Черская или Чирская?

Ответить
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Черская или Чирская?

Сообщение Tasha »

Нашла статью об одной чудотворной иконе. Сначала хотела добавить в раздел "Чирская (Псковская), но потом засомневалась.
Деревня, из которой вывезли икону во время войны, называлась Черская. По иконографии образ похож на Чирскую. Но не знаю. :)
Вот ссылка на статью, судите сами http://informpskov.ru/news/86117.html#top
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: Черская или Чирская?

Сообщение tol »

БОГОМАТЕРЬ ЧИРСКАЯ (ЧЕРСКАЯ)

БОГОМАТЕРЬ ЧИРСКАЯ (ЧЕРСКАЯ) - икона второй половины 16 века. Находится в псковском Троицком кафедральном соборе. Двусторонняя (запрестольная), с изображением Богоматери с Младенцем на лицевой стороне и евангелистом Лукой с преподобным Феодосием Киево-Печерским на обороте. Иконографический тип Богоматери не совсем обычен для русских икон. Точных аналогов нет. В городе Пскове в 19 веке икону иногда именовали Одигитрией, однако образ не совсем соответствует традиционному прямолинейному типу Богоматери «Путеводительницы». Близкие композиции-варианты находим среди итало-греческих (критских) икон 15 века, известных под названием Madre di Consolazione (Отрада, Утешение). Икона была обнаружена в начале 19 века в ризнице Троицкого собора архиепископом псковским Евгением Болховитиновым и принята как древний чтимый Богородичный образ летописного предания, прославившийся в церкви Рождества Христова «в веси, нарицаемыя Чирска» в 1420 году знамением чудотворного слезоточения. Вскоре икона была перенесена во Псков, на месте её встречи «за Старым Вознесением» воздвигнута церковь, основан Знаменский монастырь и установлено празднование иконе 16 июля. Очевидно, в третьей четверти 16 века икона стала общерусской святыней и была помещена в достойный её значимости главный храм Пскова - «Дом Святыя Троицы». Не ранее этого времени возникли Служба празднику иконе и «Повесть о знамении от Чирской иконы с Похвальным словом», сохранившиеся в рукописных сборниках второй половины 16 века. Возросшее почитание иконы в эпоху царя Ивана Грозного и митрополита Макария можно рассматривать как отклик на претворение в жизнь государственной идеи богоизбранности Руси (теория «Москва - третий Рим») через прославление отечественных чудотворцев и святынь. Учитывая неясность происхождения памятника и его нынешнее состояние (под поздней записью), трудно предположить в нём легендарный образ 15 века. По-видимому, он погиб при пожаре 1609 года, а данная икона является копией с чудотворной и выполнена в лучшем случае во второй половине 16 века, сохранив специфику иконографии прототипа, но дополненной рамой с изображением святых, канонизированных Соборами 1547 и 1549 годов, среди которых псковские святые: князь Всеволод и преподобный Савва Крыпецкий, а также князь Александр Невский. Не исключено, что икона попала в собор уже после пожара, когда при архиепископе Иоакиме (1616 - 1623 годы) возобновлялось его утраченное убранство. В любом случае с новым обретением иконы в 19 веке возобновляется празднество ей с совершением крестного хода, и в глазах верующих именно этот образ исполнен действенной силы древней святыни.

Источник: Псковская энциклопедия // Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков: Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Re: Черская или Чирская?

Сообщение Tasha »

Так это я знаю. Просто подумала, вдруг это еще какая-то другая икона? Но, видимо, это просто один из списков Чирской иконы. Но, который тоже оказался чудотворным. (Икона слезоточила).

В "Википедии" сказано, что это село Палкино, где находится чудотворный образ, сильно пострадало во время войны. Чудо уже то, что икона вообще уцелела.

Фото добавила в раздел "Чирская".
Ответить