Они поплыли на Кострому и Нижний Новгород (надо полагать существовали волоки из бассейна Сухоны в бассейн Волги). Там много городов разграбили, людей попленили и огнем опустошили.
Через 23 года, в 1398 году, они уже основательно разграбили и Устюг, пленив икону Одигитрии. Об этом у Льва Вологдина сказано так:
…Пришли новгородские начальники и градоправители к архиепископу своему Иоанну и сказали, что не могут более терпеть досады и обиды от великого князя Василия Дмитриевича Московского, который отнял у Великого Новгорода многие волости и села, наследственные вотчины и хотят возвратить «наследие наше». Архиерей Иоанн «соизволил быть по желанию их».
Они собрали около 8 тысяч воинства и «пошли за волок» («Волок» это и есть Вологодская область). Начальниками новгородского войска были посадские люди Тимофей Юрьев, Юрье Дмитриев и сторожевой голова Василий Борисов. Войско пришло на Двину к городку Орлец.
Потом пошли на Белоозеро и старый погост сожги, окрестности опустошили. Нового же городка не разоряли, а взяли дань.
Затем новгородцы пошли на кубенские волости и все вокруг, в том числе и город Вологду, опустошили и разорили. Оттуда в насадах приплыли Сухоной к Устюгу и посад в Черном Прилуке под сокольею горою сожгли, а волости и погосты окрест «немилостиво опустошили и искоренили ».
Под городом Гледеном стояли три недели, но взять его не смогли. Тогда они послали три тысячи человек с начальником Иваном Богдановым воевать в город Галич, все там пожгли и разорили, людей плененных продавали, приобрели здесь имения и потом вернулись к своим в Устюг. Просили с устюжан «копейщины», но граждане отказали.
Новгородцы рассвирепели «аки зверие» или «волцы хищнии», повелели воинам своим церковь соборную ограбить и образ пресвятой Богородицы Одигитрии с другими иконами и утварью церковною в насады свои сносили.
И НАЧАЛИСЬ ЧУДЕСА
Все насады, кроме того, где была икона Богородицы, свободно пошли, а тот, с Одигитрией, «ста неподвижим с места». Тогда старый воин именем Ивашка Ляпун, «вземши убрус», связал икону, говоря, что пленник несвязанный в чужую страну не ходит.
Церковь соборную новгородцы сожгли, многих граждан попленили и в путь отправились. Причем, отправились по Двине снова к городку Орлецу. Воевод московских бывших в Орлеце, поймали, одних казнили, а других с собой взяли за то, что бояре отводили Двинскую землю князю московскому. Взяли откупа 2 000 рублей, три тысячи коней и в Великий Новгород возвратились.
Однако, не доходя до Новгорода, напала на них болезнь. «Руки и ноги стали корчитися, хребты и поясница ломотою возболезновша», а некоторые и слепнуть стали. Только немногие здоровыми вернулись в Новгород.
Архиерей Великого Новгорода Иоанн «зело оскорбися », когда услышал о злодеянии войска. Призвал градоначальников к себе и назвал бесчеловечным разорение «богоспасаемого града Устюга » и за то, что «устюжских граждан, бесчеловечно окованных, нагатою и гладом изморенных в насадах привезосте и мучисте неповинных».
После этого серьезного разговора вызванные к архиерею просили прощения и глубоко раскаялись. Однако архиерей потребовал с них обещания не только вернуть икону, но и построить новую соборную церковь в Устюге вместо сожженной. Они с клятвою обещали все исполнить.
Тогда святитель Иоанн пошел к насаду, в котором был образ Богородицы, с молитвой внес икону в Софийский собор Новгорода и совершил всенощное бдение с водоосвящением. После окропления прихожан святой водой болевшие люди выздоровели. Позднее новгородцы над западными воротами Великого Новгорода поставили церковь каменную за исцеление от тяжкой болезни. Церковь во имя Воскресения Христова.
Ивашку Ляпуна, завязав ему тем же убрусом глаза, бросили с моста в Волхов. В то же лето святитель Иоанн, отобрав лучших художников и мастеров, снабдив деньгами и всем необходимым, отправил в Устюг. А образ Одигитрии лично проводил в насаде до Ладоги и всю привезенную с Устюга церковную утварь отправил обратно. Колокольным звоном и общегородским крестным ходом встретил Устюг возвращение иконы Богородицы. Ровно год не было святого образа в Устюге. Новый собор новгородцы отстроили за один год.
Николай КРАСИЛЬНИКОВ, член Союза журналистов Продолжение следует"
Продолжения нет (нет следующего № 34).
Рассказ повторяет рассказ о Одигитрия Смоленская Устюжская (не Устюженская)
Икона
http://ustgazeta.org/images/2017/09/ikona-810x540.jpg
Изображение соответствует старому фото 4 приписных (или вроде говорят соосных) (по 2 с каждой) святых архииереев. Утраты где была прибита серебряннпя дощечка.
================================================
Поискал в госкаталоге
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5946003
https://goskatalog.ru/muzfo-imaginator/ ... alName=jpg
"Икона. Богоматерь Одигитрия Смоленская. Богоявление.
Период создания:
Около 1558 года.
Материал, техника:
металл, паволока (крупнозернистый холст), левкас, дерево (иконная доска липовая, состоит из трёх частей, с ковчегом), темпера
Размер:
87,5 x 66 x 2,9 см
Место создания:
г. Великий Устюг.
Номер в Госкаталоге:
5775636
Номер по ГИК (КП):
ВУМЗ-8697
Инвентарный номер:
—
Местонахождение
Бюджетное учреждение культуры Вологодской области "Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
По верхнему и нижнему торцам металлич. полоски. Икона двусторонняя: на лицевой стороне поясное изображение Богоматери с Младенцем в иконографии Одигитрии и избранными святыми на полях, на обороте – «Богоявление». Богоматерь с чуть повёрнутым ликом вправо, в коричнево-вишнёвом мафории с золотыми звёздами и охряной каймой с золотой разделкой. На плече левой руки бахрома. Охряная кайма по вороту туники и манжеты также с золотой разделкой. Ладонь Её левой руки с удлинёнными пальцами показывает на сидящего на правой руке Младенца. Христос в охряном хитоне и золотисто жёлтом гиматии с золотым ассистом. Его правая рука в жесте благословения, в ладони левой руки зажат белый свиток. Лик и фигура Младенца до пояса представлены фронтально, колени и ноги повёрнуты вправо. Личное выполнено по тёмному коричневому санкирю почти с полной утратой слоёв охрения. Черты лиц тонкие, с небольшими глазами. На мафории Богоматери и на одеждах Христа прописи творёным золотом. Поля и фон имеют цвет золотисто-жёлтой охры. На фоне нет никаких отводок нимбов и никаких надписей. Опушь вверху киноварная, на которой белилами выполнены надписи с именами святых на полях. На полях иконы фигуры четырёх святых изображены в рост, в трёхчетвертном повороте к Богоматери. Слева, вверху - Алексий, митрополит Московский, ниже - Святитель Николай Чудотворец. Справа, вверху - Пётр, митрополит Московский, ниже - святитель Леонтий Ростовский. Алексий, митрополит Московский, в белом сферической формы клобуке, красновато-вишнёвом саккосе с золотыми каймами, белом с чёрными крестами омофоре и белом подризнике. В его руках закрытое Евангелие с золочёной крышкой и киноварным обрезом. Пётр, митрополит Московский, также в белом сферической формы клобуке, тёмно-зелёном саккосе, с золотыми каймами, украшенными «жемчугом», подризник и омофор с чёрными крестами белые. В его руках такое же закрытое Евангелие. Святитель Николай Чудотворец, в белой крестчатой фелони (полиставрии), белом с чёрными крестами омофоре, золотисто-жёлтой епитрахили, тёмно-зелёном подризнике. В его руках закрытое Евангелие с золочёной крышкой и киноварным обрезом. "
Дата "Около 1558 года." не вяжется с датой по описанию 1375 г. , а другие чудеса и почитание описаные Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон укладываются.
===================================
Добавлено 03.10.2019
Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
http://icons.pstgu.ru/icon/403
Одигитрия Смоленская (двусторонняя выносная, на обороте Богоявление)
Реставрация: Реставрирована в 1966 г. во Всероссийской центральной научно-исследовательской лаборатории консервации и реставрации, реставраторы Г.З.Быкова, О.В.Лелекова. При раскрытии оригинала в 1966 г. выяснилось, что икона XIII в., видимо, сгорела в одном из пожаров, а данное произведение относится к первой половине XVI в.
Размер: 88 х 66 см
Автор: Нет данных
Материал: Дерево, левкас, темпера
Персоналии: Спаситель, Богородица, свт. Петр Московский, свт. Алексий Московский, свт. Николай, свт. Леонтий Ростовский
Уточняющая датировка: 16 в. Первая половина
Век: 16
Страна: Россия
Место хранения: Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконография, категория: Богоматерь
Тип изображения: Поясное
Иконографическая справка
По местному преданию, икона была доставлена в Устюг из Ростова Великого в связи с постройкой и освящением великоустюжского Успенского собора в 1290 г. При раскрытии оригинала в 1966 г. выяснилось, что икона XIII в., видимо, сгорела в одном из пожаров, а данное произведение относится к первой половине XVI в. На полях иконы написаны святые митрополиты московские Петр и Алексий, а также святители Николай и Леонтий Ростовский. Икона почиталась в Великом Устюге как чудотворная.
Происхождение
Успенский собор в Великом Устюге ( ? )
икона
http://icons.pstgu.ru/img/base/origin/00001194.jpg
=========================================
По описанию "Мерою св. икона один аршин с четвертью" (1,25 х 71,12 = 88,9 см) "Размер: 88 х 66 см"