София Премудрость Божия со сценой преломления хлеба

Ответить
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

София Премудрость Божия со сценой преломления хлеба

Сообщение Tasha »

Изображение

София Премудрость Божия со сценой преломления хлеба, апостолом Петром и Похвалой Богоматери.
Россия. Вторая половина XIX века. Государственная Третьяковская Галерея
Дерево, темпера.
Размер -72 х 68,5 см.

Иконография
София Премудрость Божия
Апостол Петр
Похвала Богоматери
В центре иконы - на фоне Божественной Славы, изображена София. Богоматерь. Над ней - поясное изображение Христа. Выше - изображение Софии Премудрости Божией. Еще выше Этимасия, а над ней - поясное изображение Саваофа. Софии предстоят крылатые фигуры пророков - Иоанн Предтечи и Моисея. Под образом Софии находится изображение Богоматери Оранты на фоне Божественной Славы. Внизу на фоне града изображены апостолы, возносящие бескровную евхаристическую жертву. В центре - апостол Петр. На полях изображены пророки (Аввакум, Илия, Моисей, Гедеон, Иезекииль, Давид, Захарий, Исайя, Елисей, Даниил, Соломон) и праотец Иаков со свитками и с прообразами Богоматери.

ПРЕМУДРОСТЬ И ЦЕРКОВЬ В РУССКОМ ИКОНОПИСАНИИ, ряд символический образов, раскрывающих литургическую историю Церкви как Тела Христова и Домостроительства Божия, начиная с VI в., ознаменовавшегося возведением византийским имп. Юстинианом храма во имя Софии Премудрости Божией, посвящение церквей важнейшему для христианского сознания понятию становится нормой, знаком причастности к высшим религиозным идеалам. Храмы, посвященные Софии, возникают и в крупнейших центрах Византийской империи, каковыми являлись Солунь, Никея, Охрид, Трапезунд, и в древнерусских городах Киеве, Новгороде, Полоцке, Вологде. Однако тесно связанным с идеей Премудрости оказывается и любое церковное здание, ибо служба на его основание неизменно включает чтение 9-й главы книги Притчей Соломоновых: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь...», а в его интерьере, воспроизводящем в художественных образах важнейшие эпизоды Божественного Домостроительства, разворачивается богослужебное действо, в молитвословиях и песнопениях прославляющее Божественную Премудрость. Начиная с образов ветхозаветных пророков, предсказавших пришествие Искупителя, ветхозаветных преобразовательных композиций, протоевангельских эпизодов и кончая сценами христологического цикла, в церковном интерьере возникала целостная картина Явления Премудрости в мир. С идеей Божественной Премудрости были напрямую связаны изображение «Пиров Премудрости» в церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде (ок. 1363); композиции на тему «Учения трех святителей» (церковь Св. Архангела Гавриила в Лесново (1349), собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502—03). Последовательные этапы Явления Премудрости в мир отразила и система древнерусского высокого иконостаса, в основных чертах сложившаяся на рубеже XIV—XV вв., сконцентрировавшая в себе идеи Воплощения Бога Слова, осуществления им искупительной миссии, последнего суда над человечеством.
Тема Воплощения Бога Слова, предсказанного в ветхозаветных пророчествах, становится ведущей в композициях, получивших на Руси наименование «Похвала Богоматери». Изображения сидящей на престоле Девы Марии и Христа Эммануила над ней, объединенные извивающейся в виде восьмерки лозой, окружены фигурами пророков со свитками пророчеств и атрибутами — ветхозаветными прообразами Богоматери. Форма восьмерки как символа вечности передает идею Предвечности Бытия Сына, «прежде век рожденного» и ради спасения человечества сошедшего на землю. Поза Богоматери и жест ее правой руки, раскрытой перед грудью в знак приятия благодати, указывает на Ее покорность воле Творца сделаться орудием Божественного Воплощения, трансцендентный характер которого акцентируют символические предметы в руках пророков. Образы «затворенных врат», «горы нерукосечной», «неопалимой купины» и т. д. намекали на Приснодевство Марии, бессеменно зачавшей и по рождении Иисуса оставшейся девой. На Руси композиция «Похвала Богоматери» нередко объединялась с иллюстрациями на тему Акафиста Богоматери — торжественного песнопения, исполняемого в Субботу пятой недели Великого поста (Суббота Акафиста).
Изображения пророков как провозвестников Божественного Воплощения, Жертвы и Спасения входили в состав многих символических композиций, получивших распространение в древнерусской иконописи начиная с сер. XVI в. Среди них — «Явление Богоматери в преломлении хлеба ап. Петром с Софией Премудростью Божией и Похвалой Богоматери». Основанный на тексте апокрифического сказания о явлении Богородицы апостолам во время совершения ими трапезы на третий день по ее Успении, этот сюжет имел ярко выраженный литургический смысл. Утверждавшее в мысли о воскресении Девы Mapии и вознесении ее на небеса, явление Богоматери апостолам «на воздусе» способствовало установлению особого церковного обряда — «Чина Панагии». Центральным моментом этого чина, совершавшегося в монастырских трапезных, являлось возношение над трапезой панагиара (емкости для хлеба) с Богородичной частицей и прославление Единого в Троице Бога. В этом отношении показательна близость иконографического типа Богоматери, представленного в композициях «Преломление хлеба», с изображениями на крышках панагиаров. Сложная, многосоставная, прочитываемая по вертикали композиция создает символический образ Церкви, основанной в результате Божественного Домостроительства и утвержденной на земле апостолами.

http://obraz.org/index.php?menu=iconogr ... on_id=1263

http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=883
Ответить