Владимирская икона в городе Владимире

Ответить
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Владимирская икона в городе Владимире

Сообщение Tasha »

Изображение

Изображение

АНДРЕЙ РУБЛЁВ (?) Икона «Богоматерь Умиление Владимирская». Конец XIV — начало XV века
Из Успенского собора во Владимире. ВСМЗ
Источник: пресс-релиз ГТГ

икона из Успенского собора во Владимире (ВСМЗ), с большой долей вероятности исполненная самим Рублёвым либо в 1395 году в связи с перенесением древнего чудотворного образа из Владимира в Москву, либо около 1406 года, одновременно с работами во владимирском Успенском соборе.

Владимирская икона из Успенского собора Владимира

(празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.) - древнейший чтимый список чудотворной иконы «в меру и подобие», создан, вероятно, прп. Андреем Рублёвым вскоре после поновления древней святыни в кон. XIV - нач. XV в. Первое историческое свидетельство о почитании этого списка относится к нач. XVI в. Согласно летописной повести «О иконах Владимирских», внесенной во мн. летописи XVI в. (ПСРЛ. Т. 8. Вып. 2. С. 261-262; Т. 21. С. 394-395), в 1518 г. из Владимира приносили в Москву на поновление иконы Христа Вседержителя и Божией Матери. Анисимов, сопоставляя летописные записи и др. исторические источники, отметил, что эта икона Божией Матери была списком чудотворной В. и. (Анисимов. 1995. С. 49). Принесенные из Владимира иконы поставили в Успенском соборе Московского Кремля. Повелением вел. кн. Василия III их реставрировали в палатах митр. Варлаама при его личном участии, и «рублевскую» икону крестным ходом, в к-ром участвовали вел. князь и митрополит, 15 сент. 1520 г. проводили во Владимир вместе с 3 новыми списками, сделанными, вероятно, с этого поновленного образа (ПСРЛ. Т. 31. С. 144).

В поздних сказаниях и народных преданиях, зафиксированных в лит-ре XIX в., отражены исторические события, связанные с созданием списков В. и., с почитанием их в Москве и во Владимире; они отождествляются с др. чтимыми в Москве образами Божией Матери. Автор рецензии на соч. «Сказание о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской» (М., 1849) привел предание, известное ему из «некоторых древних прологов», в к-ром рассказывается о чудесном возникновении владимирского списка, «совершенно сходного по внешнему украшению и по письму» с древней святыней, оставленной в Москве после чудесного спасения от нашествия Темир-Аксака в 1395 г. (Москвитянин. 1849. Кн. 7. Разд.: Критика и библиогр. С. 41). В др. предании, восходящем якобы к Книге степенной царского родословия, с владимирским списком соотнесено сказание XIV в. об иконе Богородицы, написанной митр. Петром в бытность его игуменом в Ратском мон-ре на Волыни (Доброхотов В. И. Памятники древности во Владимире-Кляземском. М., 1849. С. 71; Поселянин. Богоматерь. С. 316), почитавшейся в Успенском соборе Московского Кремля. Зафиксированные исторические сведения о чудесах В. и. из Владимира немногочисленны и относятся к нач. XVIII в. В 1708 г. тяжелобольной стольник Григорий Андреевич Племянников получил исцеление по молитве перед иконой, принесенной в его дом, и в благодарность сделал во владимирский Успенский собор значительный вклад.

Свидетельством почитания иконы являлся и ее драгоценный убор. Охряные фон и нимбы предназначались под оклад. Древний несохранившийся убор в период реставрации иконы в Москве в 1518-1519 гг., вероятно, был обновлен и дополнен или полностью заменен. Первые исторические свидетельства об окладе и пеленах содержатся в описи владимирского Успенского собора 1693 г., сверенной с описью 1683 г. В этом документе икона названа чудотворной, сообщается о ее новой реставрации в Москве в 1684/85 г. Она была в серебряном золоченом чеканном окладе, с венцом и коруной, украшенными драгоценными камнями и жемчугом; на полях - 18 серебряных золоченых «литых» дробниц с черневыми изображениями святых. У иконы было 5 пелен: 2 лицевые - с изображением В. и. (одна из них с предстоящими прп. Алексием, человеком Божиим, и прп. Марией Египетской - соименными святыми царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской), к лицевым пеленам были пришиты простые пелены с шитыми Голгофскими крестами; 3 др.- бархатные и атласные, с шитыми Голгофскими крестами, богато украшенные. Икона стояла в киоте по левую сторону от царских врат. В 60-х гг. XVIII в. по распоряжению Владимирского еп. Павла, духовника имп. Екатерины II, все древние вещи Успенского собора были изъяты. В 1767 г. из снятого с них жемчуга и старого драгоценного убора В. и. к ней сделали новые жемчужные ризу и пелену; икону поместили в новый киот. В XIX в. в уборе иконы появились дополнения. Как следует из описи 1896 г., помимо драгоценных украшений, пожертвованных московскими и владимирскими купцами, на иконе находились приложенная бывш. редактором губернских ведомостей В. И. Доброхотовым звездочка с бриллиантами и сапфиром от перстня, пожалованного ему имп. Николаем I за описание владимирских древностей; бриллиантовый перстень с «червчатым камнем» директора владимирской гимназии И. Ф. Дмитриевского, полученный им от имп. Александра I за первую книгу по истории г. Владимира: «О начале Владимира что на Клязьме...» (СПб., 1802). В 1894 г. «трудами и усердием» московской «купеческой вдовы А. А. Шишкиной» жемчужная риза была обновлена.

В 1918 г. по предложению духовенства владимирского Успенского собора икона была раскрыта из-под записей в Комиссии по реставрации и сохранению древней живописи Г. О. Чириковым, Ф. А. Модоровым и И. А. Барановым. При реставрации была обнаружена «тонкая прописка» XVI в. (1518?). На отреставрированную икону вновь надели ризу и поставили ее в киот на прежнее место, т. к. в соборе продолжалось богослужение. В 1923 г. она была передана в образованный в 1921 г. Владимирский губ. музей. В 1935-1937 гг. снятый с иконы оклад был сдан в Госфонд. В наст. время икона находится в экспозиции ГВСМЗ (в здании бывш. Присутственных мест).

Икона (101´ 69 см) сделана в размер древнего оригинала с надставленными полями, но отличается пирамидальным очертанием силуэтов фигур и низким расположением левой руки Богоматери. Несоответствие композиций икон исследователи объясняли творческим решением мастера (Грабарь И. Э. В поисках древнерус. живописи // Он же. О древнерус. искусстве. М., 1966. С. 42-43; Маркина. 1983; Смирнова Э. С. Московская икона XIV-XVII вв. Л., 1988. С. 26). Было высказано также мнение, что владимирский список (и др. списки XV в.) передавал новый облик древней В. и., возникший после ее поновления (Гусева. 1984. С. 53-58). Это мнение находит нек-рое подтверждение в реставрационных материалах 1918-1919 гг. Отмеченные реставраторами и Анисимовым композиционные и художественные особенности поновленной в кон. XIV - нач. XV в. древней В. и. из Успенского собора Московского Кремля во многом напоминали особенности владимирского списка. Цветовое решение отличается сдержанностью, мягким гармоничным соотношением красочных поверхностей, отсутствием резких светотеневых контрастов и активных высветлений. Такая трактовка образа, вероятно, связана с воспроизведением живописных особенностей поновленного чудотворного оригинала. Композиции иконы свойственны черты, характерные для произведений прп. Андрея Рублёва (гармония, ритмическая согласованность плавных, круглящихся линий, пирамидальность силуэта). Владимирский список от др. воспроизведений В. и. отличается положением обеих ступней ног Младенца Христа, изображенных на одном уровне, что усиливает впечатление легкости его фигуры и еще более сближает этот список с творениями прп. Андрея Рублёва. И. Э. Грабарь первым отнес икону к работам этого мастера. Вслед за ним и др. исследователи видели в иконе произведение либо прп. Андрея Рублёва, либо близкого ему по стилю мастера. Большинство исследователей датируют икону 1408-1410 гг. и связывают ее возникновение с созданием росписей и иконостаса владимирского Успенского собора преподобными Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным. Однако исторические события, связанные с древней В. и., позволяют отнести создание владимирского списка к периоду деятельности митр. Киприана и датировать его между 1395 и 1406 гг. При одном из поновлений иконы (в XVIII-XIX вв.) на обороте появилось изображение Престола уготованного с орудиями Страстей, подобное изображению на древней святыне.

http://www.pravenc.ru/text/154962.html
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: Владимирская икона в городе Владимире

Сообщение tol »

Нам нужна икона, написанная митрополитом Петром:
Владимирская икона в городе Владимире

Эта чудотворная икона имеет одинаковую меру с подлинной Владимирской иконой, находящейся в московском Успенском соборе; написана она митрополитом Петром в бытность его настоятелем Ратского монастыря, на Волыни, где он обучался иконописи. Когда обитель посетил Киевский митрополит Максим, св. Петр поднес ему в подарок сию икону. Митрополит богато украсил ее жемчугом и драгоценными камнями и постоянно хранил ее у себя до самой своей смерти, которая последовала в 1326 году в г. Владимире, куда он перешел из Киева во избежание притеснения от татар.

Когда митрополит Максим скончался, игумен Геронтий, имевший притязание на митрополичий престол, отправился в Константинополь, чтобы там добиться от патриарха посвящения в митрополиты всея Руси. С собою он взял святительское облачение, пастырский жезл и Владимирскую икону. Узнав о намерении Геронтия, Галицкий князь Юрий, давно имевший желание учредить для своего княжества особую митрополичью кафедру, убедил ратского настоятеля Петра отправиться в Константинополь к патриарху Афанасию для посвящения в митрополита Южной Руси. По устроению Божию Геронтий был задержан бурею на море; в видении ему явилась икона Богоматери, написанная св. Петром, и Богоматерь сказала ему:

— Напрасно ты трудишься, совершая столь далекий путь. Святительский сан, которого ты столь возжелал, приимешь не ты, но игумен ратский Петр, написавший икону сию. Он — служитель Сына Моего и Бога и Мой; он и будет возведен на высокий престол славной русской митрополии и престол украсит и люди добре упасет.

Между тем, св. Петр прибыл в Царьград и был посвящен в сан митрополита. После него явился к патриарху и Геронтий и рассказал о бывшем ему видении. Афанасий отобрал у него святительское облачение, митрополичий жезл и Владимирскую икону Богоматери и все это передал новопоставленному митрополиту Петру. При отъезде св. Петра из Царьграда патриарх посоветовал ему отправиться в Киев, а оттуда уже переехать во Владимир. Петр последовал совету патриарха. Прибыв во Владимир, он передал Владимирскую икону во Владимирский кафедральный собор, где она находится и доселе. Стоит она в иконостасе, по левую сторону царских врат; перед ней постоянно горит огонь в сребропозлащенной лампаде старинной работы. Владимирская икона Богоматери прославилась исцелениями больных, притекающих к ней с верой в помощь и заступничество Пресвятой Богородицы.

В начале XVIII века от нее получил исцеление стольник Григорий Андреевич Племянников. По царскому указу он осматривал низовые города и возвращался через Владимир в Москву. На пути он внезапно занемог, и притом так тяжко, что принужден был остановиться во Владимире для излечения болезни. Однако человеческие средства не оказали ему никакой помощи. Тогда стольник возложил всю надежду на Бога и Его всесильную помощь. Так как он уже не мог говорить вследствие великой слабости, то объяснил супруге своей знаками свое желание, чтобы она подняла в его дом Владимирскую икону Богоматери. Едва только икона была внесена в дом, как Племянников почувствовал себя настолько сильным, что сам без посторонней помощи поднялся с постели. Став на колени перед иконой, он усердно начал молиться во время молебна, а когда затем выпил освященной воды, то тотчас же стал говорить — сперва с затруднением, а потом и совершенно хорошо. Впоследствии Племянников сделал в соборе значительные поправки на собственные средства и приложил большой серебряный ковш, внутри которого по его приказанию вычеканена следующая надпись: «1708 г. 15 января сей ковш дал вкладу во Владимир в соборную Пречистыя Богородицы Успения церковь Григорий Андреевич Племянников, по обещанию своему за совершившееся чудо цельбы от Бога предстательством Богоматери и святых (владимирских) чудотворцев, от смертных врат на живот возвращение».
Leon
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 14:04

Re: Владимирская икона в городе Владимире

Сообщение Leon »

tol писал(а):Нам нужна икона, написанная митрополитом Петром

Думаю, вряд ли мы ее найдем.
Статью Поселянина иллюстрируют разными Владимирскими, например,
http://svyato.biz/vladimirskaya/15-ikon ... ateri.html
Но, это все не те иконы. А та, которую свт.Петр написал непонятно, где сейчас и сохранилась ли вообще
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Re: Владимирская икона в городе Владимире

Сообщение Tasha »

Тогда надо размещать историю чудотворной иконы. Без фото самой иконы.
Как Одигитрия Воронинская у нас размещена. Если Бог даст, когда-нибудь и иконы найдутся.
Ответить