Кожанская икона Божией Матери

Ответить
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Кожанская икона Божией Матери

Сообщение Tasha »

Изображение

Список иконы Кожанская

И тема для размышления с форума http://www.icon-art.info
Так как про саму икону практически ничего не известно, то эта тема заслуживает внимания.
http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtop ... sc&start=0
tol
Администратор
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: Кожанская икона Божией Матери

Сообщение tol »

Думаю, пока преждевременно публиковать, иначе можно начать очередную дезинформацию. Икона явно новая, кому-то взбрело в голову нарисовать Кожанскую икону по своему произволению, и нарисовали, а какая была настоящая Кожанская икона, если вообще была - насколько я понимаю, никто не знает.
qwerty
Сообщения: 295
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 23:36

Re: Кожанская икона Божией Матери

Сообщение qwerty »

Информация в развитие темы.
------------------------------------------------
паломнической службы "Иоаннов родник"
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ЧТИМЫЕ НА БЕЛАРУСИ
ЧУДОТВОРНЫЕ И МЕСТНОЧТИМЫЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
https://www.palomnik.by/palomnik/sermons/art-492/

"КОЖАНСКАЯ, "Почаевская"

============================
"Приход Свято-Петро-Павловского собора в г. Минске"
http://sppsobor.by/bractva/vilna/publis ... endar/5997

"Рыбаловская икона Божией Матери
Рубрика: Тэматычны каляндар на рускай мове | 16 апреля 2012

Почитание этой иконы как чудотворной начинается с 1757 г. До конца XVIII века святыня находилась в Космо-Дамиановской церкви местечка Рыбалы вблизи Бельска. До 1720 г. икона находилась на Царских Вратах рядом с изображением Спасителя. Некоторые называют эту икону также Кожанской. В 1864 г. на эту чудотворную икону была возложена риза стараниями настоятеля храма иерея Григория Кудрицкого. На иконе Царица Небесная и Младенец Христос одеты в красные плащи-накидки. У Богомладенца под плащом одежда белая. В 1897 г. на средства старосты Феодора Ополинского риза Богородицы обновляется. Рыбаловская чудотворная Одигитрия глубоко почитается жителями местечка и окрестностей."

Указывают на связь названия Рыбаловской с Кожанской, но называют Одигитрия

=============================================================

Народный каталог православной архитектуры был создан в мае 2002 года.
Соборы.ру
Сураж. Церковь Спаса Преображения.
http://sobory.ru/article/?object=40311

"Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич, 30 июня 2016

Приходская Преображенская церковь в Сураже, Белостокского уезда, Белостокского благочиния. Церковь каменная, с такой же колокольней, в каменной ограде, сооружена в 1867 году вместо сиздавна бывшей тут церкви изветшавшей, о которой ещё в 1698 году писалось в визитах, что она „опустошена, разграблена неприятелями и чрез давность и ветхость находится вблизи замка едва собою признаки церкви имеющей". В ней имеются: св. икона Нерукотворного Спаса, писанная на доске, в сребропозлащенной швейной ризе, а также Иворская св. икона Богородицы в серебрянном окладе. Отстоит церковь от города Белостока в 22 верстах.

Прихожан при ней: 735 мужского пола и 672 женского, а всех 1407 в 9 селениях: Сураже, Баранках, Богданках, Дорожках, Завыках, Золотниках, Кожанах, Паньках и Черевках.

Имеются: 2 приписные церкви — Воздвиженская в Кожанах и Троицкая в Завыках, часовня в урочище Святое место при источнике с. Паньков, невдалеке от Кожанской Воздвиженской церкви, с особенно чтимой давней в ней св. иконой Богородицы Почаевской, сооруженная в 1880 году отставным военным Феодосием Зданудчиком, деревянная, с куполом и другая часовня в Золотниках, сооруженная в 1894 году крестьянином Андреем Войтюковым, деревянная, в память чудесного сохранения жизни Царствующего Семейства 17 октября 1888 года, с особенно чтимыми изображениями св. Иоанна Крестителя и распятого Спасителя.

На территории прихода есть 9 церковных школ: в Завыках, Золотниках, Кожанах, Новосадах, Турне дольной, Турне костельной, Помычах, Черевках и Шереносе, с 113 учащихся в них мальчиков и 37 девочек; 3 народных училища: в Богданках, Сураже и Юхновце.

Причт состоит па 2 лиц: священника и псаломщика, с жалованьем 496 рублей. Земли церковной в пользовании причта 42 десятины 2132 сажени.

См. Лит. Епарх. Вед. 1867 г. № 24: 1065—1068. 1895 г. № 34: 316—317.

Гродненский православный календарь

Православие в Брестско-Гродненской земле в конце ХІХ века, том 1, Воронеж, 1899"

Упоминается Почаевская икона " особенно чтимой давней"
---------------------------------------------
Поиск по первоисточникам.

Гродненскій православно-церковный календарь или Православіе въ Брестско-Гродненской землѣ въ концѣ XIX вѣка
http://kamunikat.eu/drukavac_staronku.html&refid=47071

стр.149-150 (см. рис)

Говорится: "часовня в урочище Святое место при источнике с. Паньков, невдалеке от Кожанской Воздвиженской церкви, с особенно чтимой давней в ней св. иконой Богородицы Почаевской"

==================================================
Литовские епархиальные ведомости. 1867. № 1–24
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/lib ... ial/10752/

Литовские епархиальные ведомости. 1867. № 24
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/med ... e5983b.pdf

Сведений по иконе не нашел.

=================================
Литовские епархиальные ведомости. 1895. № 1–52
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/lib ... ial/10824/

Литовские епархиальные ведомости. 1895. № 34
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/med ... 7e2b69.pdf

Сведений по иконе не нашел.

======================================
Гродненские епархіальные аедомости
Годъ Ѵ-й. 10-го іюля 1905 года No 27
Замѣтка о Кожанской церкви
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/med ... 6866d8.pdf

Кожанская приходская церковь утратила свого самостоятельность кажется (не имѣемъ данныхъ подъ рукой) въ 1838 г. Послѣднимъ ея пастыремъ былъ упомянутый о. И. Крупецкій. Приходъ раздѣлился между сосѣдними — Рыболовскимъ и Райскимъ, а впослѣдствіи Суражскимъ. Земельныя угодья отошли къ Рыболовскому приходу..

Прослеживается связь Кожанской иконы с Рыболовской, возможно Райской (есть упоминания о такой иконе)

====================================================
Лит. Епарх. Вед
годъ двадцать пятый № 29 19-го июля 1887 года.
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/med ... 58b2bc.pdf

"Приписная къ Суражской Свято-Преображенской, вновь устроенная въ 1886 году, Кресто-Воздвиженская церковь при с. Кожанахъ Суражскаго прихода, Бѣлостокскаго уѣзда, Гродненской губерніи.

Суражскій православный приходъ Бѣлостокскаго уѣзда, Гродненской губерніи, украсился въ 1886 году, къ великому утѣшенію сыновъ православной церкви прихода, новымъ православнымъ храмомъ въ честь Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня, построеннымъ на пригоркѣ праваго крутаго берега р. Нарѳвы при селѣ Кожанахъ.

Слѣдуетъ сказать при этомъ, что на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ построенъ новый храмъ, до 1839 года существовалъ самостоятельный приходской храмъ во имя св. великомученика Георгія съ достаточною утварью въ немъ, съ землею и причтовыми постройками, которыми Кожанскій причтъ пользовался и въ составъ прежняго Кожанскаго прихода входили деревни: С. Кожаны, Черѳвки, Паньки и Дорожки. Въ томъ же 1839 году вслѣдствіе малочисленности прихода и по ходатайству Бѣльскаго благочиннаго священника Маркевича храмъ этотъ былъ закрытъ, а Кожанскій приходъ присоединенъ былъ къ многолюдному приходу Рыболовскому Бѣльскаго уѣзда; туда же перешла и Кожанская церковная земля съ причтовыми постройками, хотя самое зданіе храма и причтовыя постройки оставались на мѣстѣ. Въ 1874 году по настоянію священника Рыболовской церкви о. Іоанна Гловацкаго зданіе было въ одинъ день, помимо воли б. Ко жанскихъ прихожанъ снято съ мѣста, разобрано и къ вели кой ихъ горести, перевезено на Рыболовскоѳ кладбище, на которомъ построена была изъ него кладбищенская въ Рыболовскомъ приходѣ церковь. Церковная утварь, иконы, колокола и другія церковныя вещи тоже были забраны Рыболовскимъ причтомъ при закрытіи церкви, а изъ построекъ часть была перевезена въ Рыболы, а часть осталась па мѣстѣ. Въ 1876 году при составленіи новой сѣти приходовъ, всѣ деревни, составлявшія нѣкогда самостоятельный Кожанскій приходъ, по своему желанію и по волѣ епархіальнаго начальства перечислены были отъ Рыболовскаго прихода къ Суражскому, а земля, сначала тоже перечисленная къ Суражскому приходу, а потомъ опять возвращенная Рыболовскому, и всѣ захваченныя вещи изъ бывшей Кожанской церкви такъ и остались нѳвозвращѳнными. Осталось, однако, незанятымъ мѣсто, на которомъ стояла прежняя Кожанская церковь Слѣдуетъ сказать при этомъ, что на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ построенъ новый храмъ, до 1839 года существовалъ самостоятельный приходской храмъ во имя св. великомученика Георгія съ достаточною утварью въ немъ, съ землею и причтовыми постройками, которыми Кожанскій причтъ пользовался и въ составъ прежняго Кожанскаго прихода входили деревни: С. Кожаны, Черѳвки, Паньки и Дорожки. Въ томъ же 1839 году вслѣдствіе малочисленности прихода и по ходатайству Бѣльскаго благочиннаго священника Маркевича храмъ этотъ былъ закрытъ, а Кожанскій приходъ присоединенъ былъ къ многолюдному приходу Рыболовскому Бѣльскаго уѣзда; туда же перешла и Кожанская церковная земля съ причтовыми постройками, хотя самое зданіе храма и причтовыя постройки оставались на мѣстѣ. Въ 1874 году по настоянію священника Рыболовской церкви о. Іоанна Гловацкаго зданіе было въ одинъ день, помимо воли б. Кожанскихъ прихожанъ снято съ мѣста, разобрано и къ вели кой ихъ горести, перевезено на Рыболовскоѳ кладбище, на которомъ построена была изъ него кладбищенская въ Рыбо ловскомъ приходѣ церковь. Церковная утварь, иконы, колокола и другія церковныя вещи тоже были забраны Рыболовскимъ причтомъ при закрытіи церкви, а изъ построекъ часть была перевезена въ Рыболы, а часть осталась па мѣстѣ. Въ 1876 году при составленіи новой сѣти прихо довъ, всѣ деревни, составлявшія нѣкогда самостоятельный Кожанскій приходъ, по своему желанію и по волѣ епархіаль наго начальства перечислены были отъ Рыболовскаго при хода къ Суражскому, а земля, сначала тоже перечисленная къ Суражскому приходу, а потомъ опять возвращенная Рыболовскому, и всѣ захваченныя вещи изъ бывшей Кожанской церкви такъ и остались нѳвозвращѳнными. Осталось, однако, незанятымъ мѣсто, на которомъ стояла прежняя Кожанская церковь

Много еще предстоитъ трудовъ для того, чтобы украсить надлежащимъ образомъ этотъ новосозданный храмъ и окончательно устроить его. Слѣдуетъ и Рыболовскому причту ст. прихожанами возвратить бывшимъ Кожанскимъ прихожанами. ихъ главную святыню прежде бывшаго тута, храма — икону Кожанской Божіей Матери сь другими взятыми иконами, колоколами, утварыо и прочими церковными вещами, составляющими неотъемлемую собственность этой горсти ирихожаігь, не ожидая ффиціальнаго разрѣшенія этого дѣла, которое уже формально возбуждено и вт. этомъ дѣлѣ святой почина, долженъ. принадлежать священнику Рыболов- ской церкви о. Іоанну Словацкому "

Икона из Рыбаловской церкви не возврашена в новую Кожанскую, "Слѣдуетъ и Рыболовскому причту ст. прихожанами возвратить бывшимъ Кожанскимъ прихожанами. ихъ главную святыню прежде бывшаго тута, храма — икону Кожанской Божіей Матери сь другими взятыми иконами,"

=====================================================
Из истории и географии мест.

Гро́дно (белор. Гродна) — город в Белоруссии, административный центр Гродненской области[13], а также Гродненского района, в состав которого город не входит.

Город расположен в западной части области, на берегах Немана, вблизи границы с Польшей и Литвой (в 15 и 30 км соответственно).

В середине XIII в. Гродно вошёл в состав Великого княжества Литовского (с 1569 года — часть Речи Посполитой). В результате последнего раздела Речи Посполитой, состоявшегося в Гродно в 1795 году, город был присоединён к Российской империи, а в 1801 году стал губернским городом.

В июле 1920 года город перешёл под советский контроль, но уже в октябре того же года вновь перешёл под управление Польши, в составе которой оставался вплоть до 21 сентября 1939 года, когда был занят советскими войсками и передан в состав Белорусской ССР в составе СССР.

23 июня 1941 года Гродно был оккупирован немецкими войсками. 18 сентября 1941 года Гродно был включён в состав Германии в составе округа Белосток (нем. Bezirk Bialystok). 16 июля 1944 года Гродно был освобождён Красной Армией, 20 сентября 1944 года Гродно стал административным центром вновь созданной Гродненской области.

--------------------------
Бельск

Около 1320 года Бельск, как и другие Подляшские земли, вошёл в состав Великого княжества Литовского.

После разделов Речи Посполитой Бельск-Подляски принадлежал сначала (в 1795—1807 годах) Пруссии, после чего перешёл к Российской империи. В 1808 году стал уездным городом Белостокской области, после упразднения которой в 1842 году — уездный город Гродненской губернии.

В 1915—1919 годах город в ходе Первой мировой войны был занят германскими войсками. С 1919 года был в составе Польши. В 1939 году в Бельск вошли войска нацистской Германии, в том же году занят Красной Армией и вошёл в состав Белорусской ССР. В 1944 году вновь занят Красной Армией. После Второй мировой войны город возвращён Польше.

Бельск-Подляски (Бельск-Подляшский, польск. Bielsk Podlaski, белор. Бельск, подл. Біэльськ, Biêlśk) — город в Польше, входит в Подляское воеводство, Бельский повят. Имеет статус городской гмины.

----------------------------------------
Сураж (Польша) (польск. Suraż, белор. Горад Сураж, подл. Сураж, Suraž) — город в Польше, входит в Подляское воеводство, Белостокский повят. Имеет статус городско-сельской гмины. Занимает площадь 33,86 км². Население — 983 человек (на 2004 год).
История
Известен с начала XIII века как древнерусский город. Был разрушен монголами в 1241 г. возобновлён и укреплён внуком литовского князя Миндовга. В 1507 году Сигизмунд I отдал Сураж в пожизненное пользование Елене Ивановне, вдове князя Александра. В 1808 году стал заштатным городом Белостокского уезда. По данным переписи 1897 года в городе проживало 1 599 человек, в том числе поляки — 1 154, евреи — 368, русские — 75[1]. В городе было 3 православные церкви, 2 католические и еврейские молитвенные школы. Заштатный город Гродненской губернии, Белостокского уезда[2].

------------------------------------------
Есть: д. Рыболы, Беларусь и Рыбо́лы (польск. Ryboły) — деревня в Белостокском повяте Подляского воеводства Польши

Вероятно следует понимать с. Рыболы, Польша, Подляское воеводство, Белостокский повят, городско-сельская гмина Заблудув, с. Рыболы, т. к. есть Церковь Космы и Дамиана. (http://sobory.ru/article/?object=19440)

--------------------------------------------
Кожаны Польша Подляское воеводство Белостокский повят, не путать с аг.Кожан-Городок в Белоруссии

=========================
для памяти.

Юрий Лабынцев, Лариса Щавинская
(Москва)
Церковное летописание во II Речи Послолитой
(По материалам культурологической экспедиции 1996 г.)*
http://bazhum.muzhp.pl/media//files/Act ... 21-231.pdf

(http://kamunikat.org/download.php?item= ... ubref=2160)

"Так в разделе „О церкви или храме” второй части „Цер-
ковно-приходской Летописи Кожанской Крестовоздвиженской цер-
кви” записано: „Во время мировой войны в 1915-м году колокола
церковные прихожане затопили в реке Нареве. Утварь церковную
зарыли в землю. Две иконы месночтимыя Божией Матери прихо-
жане взяли с собою и одна из них осталась в России, а другую при-
хожанин деревни Кожан Илья Алексюк привез с собою назад, ког-
да возвратился из эвакуации. По возвращении из эвакуации в 1921
году прихожане извлекли колокола из реки Нарева и повесили на
колокольню. Зарытая утварь в земле была откопана ими и перене-
сена в церковь”."
Вложения
Гродненский православный календарь.jpg
Гродненский православный календарь.jpg (315.98 КБ) 1893 просмотра
Ответить