Древнейшая в России Иверская икона Божией Матери находиться в московском Новодевичьем монастыре.
Принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон чудотворный образ Божией Матери «Иверская», с которого началось ее почитание в России, вот уже более трех с половиной столетий находится в стенах московского Новодевичьего монастыря.
История написания этой иконы восходит к царствованию благочестивейшего самодержца Российского Алексея Михайловича Романова (1645-1676). В самом начале его правления, после Смутного времени, когда Россия была теснима с запада Польшей, Москву посетил архимандрит Пахомий, игумен Афонского Иверского монастыря. По установившемуся обычаю он приехал за сбором пожертвований на обители Святой Горы. Наслышанный о великой святыне Иверона, чудотворной иконе Богородицы, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать сию святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для Государя точный её список.
История нам сохранила имя мастера – Иамвлих Романов. Известно, перед началом его труда был отслужен молебен (молилась вся братия – 365 монахов);
освящённой водой со святыми мощами была омыта чудотворная икона Пресвятой Богородицы («Вратарницы»), после чего окачена святой водой кипарисовая доска, на которой для России и был создан Иверский образ. Иконописец в краски добавлял частицы святых мощей и освящённую воду.
13 октября 1648 года первый список афонской Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом, духовенство, бояре и множество народа. В память пренесения Иверской иконы в Москву 13/26 ноября было установлено ежегодное празднование. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, потом — в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход. Хранимые Богоматерью русские дружины разбили поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI-XVII вв. именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья».
Начавшееся с кремлевских палат почитание Иверской иконы, быстро распространилось по всей Земле Русской. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы, предназначавшийся для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась знаменитая Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках.
Первый афонский список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году уже более трех с половиной столетий он находится в стенах Московского Новодевичьего монастыря. Еще в начале XX века известный духовный писатель Е.Поселянин заметил, что афонская Иверская икона стоит там «забытой у южной стены монастырского собора». Лишь однажды, в 1913 году во время празднования 300-летия дома Романовых, образ выносили для всеобщего поклонения, поставив его в митрополичьих палатах Чудова монастыря. После закрытия обители Вратарница вместе с другими ценностями монастырской ризницы до 2009 годахранилась в фондах Государственного исторического музея.
Иверская Московская Икона Божией Матери
Иверская Московская Икона Божией Матери
- Вложения
-
- Иверская Московская Икона Божией Матери 2009 год.jpg (79.36 КБ) 7892 просмотра
-
- Иверская Московская Икона Божией Матери 1648 г.jpg (120.63 КБ) 7892 просмотра
Re: Иверская Московская Икона Божией Матери
Похоже, Поселянин писал про другую икону, но с ней много путаницы. Как мог, оформил тут:
http://pravicon.com/icon-692
То есть та икона из часовни теперь якобы в Воскресенском храме, а в часовне какая-то современная икона. Да и про старую икону много противоречий, старые исследователи не знают, когда и откуда она взялась, а в предложеной Вами статье это указано (из какого источника данная информация о происхождении иконы взята - не ясно). Кроме того, не понятно, что там произошло во времена французов - какая икона вывезена, какая пропала, какая была сделана вместо пропавшей, и вернулась ли вывезенная, и если вернулась, была ли это ТА икона. В общем, тут прям детективная история. Поселянина и еще интересный текст неизвестного автора (видно, прежнего времени) я добавил. И еще один текст, который у меня уже сегодня голова не переваривает, но тоже видно полезный, можно прочитать тут: http://www.proza.ru/2009/10/28/167
http://pravicon.com/icon-692
То есть та икона из часовни теперь якобы в Воскресенском храме, а в часовне какая-то современная икона. Да и про старую икону много противоречий, старые исследователи не знают, когда и откуда она взялась, а в предложеной Вами статье это указано (из какого источника данная информация о происхождении иконы взята - не ясно). Кроме того, не понятно, что там произошло во времена французов - какая икона вывезена, какая пропала, какая была сделана вместо пропавшей, и вернулась ли вывезенная, и если вернулась, была ли это ТА икона. В общем, тут прям детективная история. Поселянина и еще интересный текст неизвестного автора (видно, прежнего времени) я добавил. И еще один текст, который у меня уже сегодня голова не переваривает, но тоже видно полезный, можно прочитать тут: http://www.proza.ru/2009/10/28/167
Re: Иверская Московская Икона Божией Матери
В этой теме - материалы именно о Московской Иверской Иконе Божией Матери.
Первой Иверской иконе в Москве. Икона написана на Афоне и подписана Ямвлихом Романовым, обозначен год написания.
С этой иконй никакой путаницы нет ( если специально не запутывать).
Икона 300 с лишним лет пребывает в Новодевичьем монастыре, даже в те годы, когда числилась в фондах ГИМа.
(был сегодня в Новодевичьем - икона на месте, подпись можно легко прочитать).
Материалов по иконе достаточно исторических, церковных, музейных
Вот на сайте Патриархии об иконе и о недавнем Крестном ходе с ней
http://www.patriarchia.ru/db/text/535416.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/2241507.html
А о других Иверских иконах надо говорить отдельно.
Думаю путаница возникает, когда авторы не вникнув в историю, торопятся писать об Иверской, вспоминают лишь известную им часовню на Красной площади. Как украинский публицист В.Бровко
Или Н.В. Дмитриева.в книге " О Тебе радуется! " Вот так и путают народ
Первой Иверской иконе в Москве. Икона написана на Афоне и подписана Ямвлихом Романовым, обозначен год написания.
С этой иконй никакой путаницы нет ( если специально не запутывать).
Икона 300 с лишним лет пребывает в Новодевичьем монастыре, даже в те годы, когда числилась в фондах ГИМа.
(был сегодня в Новодевичьем - икона на месте, подпись можно легко прочитать).
Материалов по иконе достаточно исторических, церковных, музейных
Вот на сайте Патриархии об иконе и о недавнем Крестном ходе с ней
http://www.patriarchia.ru/db/text/535416.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/2241507.html
А о других Иверских иконах надо говорить отдельно.
Думаю путаница возникает, когда авторы не вникнув в историю, торопятся писать об Иверской, вспоминают лишь известную им часовню на Красной площади. Как украинский публицист В.Бровко
Или Н.В. Дмитриева.в книге " О Тебе радуется! " Вот так и путают народ
Последний раз редактировалось Leon 12 июн 2012, 19:34, всего редактировалось 1 раз.
Re: Иверская Московская Икона Божией Матери
По этой первой иконе все ясно, но судя по всему, особым почитанием пользовалась именно та икона из часовни (назовем ее третьей), народ шел к ней постоянно (оно и понятно - вроде как и была выставлена в часовню для всех желающих), поэтому, видимо, Поселянин выделил ее особо. В статье на 13 октября у него интересная фраза "Афонская икона, по мнению исследователей, не есть известная всей Москве чудотворная Иверская икона, развозимая по городу и на краткое время бывающая в своей часовне у Воскресенских ворот." То есть похоже что в какой-то момент третья икона (из часовни) начала почитаться в Москве куда больше чем первая икона, привезенная с Афона.
Re: Иверская Московская Икона Божией Матери
Ну да,я и говорю икона, что в часовне - на виду у всех, на Красной площади.
Ей все кланяются и почитают. Раньше Красная площадь и Кремль - это ж торговые ряды были. Вся Москва -туда.
А та, первая - в женском монастыре, на окраине Москвы.
А по времени принесения в Москву разница несколько лет на фоне столетий сгладилась...(1648-1656)
Вот и нынешние "обозреватели" порой икон путаются, берут известный им образ.
Первая икона, находилась в фондах музея, почти никогда не выставлялась. О ней и не вспоминали до последних лет.
Ей все кланяются и почитают. Раньше Красная площадь и Кремль - это ж торговые ряды были. Вся Москва -туда.
А та, первая - в женском монастыре, на окраине Москвы.
А по времени принесения в Москву разница несколько лет на фоне столетий сгладилась...(1648-1656)
Вот и нынешние "обозреватели" порой икон путаются, берут известный им образ.
Первая икона, находилась в фондах музея, почти никогда не выставлялась. О ней и не вспоминали до последних лет.
Re: Иверская Московская Икона Божией Матери
Вообще, Поселянин и про первую икону написал, но под другим числом, и называется "Перенесение Иверской иконы с Афона в Москву". У нас теперь это можно тут прочитать: http://pravicon.com/icon-694
Re: Иверская Московская Икона Божией Матери
У Поселянина тоже путаницы и неточностей хватает. Многое взял у Снысаревой, не проверяя.
(так верим, пока не касается, я недавно углубился в историю "Новоникитской" -оказалось вообще фантазия! а уже прижилась )
Вот еще в тему Иверские иконы: сколько их? http://www.taday.ru/text/900935.html
(так верим, пока не касается, я недавно углубился в историю "Новоникитской" -оказалось вообще фантазия! а уже прижилась )
Вот еще в тему Иверские иконы: сколько их? http://www.taday.ru/text/900935.html
Re: Иверская Московская Икона Божией Матери
Да, то что у него есть ошибки, это известно. Но его труд все равно неоценим. Это сейчас интернет, журналы, все можно узнать невыходя из дома, а в то время надо было кропотливо изучать архивы, а если их нет, расспрашивать местных жителей, чтобы узнать хоть что-то. Понятно, что при таком подходе добавляются какие-то мифы и легенды. Да и архивы тоже не гарантия надежности информации. Кто-то мог нафантазировать чего-то, это записали, а потом через 300 лет уже не проверишь, было это или нет.Leon писал(а):У Поселянина тоже путаницы и неточностей хватает. Многое взял у Снысаревой, не проверяя.
(так верим, пока не касается, я недавно углубился в историю "Новоникитской" -оказалось вообще фантазия! а уже прижилась )
Не меньше, чем вариантов написания фамилии Снессорева - я уже несколько забавных видел, но "Снысарева" - явно всех их перебилВот еще в тему Иверские иконы: сколько их? http://www.taday.ru/text/900935.html
Re: Иверская Московская Икона Божией Матери
Не пойму, это та же самая икона?
http://alchevskpravoslavniy.ru/wp-conte ... 02/215.jpg
http://alchevskpravoslavniy.ru/wp-conte ... 02/215.jpg
Re: Иверская Московская Икона Божией Матери
Нет конечно. Здесь Иверская с апостолами, а там Иверская с чудесами
У меня знакомая с такой фамилией, недавно как раз писал ей доверенность., наверное по инерции написал.я уже несколько забавных видел, но "Снысарева" - явно всех их перебил