Малоизвестные и Местночтимые иконы Божіей Матери.

qwerty
Сообщения: 295
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 23:36

Re: Малоизвестные и Местночтимые иконы Божіей Матери.

Сообщение qwerty »

Вьясско-Владимирская икона

Наверно не обратил бы внимания как на один из множества списков Владимирской иконы, если бы на одном из аукционов не попалась хромолитография Владимирской иконы Вьясско-Владимирского монастыря. Это и сподвигло на розыски.

======================
Кузнецкая епархия, Пензенская митрополия

Вьясский Владимирско-Богородицкий мужской монастырь
http://kuzneparhia.ru/raspisanie-bogosl ... -monastyr/

Вьясская Владимирско-Богородицкая мужская пустынь основана на рубеже XVII и XVIII веков на правом берегу реки Вьяс при источнике, куда, по преданию, (по некоторым сведениям, именно в 1691 году) пришли двое старцев — Иоанн и Тихон, которые принесли сюда Владимирскую икону Божией Матери и поставили ее над ключом. Там, в непроходимой чаще леса, над источником, истекающем из пригорка, они построили деревянную часовню. Со временем вокруг нее было построено несколько келий, в которых подвизались богомольцы, искавшие молитвенного служения Богу в полном уединении.
.............................
Первый историк этих мест, священник Серафим Степанович Старосивильский, после рассказа о главной святыне Вьясской пустыни – чудотворной Владимирской иконе, писал: «В пустыни есть еще один предмет, достойный благочестивого внимания, – это родник или источник. Этот источник есть тот самый, на котором была поставлена, принесенная сюда икона Владимирской Божией Матери, и который до сих пор составляет предмет благоговейного уважения приходящих в пустынь богомольцев. Возле этого родника устроена церковь Божией Матери Живоносного Источника. Вода из него искусно проведена через трубы под церковь, в которой против царских врат устроено водовместилище в виде бассейна. В этом бассейне вода бьет фонтаном и отсюда выходит за стены храма. Пред выносимою на это водовместилище иконою Владимирской Божией Матери совершаются молебны и акафисты. Вода, почерпаемая из этого источника, считается богомольцами целебною; иногда в этот источник многие немощные погружают свои болящие члены».
.....................................
В 1764 году пустынь была упразднена и приписана к приходскому храму села Большой Вьяс, а главная ее церковь сделана сельской кладбищенской. Однако пустынь продолжала существовать и постепенно приходила в упадок.

В 1851 году она сделана самостоятельной и началось ее возрождение.

Все монастыри Пензенской губернии были официально закрыты в 1918 году. Но во Вьясской пустыни монашеская жизнь еще несколько лет теплилась, благодаря деятельному настоятелю, архимандриту Геронтию, возведенному в этот высокий сан на рубеже 10-х–20-х годов, кстати, единственному из всех настоятелей и наместников монастыря предыдущих лет. В годы Богоборчества настоятель Вьясской пустыни не просто не опустил руки, но и сумел наладить монастырскую жизнь в новых условиях. При изъятии в апреле 1922 года церковных ценностей ему удалось отстоять и даже вернуть большую часть из них; в марте 1923 года стараниями о. Геронтия из братии было организовано сельскохозяйственное товарищество, в которое вошли 19 из 28 насельников пустыни (остальные были нетрудоспособными). В августе настоятелю пришлось отвечать на запросы Саранского ГПУ; сделал он это так, чтобы, по сути, ничего не сообщая, не попасть под подозрение в “сопротивление властям”. Но когда власти Саранского уезда взяли курс на полное уничтожение монашеского жития, Вьясскому монастырю уцелеть не удалось. В 1925 году он был разогнан, а с 1931 года началось разрушение стен и корпусов монастыря. Позже в храмах разместили тракторные мастерские, а в 1950 году – школу крестьянской молодежи. В советское время храм над источником был сломан, но источник продолжал почитаться местными жителями и в эти годы, хотя икона исчезла.

Запустение здесь продолжалось долгие годы…

В 1996 году предприниматель Анатолий Петрович Захаров обустроил источник Владимирской иконы Божией Матери. Сам источник был заключен в закрытое железобетонное кольцо с выходом воды через железную трубу, а над источником была построена металлическая ажурная часовня. Тогда же началось и восстановление пустыни. Несколько лет Анатолий Захаров восстанавливал и здания святой обители. С 1997 года на его средства велось восстановление Владимирского храма, где, наконец, после 70 летнего запустения возобновились богослужени.

Так, 3 июня 2002 года в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, в обновленном храме состоялась первая Божественная литургия, возглавляемая Преосвященнейшим епископом Пензенским и Кузнецким Филаретом. С этого же 2002 года пустынь стала женской и функционировала в качестве архиерейского подворья. Ныне же это Вьясский Владимирско-Богородицкий мужской монастырь вновь образованной Кузнецкой и Никольской епархии. Настоятель монастыря — игумен Христофор (Ширяев), клирики: иеромонах Иоанн (Клыченков), иеродиакон Илия (Гуськов).

Чудотворная икона Владимирской Божией Матери милостью Божией же была вновь обретена в 2010 году. Оказывается, когда грабили монастырь, икону Богородицы спасла от поругания раба Божия Пелагия Майорова. Вместе с иконой она рекой добралась до Лесного Вьяса и скрыла ее в своей избе. Когда Пелагия заболела, то передала святыню благочестивой Марии Морозовой (Мещеряковой), которая почистила икону и хранила у себя до открытия храма в Лесном Вьясе. Некоторое время этот список в медном окладе был выставлен для почитания в новой церкви Лесного Вьяса.

В 2010 году нынешний настоятель Владимирского храма игумен Христофор узнал от местных жителей, что икона находится в Лесновьясском храме. Он взял икону на экспертизу. Икона была в плачевном состоянии: лики практически не сохранились, слой краски отходил. После долгих исследований и реставрации в Пензенском художественном училище она вернулась на своё исконное место.

6 июля 2011 года состоялся крестный ход. От Лесного до Большевьясского монастыря икону несли на руках. А затем во Владимирском храме состоялась Божественная Литургия, которую совершил епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин.

икона
http://kuzneparhia.ru/files/2013/08/ik25.jpg

=========================
Паломничество в Вьясская Владимирская мужская пустынь – Азбука паломника
https://azbyka.ru/palomnik/%D0%92%D1%8C ... 0%BD%D1%8C

икона
https://azbyka.ru/palomnik/images/e/e4/ ... %D0%B0.jpg

===================
Большевьясский Свято-Владимирский Богородицкий монастырь
с. Большой Вьясс, Лунинский район, Пензенская область ул. Пионерская, 48

Вьясская икона
http://vyas-monastir.ru/2-uncategorised ... kaya-ikona

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков, некоторые из которых тоже прославились чудотворениями, как и образ из Вьясской пустыни. Этой иконе более 300 лет, официально она датируется 1713 годом, когда по Указу Петра Первого в Большом Вьясе констатировался уже построенный монастырь. А начиналось все в далеком XVII веке. В Сурском крае в то время проживали казаки. Многие земли были необитаемы и раздавались служивым людям в качестве награды. Местное мордовское население здесь было преимущественно языческим. Два старца, Иоанн и Тихон, с Владимирской иконой Богоматери шли по тракту из Саранска на Пензу миссионерским путешествием. Дойдя до одного из поместий, они остановились у реки, где бил ключ. Поставили икону, чтобы немного передохнуть, и услышали Голос о том, что эту икону нужно оставить здесь и основать монастырь.
Чудеса и исцеления.

Диакон Филарет из села Новая Кутля Саранского уезда страдал нарывами и кровохарканьем. Не найдя исцеления от принятых врачебных средств, он по совету благочестивых людей, испытавших на себе благодатную силу Вьясской Владимирской иконы Божией Матери, в 1836 году решился обратиться с молитвой к этой небесной Целительнице перед святой иконой. С большим трудом он достиг пустыни и 21 мая отслужил молебен перед святым образом, освятил воду в находящемся близ источнике и, напившись, стал совершенно здоров и чист от всех «струпов». Признав в этом чудесное действие божественной благодати, присущей святому образу Царицы Небесной, он вознамерился передать это действие и своей жене и детям, которые страдали такой же болезнью, и возвращаясь домой из Вьяса, взял с собой святой воды. Как только семейные причастились этой воды с благоговением и верой, немедленно все сделались здоровы. С тех пор до поступления в обитель (это случилось в 1853 году после смерти жены) Филарет ежегодно ходил во Вьяс для поклонения святому лику Владычицы, от всего сердца возносил Ей благодарение за дарованную ему и его семейству милость.

Управляющий имением помещика Бахметьева в селе Усовке Николай Андреев 18 января 1853 года был поражен параличом левых руки и ноги, да так, что потерял возможность самостоятельно передвигаться. Вместе с этим болезнь сопровождалась ощущением необыкновенной боли в голове. Уже отчаявшись выздороветь, он вдруг почувствовал желание помолиться Божией Матери перед Вьясской Владимирской иконой, но не мог по болезни исполнить своего желания и крайне огорчался. Но 12 июля 1854 года эту святую икону принесли в церковь села Усовки. Андреев немедля велел нести себя туда и, «простерши перед чудным ликом Царицы Небесной слезное моление», совершенно освободился от головной боли и стал владеть рукой и ногой так, что с тех пор стал ходить сам без помощи трости. Это облегчение болезни он приписал благодатной силе Вьясской Владимирской иконы Божией Матери.

Жена диакона из села Семилей Мария Осипова в начале весны 1853 года стала чувствовать невыносимую боль в голове и от этого почти лишилась зрения. Месяца через два через село Семилей проносили Вьясский Владимирский образ Богоматери, и Мария приложилась к нему, отслужила перед ним в церкви молебен, все время молясь усердно о своем исцелении. После того болезнь у нее прекратилась и зрение вернулось, как прежде.

Жена мещанина Гаврилова из города Пензы несколько лет была одержима падучей болезнью, доводившей ее до помешательства рассудка. Но от благодатной силы, скрытой в чудесном образе Божией Матери, получила исцеление в 1855 году следующим образом. Вьясский Владимирский образ Пречистой Владычицы в августе того года был принесен в г. Пензу, и усердствующие брали этот образ в свои дома. Взяла и она, перед ним со слезами молилась небесной помощнице об исцелении от жестокой болезни. Но болезнь после молитв не прекратилась, а еще более усилилась. В этом страдальческом положении во сне явился Гавриловой тот образ, который она брала к себе в дом, и она услышала Голос, повелевающий ей просить у Царицы Небесной исцеления. Проснувшись, Гаврилова не могла удержаться от слез и тотчас же дала обет ежегодно ходить поклоняться святому образу Богоматери. После этого болезнь скоро ее оставила.

Крестьянин Н. Е. Мазанов из села Верхозовки Мокшанского уезда страдал от лихорадки. Всевозможные средства были употреблены, но напрасно: вместо облегчения доктора предрекали ему неизбежную смерть. Тогда-то и зашел в его дом благочестивый незнакомец и посоветовал ему прибегнуть к исцеляющей силе Царицы Небесной, сокрытой в святом Вьясском образе. В 1855 году Мазанов этот совет исполнил и избавился от лихорадки.

Его жена Евдокия была подвержена истерии до такой степени, что рвала на себе одежду. Беснующуюся в 1857 году муж повез во Вьясскую обитель для поклонения образу Заступницы, но, не доехав 14 верст, должен был остановиться, так как с женой случился необыкновенно тяжелый припадок, и отправился один. Прибыв в обитель, он отслужил молебен с водосвятием и, вынув из просфоры часть за здравие жены, возвратился к ней и насильно влил ей в рот воды, дав и часть просфоры. После этого больная тотчас получила исцеление.

Родная сестра того же Мазанова, проживающая в Симбирской губернии, Параскева Евграфова также страдала истерией в течение 10 лет. Мазанов, испытав на себе и своей жене чудодейственную помощь от Царицы Небесной при вьясском образе, привез к себе в деревню сестру и отсюда с ней и женой отправился в пустынь. Здесь в течение 7 дней Параскева постоянно ходила в церковь, хотя от продолжающихся мучений не слышала, что поют или читают, и на восьмой день получила облегчение и мало-помалу совершенно исцелилась.

Споры об иконе.

При игумене Киприане в 1856 году, как сообщают «Пензенские епархиальные ведомости» за 1900 год, был разрешен «давний и весьма интересный церковно-исторический вопрос епархии». Как во Вьясском, так и в Саранском Петропавловском монастыре имелись одинаковые древние иконы Владимирской Божией Матери. И те и другие утверждали, что именно они обладают подлинником иконы и что в другом монастыре имеется список (копия) с него. Доказать, кто прав, не было воможности из-за отсутствия исторических данных, и вопрос оставался открытым. К его решению отец Киприан приступил с энергией, и оно состоялось при следующих обстоятельствах. По приказанию пензенского епископа Варлаама в присутствие консистории были принесены две спорные иконы и положены на аналой. Собрались прибывшие с иконами из Саранска и Вьяса монахи, пензенское духовенство и архиерейский хор. Прибыл суда и сам владыка для отправления молебна. По его окончании владыка вывел из среды певчих мальчика, необычайно кроткого и миловидного, всеобщего любимца, поставил его перед иконами и сказал: прикладывайся. Мальчик перекрестился, положил земной поклон, подошел к иконам и приложился сперва к той, которая принадлежала Вьясской пустыни. «Вот знамение, по которому решил я узнать подлинную икону», – сказал преосвященный. Таким образом, разрешено было историческое недоразумение.

Чудесное спасение в годы гонений.

После закрытия монастыря коммунистами все иконы, которые были в его храмах, вынесли к речке, чтобы сжечь на костре. В этот момент одна верующая семья, подпоив мужиков, выкрали святыню и сохранили ее. Ее хранили в семье, сначала глава семейства и его жена, а после их смерти она находилась у их дочери. Именно она не так давно передала эту икону в храм. Передала и скончалась, выполнив свою миссию. Похоронили ту женщи ну всей братией, а икону отправили в Москву на экспертизу, поскольку ее подлинность вызывала большие сомнения. Экспертиза, которая длилась целый год, подтвердила, что этой иконе 300 лет. Подлинность иконы смогли доказать и тем, что к ней в более позднее время были приписаны два святых – Тихон Амафутский и Иоанн Креститель, в память тех старцев, которые принесли ее в будущую обитель. Ни на одном списке этих святых нет. С нее был снят верхний слой, после чего икона была отреставрирована. По благословению епископа, перед тем как перевезти ее на историческое место во Вьясскую пустынь, икону привезли на несколько дней в Никольск, чтобы верующие смогли прикоснуться к этой святыни. 6 июля 2012 года на празднование Владимирской иконы Божией Матери в монастыре были совершены крестный ход и архиерейское богослужение. Перевернулась самая трагическая страница летописи этой святыни. 80 лет считалось, что икона исчезла безвозвратно. А теперь можно сказать о том, что Хозяйка возвращается в свою обитель. И может быть, сейчас через этот образ Царица Небесная поможет верующим избавиться от эпидемии греха, как когда-то избавила Пензу от заразной болезни.

икона
http://vyas-monastir.ru/images/MyFoto/Icona/%20.jpg

=====================
Газета: МОЛОДОЙ ЛЕНИНЕЦ
В Большом Вьясе икона и источник спасают от всех болезней
http://old.nd58.ru/content/%D0%B2-%D0%B ... 0%B5%D0%B9

Как это ни странно, но в Большой Вьяс (Лунинский район) в здешний Свято-Владимирский Богородицкий монастырь чаще приезжают жители Мордовии, нежели пензяки. Вероятно, многие жители нашей губернии до сих пор не ведают, что в обители хранится одна из главных святынь митрополии — Владимирская икона Пресвятой Богородицы. По преданию ей более трехсот лет! А сколько с ней связано легенд и чудесных исцелений — не счесть!
.....................
«Я здесь частый гость, — вступает в разговор Александр. — Вода из родника действительно творит чудеса. У меня мама очень мучилась ногами. Друзья посоветовали поехать сюда. Взял здесь иконку, прочел молитву и назад. Мама стала молиться и ноги этой водой обтирать. Вы не поверите, но сейчас уже самостоятельно с кровати встает. Думаю, что скоро ее во Вьяс привезу. Я верю, что она вылечится».
«Еще одна женщина из Рузаевки долгое время не могла забеременеть, — рассказывал год назад автору этих строк прежний настоятель отец Христофор. — Несколько раз вместе с мужем она приезжала во Вьяс, жила здесь, молилась и ходила на источник. И чудо произошло. В семье родился наследник. Мальчика здесь же и окрестили».
Подвижники обители
В монастыре помнят и чтут всех монашествующих, но только о некоторых из них сохранились письменные воспоминания. Духовник обители иеромонах Валерий (в миру Виктор Иванович Вашенин), по признанию многих, обладал даром предвидения.
«Мою мать, Марию Зотову, в младенчестве уронили, — оставила воспоминания ее дочь Татьяна Кузнецова. — В два года от роду у нее стал расти горб. Мать Марии Пелагея сильно горевала о том. Тогда кто-то сказал ей: «Да что ты плачешь, иди к отцу Валерию». Пришла Пелагея к батюшке и рассказала свою скорбь. Он взял девочку на руки и наказал прийти на берег Вьяса и девочку по шею песочком засыпать. Послушание Пелагея выполнила. Стал горб исчезать, и слова батюшки, что она вырастет «хорошей девкой», стали сбываться».
.......................
После окончательного закрытия монастыря все иконы, что хранились в его храмах, вынесли к реке, чтобы публично сжечь. И в этот момент одна из верующих женщин, Пелагея Майорова, подпоила мужиков и спасла от поругания образ Богородицы. Вместе с иконой она тайно добралась до Лесного Вьяса и спрятала ее в своем доме.
«Когда женщина серьезно заболела, то передала святыню Марии Морозовой, — продолжает иеромонах Нифонт. — Последняя и хранила ее вплоть до открытия храма в Лесном Вьясе».

икона
http://old.nd58.ru/sites/default/files/f01_40.jpg

=======================
информационным порталом Мордовии – stolica-s.su

(Другая трактовка)

«Тайна сохраняется до сих пор!»
https://stolica-s.su/archives/66106

В Иоанно-Богословском храме хранится уникальная Владимирская икона Божией Матери. У одной из самых чтимых реликвий оказалась непростая судьба.

В Иоанно-Богословском храме на улице Демократической хранится Владимирская икона Богоматери — один из четырех чудотворных образов, известных за всю историю Саранска. В прошлые столетия лик прославился исцелениями от болезней и другими чудесами. В наше время верующие тоже приносят к ней золотые украшения в знак благодарности и свидетельства о помощи Божией Матери. Икона хранит много тайн. Что говорится о древнем образе в церковных преданиях? Как он попал в Саранск и является ли оригиналом? Ответы — в материале Татьяны Михайловой.

Оригинал и копия

История этой чудотворной иконы прослеживается с XVII века. «В 1665 году в «Строельной книге города Пензы» упомянута мордовская деревня Авьяс — ныне село Большой Вьяс, — рассказывает научный сотрудник отдела средневековой и дореволюционной истории Республиканского краеведческого музея Дмитрий Фролов. — На рубеже XVII и XVIII веков на берегу реки Вьяс старцы-иноки Иоанн и Тихон основали обитель. Они принесли с собой Владимирскую икону Богоматери. С этой святыней связано много чудес, которые хранит народная память. Именно в этом монастыре крестилось в православную веру местное мордовское население. В 1764 году Вьясская Владимирская мужская пустынь была упразднена. Тем не менее монашеская жизнь на берегу реки продолжалась, и народ по-прежнему поклонялся чудотворному образу…»

В начале ХIX века обитель отк­рылась вновь, но уже не имела самостоятельного статуса. В разные годы она была приписана к Пензенскому архиерейскому дому или к саранскому Петропавловскому монастырю, куда, по всей видимости, перенесли икону. Специально для ее хранения и в память о ратниках Саранского уезда, погибших в Оте­чественной войне, в 1817 году в Петропавловском монастыре была построена Владимирская церковь. Чтобы вьясские монахи не роптали, им отправили список с образа. Согласно документам XIX века, обе иконы славились чудесами, прежде всего — исцелениями от слепоты и хромоты. В 1857 году между двумя монастырями возник спор, у кого находится оригинал. «Хотя доподлинно было известно, что он хранится в Саранске, — продолжает Дмитрий Фролов. — Тем не менее епископ Пензенский и Саранский Варлаам назначил экспертизу, которую осуществили художники. В архивных документах сказано: «Саранского монастыря икона работы древней, хорошей, венцы около головы Божией Матери и Спасителя круглые, греческие. (Т. е. канонические — «С») Надпись настоящими греческими черными литерами. Убрус Божией Матери и вся одежда, как на ней самой, так и на Спасителе, совершенно греческие. Толщина иконы три четверти вершка (3–3,5 см) с выпуклыми каймами на лицевой стороне образа (т. е. с ковчегом). Вышина один аршин и два с половиной вершка (82 см), ширина 13 с тремя четвертями вершков (61 см). Одежда убруса перепоясана на Спасителе, по краям украшена вышивкой с бахромою длинною, изящно отделанным, также и поручи. Вьясской пустыни икона новейшей и хорошей же. Сияние растушевано белилами на масляной краске. Надписи славянскими литерами. Убрус и одежда простая и приметно копированная с саранской, кистью самой неискусною…»

Но результат экспертизы не удовлетворил епископа Варлаама. Он очень своеобразно решил поставить точку в дискуссии. Обе иконы выставили в одной церкви. Затем священники попросили троих 7-летних благочестивых отроков помолиться и по очереди приложиться к одному из образов. Они сами делали выбор. В результате предпочтение было отдано вьясской иконе. Ее признали оригиналом, а саранскую — копией. Хотя стилистика письма говорила об обратном! Затем святыни отправили по своим прежним местам… К обеим иконам верующие несли в благодарность за исцеления золотые и серебряные украшения, которые впоследствии переплавлялись и шли на изготовление окладов. В 1920-е годы после упразднения Вьясской пустыни и разрушения Петропавловского монастыря иконы лишились драгоценного оформления и оказались в разных церквях Саранска. Одна — в Иоанно-Богословской, которая была закрыта в 1938 году. «До сих пор в фондах нашего музея хранятся большинство из 130 изъятых оттуда предметов: иконы, книги, облачение священнослужителей, — говорит Фролов. — В то время среди прихожан ходил слух, что обе Владимирские иконы хранились у верующих, которые передавали их друг другу. Однако на самом деле было не так. В январе и марте 1940 года вьясская и саранская иконы тоже попали в фонды музея. Об этом сказано в инвентарных документах предметов религиозного культа. Что было дальше, неизвестно…»

Дело в том, что с 1938 года краеведческий музей располагался в здании Трехсвятской церкви. В начале войны его фонды складировались в сарае, в Пугачевской палатке, так как здание отдали под госпиталь. Сохранились докладные, которые директор музея Дмитрий Ануфриев писал командиру артполка с требованием «срочно прекратить расхищение музейных ценностей». К сожалению, немало реликвий утеряно… Кроме того, множество предметов, содержащих драгметаллы, были переданы в фонд обороны, невзирая на их высокую художественную ценность. «В 1955 году в музее прошла большая инвентаризация, — продолжает Фролов. — Ни вьясской, ни саранской икон в фондах уже не было. Известно, что одна из них была передана во вновь открывшуюся Иоанно-Бого­словскую церковь. По всей видимости, все произошло тайно — ни документов, ни других сведений не осталось. До сих пор сохраняется интрига, какая именно из икон туда попала? Чтобы точно ответить на вопрос, достаточно провести несложную экспертизу: достать образ из киота, снять шитый покров, сфотографировать… Есть точные дореволюционные данные, а также все параметры иконы, снятые при поступлении в музей. Есть с чем сравнить. Но тайна сохраняется до сих пор! Саранская икона написана темперой, вьясская копия — масляными красками… Судя по экспертизе Варлаама, скорее всего, в Иоанно-Богословском храме находится оригинал. Та самая древняя Владимирская икона, прославившаяся чудесами, перед которой служились молебны и для которой в XIX веке жертвовались сотни рублей ассигнациями на масло и елей…»

До большевистской революции в Иоанно-Богословском храме велась документальная хроника всех чудес, связанных с образом. Сейчас верующие пере­дают сведения на словах. Милосердная помощь Божией Матери не оскудевает как в XIX веке, так и в XXI. В прошлом году иногородние злоумышленники заметили, что на иконе множество драгоценностей, принесенных верующими в благодарность за исцеления и различную помощь. Проникнув ночью в храм, они похитили золотые изделия…

В Иоанно-Богословском храме Саранска
https://stolica-s.su/wp-content/uploads ... materi.jpg

========================
ВКонтакте
Туристические туры по Мордовии.
https://vk.com/wall-140581449_402

Дмитрiй Фроловъ
27 июн 2020 в 17:40
В 1665 г. в «Строельной книге города Пензы» упомянута мордовская деревня Авьяс (ныне с. Большой Вьяс), неподалеку от которого, на правом берегу реки Вьяс "при источнике" в конце XVII века поселились старцы-иноки Иоанн и Тихон, принесшие с собой Владимирскую икону Богоматери, ставшую главной святыней обители. Однако в 1764 г. Вьясская Владимирская мужская пустынь была упразднена и возродилась только в 1801 г., но самостоятельности не имела (исключая период с 1828 по 1832 г.), и в разные годы была приписана то к Саранскому Петропавловскому монастырю (бывший Ильинский, основанный в начале 1690-х гг.), то к Пензенскому архиерейскому дому. Очевидно, что в период, когда обитель была приписана к Саранскому Петропавловскому монастырю, древняя чудотворная икона была перенесена туда, а во Вьяс прислан список практически в меру и подобие святыни.
В Петропавловском Саранском монастыре в 1817 г. была выстроена специальная Владимирская церковь для хранения чудотворной иконы и в память о ратниках города и уезда, погибших в войне с Наполеоном.
Хотя обе иконы почитались чудотворными, но в 1857 г. между обителями возник спор – в которой из них подлинная древняя икона, а в которой список. Епископ Пензенский и Саранский Варлаам назначил экспертизу, которая гласит: «Саранского монастыря икона работы древней, хорошей, венцы около головы Божией матери и Спасителя круглые, греческие. Надпись настоящими греческими черными литерами. Убрус Божией Матери и вся одежда как на ней самой, так и на Спасителе, совершенно греческие (т.е. канонические). Толщина иконы три четверти вершка (около 3,0 – 3,5 см) с выпуклыми каймами на лицевой стороне образа (т. е. с ковчегом). Вышина один аршин и два с половиной вершка (около 82 см), ширина 13 с тремя четвертями вершков (около 61 см). Одежда убруса перепоясана на Спасителе, по краям украшена вышивным с бахромою длинною, изящно отделанным, также и поручи. Вьясской пустыни икона работы новейшей и хорошей же. Сияние растушевано белилами на масляной краске. Надписи славянскими литерами. Убрус и одежда простая и приметно копированная с саранской, кистью самою неискусною. Вышина один аршин и три четверти вершка, ширина четырнадцать вершков, толщина один вершок. Лик Спасителя, глаз и ножка написаны вдвойне. По показанию живописцев, это произошло от того, что живописец, написав прежде далее от Богоматери, потом перенес ближе, почему при выгорении краски ясно обозначились».
Иными словами, эксперты отметили в саранской иконе явные признаки глубокой старины – ковчег (углубление на лицевой стороне), которого не оказалось на вьясском образе, древнерусские (канонические) приемы написания одежды, основательно забытые в XVIII–XIX вв., греческую графику, употреблявшуюся при начертании титл во второй XVII в. (как подражание всему греческому, мода, введенная патриархом Никоном). Одновременно эксперты-живописцы указали на переделки вьясской иконы, а также на употребление изографами масляных красок, в то время как образ из Петропавловского монастыря был написан темперой. Художественные и конкретно-исторические элементы склоняли специалистов высказаться в пользу иконы из Саранска, однако консисторию такие выводы не устроили. Губернский историко-статистический комитет принял заказ на вторичную экспертизу, после которой высказался уже за образ Вьясской пустыни. Новый акт комиссии подтвердили и три непорочных отрока, которым было предложено приложиться к одной из двух икон и все выбрали большевьясский образ. Несмотря на огорчение, доставленное Пензенским духовным правлением, почтение к Владимирской иконе в Саранске нисколько не уменьшилось, ей продолжали поклоняться. В 1814 г. надворная советница Варвара Афанасьевна Малышкина пожертвовала серебро на оклад для образа, на протяжении последующих десятилетий вклады на украшение иконы тоже не являлись редкостью, и к началу XX в. риза образа представляла собой большую ювелирную ценность. Сокровища были реквизированы советской властью в 1918–1921 гг. Предположительно именно эта икона является ныне высокочтимой святыней в саранской Иоанно-Богословской церкви. Долгое время в городе считалось, что икона была спасена верующими, а затем передана в открывшийся в годы войны храм. Однако это неверно.
Владимирская икона Богоматери, лишившаяся в 1920-е гг. драгоценного серебряного с самоцветами оклада, после разрушения Петропавловского монастыря, а затем и закрытия Иоанно-Богословской церкви в 1940 г. попала в краеведческий музей Саранска.
Вот как в записи № 396 из инвентарной книги предметов религиозного культа за 15 января 1940 г. описывается святыня: «Икона Владимирской Богоматери, очень древняя… вся икона обложена ризой из вишневого бархата, покрыта бисером, блестками и искусственными камнями. Размер 80 × 61 см. Икона из Вьясовой мужской пустыни (мужской монастырь), основанный в 17 столетии. Икона на Вьяс была принесена 2 старцами и ими же основан монастырь. Икона после закрытия монастыря переходила из церкви в церковь в гор. Саранске». В той же книге, в записи № 425 от 8 марта 1940 г. видим и вторую икону – «Икона Владимирской Богоматери, копия с древней иконы за № 396, судя по письму тоже древняя. Размер 62 × 82 см». Рядом с обеими иконами синим карандашом стоит запись «АКТ» и красным карандашом поставлен минус, рядом с записью 425 простым карандашом «окр.2.1.1950 г.». Как, каким образом, кем, когда (ясно, что до 1950 г.), по чьему решению были возвращены эти иконы в единственную открытую в городе Иоанно-Богословскую церковь и куда делась вторая Владимирская? Найдутся ли ответы на эти вопросы – сложно сказать. Какая из двух икон осталась в Иоанно-Богословской церкви, а какая пропала (попала во Вьяс?)? В силу каноничности написания, предполагаем, что у левого клироса главного алтаря Иоанно-Богословской церкви Саранска находится именно Саранская Владимирская, закрытая поздней шитой ризой. Решить данный вопрос можно только сняв ризу и измерив икону, а также сравнив изображение с экспертизой епископа Варлаама. Следует отметить, что в наши дни, как и в былые века, чтимые Владимирские иконы в Саранске и Вьясе имеют множество «прикладов», пожертвованных верующими в благодарность за исцеления и помощь. Во Вьясе же находится список или сама Владимирская Вьясская? В моей семье хранится хромолитография Вьясского образа 1913 г. Можно сравнить икону во Вьясе, описание 19 века и хромолитографию, изображающую икону в несохранившемя окладе... Вопросов много... Эти раздумья вызваны посещением обители.

Цветная хромолитография 1913 г. Вьясской Владимирской в утраченном окладе
https://sun9-66.userapi.com/impg/vgjW_m ... type=album

Предположительно Саранская Владимирская икона, ныне находящаяся в стрелецкой Иоанно-Богословской церкви 1693 г. постройки (г. Саранск)
https://sun9-32.userapi.com/impg/lyorTK ... type=album


Владимирская Вьясская (или список с нее?), ныне хранится в Бол.Вьясском монастыре
https://sun9-43.userapi.com/impg/HewnDN ... type=album
Вложения
Цветная хромолитография 1913 г. Вьясской Владимирской в утраченном окладе
Цветная хромолитография 1913 г. Вьясской Владимирской в утраченном окладе
sFgFsx_zRxw.jpg (581.98 КБ) 758 просмотров
Владимирская Вьясская (или список с нее?), ныне хранится в Бол.Вьясском монастыре
Владимирская Вьясская (или список с нее?), ныне хранится в Бол.Вьясском монастыре
7898.jpg (247.1 КБ) 758 просмотров
Владимирская Вьясская (или список с нее?), ныне хранится в Бол.Вьясском монастыре
Владимирская Вьясская (или список с нее?), ныне хранится в Бол.Вьясском монастыре
f01_40.jpg (6.07 МБ) 758 просмотров
Предположительно Саранская Владимирская икона, ныне находящаяся в стрелецкой Иоанно-Богословской церкви 1693 г. постройки (г. Саранск)
Предположительно Саранская Владимирская икона, ныне находящаяся в стрелецкой Иоанно-Богословской церкви 1693 г. постройки (г. Саранск)
jllCHOJygrw.jpg (265.25 КБ) 758 просмотров
Цветная хромолитография 1913 г. с аукциона
Цветная хромолитография 1913 г. с аукциона
Въяско - владимирская Пензенской161261343.jpg (178.56 КБ) 758 просмотров
qwerty
Сообщения: 295
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 23:36

Re: Малоизвестные и Местночтимые иконы Божіей Матери.

Сообщение qwerty »

Попалась статья
Комашко Наталья Игнатьевна "Афонские чудотворные иконы Богоматери в составе рукописного сборника начала XVIII в. «Солнце Пресветлое»"

Скачать статью можно
https://arxiv.gaugn.ru/s207987840004676-2-1/

читать и изображения
https://arxiv.gaugn.ru/s207987840004676-2-1/?reader=Y

=========================

Заинтересовало изображение Выгонецкая икона которая является клеймом РАМЫ К ИКОНЕ БОГОМАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ СО СВОДОМ БОГОРОДИЧНЫХ ИКОН 1722 год. Иван Дорофеев. Москва, Оружейная палата Из церкви Петра и Павла на Новой Басманной в Москве (см. http://pravicon.com/image-32137)

или на странице Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики...
Рама к иконе «Богоматерь Владимирская», со сводом богородичных икон Дорофеев Иван
https://www.icon-art.info/masterpiece.p ... st_id=3274


------------------------
Выгонецкая
"изображение с надписью «Выгонецкая», которое, возможно, представляет собой испорченное «Ватопедская»...По своему типу такое изображение очень близко псковской чудотворной иконе Богоматери Чирской"
Богоматерь «Выгонецкая». Иван Дорофеев, 1722 г. Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Клеймо 116
https://history.jes.su/images/publicati ... 967/11.jpg

========================

Также интересно
------------------
Визинская (Византийская)
"загадочная Богоматерь Византийская в монастыре Зограф. Возможно, что сказание о ней — это ошибочно переданный или неполный текст истории образа Богоматери Одигитрии Акафистной
гравюра вновь никак не связана с первоисточником и восходит к европейскому образцу (илл. 19). Она была скопирована Г. П. Тепчегорским с гравюры Схелте Адамса Болсверта по оригиналу Питера Пауля Рубенса"
Богоматерь Визинская (Византийская). Иван Дорофеев, 1722 г. Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Клеймо 96
https://history.jes.su/images/publicati ... 967/21.jpg

Византийская. Григорий Тепчегорский, 1713—1714 гг. Рукописный сборник «Солнце Пресветлое». Лист 125. НБ МГУ
https://history.jes.su/images/publicati ... 967/19.jpg

--------------------
иснанская
"Попская — легко опознается на раме Ивана Дорофеева в изображении Богоматери с явно искаженным названием Исианская (по-видимому, Испанская)"
Богоматерь «Исианская». Иван Дорофеев, 1722 г. Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Клеймо 75
https://history.jes.su/images/publicati ... 4967/7.jpg

-------------------------------------
Богоматерь Афонская (Иверская). Иван Дорофеев, 1722 г. Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Клеймо 91
https://history.jes.su/images/publicati ... 4967/3.jpg

--------------------------------------
ватопецкая
"изображение другой чудотворной ватопедской иконы, известной под названием Отрада и Утешение (илл. 13). Именно этот образ был самым известным среди ватопедских чудотворных икон в Московском государстве с именем Богоматери Ватопедской, обозначенном и на гравюре"
Богоматерь Ватопедская (Отрада и Утешение). Григорий Тепчегорский, 1713—1714 гг. Рукописный сборник «Солнце Пресветлое». Лист 54. НБ МГУ
https://history.jes.su/images/publicati ... 967/13.jpg

Богоматерь Ватопедская (Отрада и Утешение). Иван Дорофеев, 1722 г. Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Клеймо 114
https://history.jes.su/images/publicati ... 967/14.jpg

----------------------
"Возможно, что это своеобразно интерпретированная иконография собственно Ктиторской, связанная с неправильно понятым образцом....нельзя исключать, что в основе этого изображения лежит несколько измененный извод еще одной ватопедской чудотворной иконы Богоматери — Закланной, тоже относящейся к типу Одигитрии, но с оригинальными особенностями в расположении рук Богоматери и ножек Младенца"
Богоматерь Ватопедская. Григорий Тепчегорский, 1713—1714 гг. Рукописный сборник «Солнце Пресветлое». Лист 26. НБ МГУ
https://history.jes.su/images/publicati ... 4967/9.jpg

-------------------------------------

Огневидная
"загадочная по своему названию Вангаглийская икона из монастыря Святого Павла. Однако из текста сказания становится ясно, что это тот самый образ, который, утратив свое афонское происхождение, известен в русской традиции как Богоматерь Огневидная....в монастыре Святого Павла под названием «Зерцало» и датируется концом XII в......Критским списком с иконы Богоматери Зерцало была, по-видимому, и икона Богоматери Филермской.....непонятная Вангаглийская икона превратилась в понятную Огневидную, при этом связь с афонским оригиналом после такого переименования утратилась полностью и была забыта "
Богоматерь Огневидная. Иван Дорофеев, 1722 г. Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Клеймо 131
https://history.jes.su/images/publicati ... 967/25.jpg

--------------------------------------

Цесарская
ватопедская икона в «Солнце Пресветлом» — Богоматерь Цесарская. Иконы с таким названием в Ватопеде нет, но по тексту сказания образ легко идентифицируется с Богоматерью Закланной
Изображение на гравюре, которой проиллюстрирован этот текст, не имеет отношения к Закланной иконе
Ее композиция в зеркальном варианте восходит к живописной работе мастерской Питера Пауля Рубенса 1615 г.18. Г. П. Тепчегорский воспользовался одной из многочисленных гравюр с этого произведения, выполненных учениками и последователями фламандского художника
Богоматерь Цесарская. Григорий Тепчегорский, 1714 г. Рукописный сборник «Солнце Пресветлое». Лист 111 об. НБ МГУ
https://history.jes.su/images/publicati ... 967/17.jpg

===================
На сайте есть некоторые изображения из указаной рамы

Германовская (Ерманская) http://pravicon.com/image-32017
Визинская Пресвятая Богородица. Клеймо иконы (96. Богоматерь Визинская) http://pravicon.com/image-31244
Виленская (ростовая) http://pravicon.com/image-35012

==============================


Просто чтобы сохранить ссылки на будушее


Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 58
https://studizba.com/files/show/pdf/483 ... aciya.html

---------------------------------
II ДЕМИНСКИЕ ЧТЕНИЯ ОТЧЕТНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МУЗЕЯ ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА

О НЕКОТОРЫХ НОВЫХ БОГОРОДИЧНЫХ ИКОНОГРАФИЯХ В РУССКОЙ ИКОНОПИСИ КОНЦА XVII – НАЧАЛА XVIII ВЕКА: ВИЛЕНСКАЯ, НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ, БАЛЫКИНСКАЯ
https://www.rublev-museum.ru/upload/ibl ... x235_5.pdf

----------------------------
ГОДОВОЙ КОМПЛЕКТ МИНЕЙ XVIII ВЕКА СО СВОДОМ БОГОРОДИЧНЫХ ИКОН ИЗ ЦЕРКВИ ИОАННА ЗЛАТОУСТА В ВОЛОГДЕ
https://vologdamuseum.ru/i/files/Sborni ... ik_109.pdf
Вложения
Богоматерь «Выгонецкая». Иван Дорофеев, 1722 г. Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Клеймо 116
Богоматерь «Выгонецкая». Иван Дорофеев, 1722 г. Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Клеймо 116
11.jpg (102.82 КБ) 314 просмотров
Богоматерь Цесарская. Григорий Тепчегорский, 1714 г. Рукописный сборник «Солнце Пресветлое». Лист 111 об. НБ МГУ
Богоматерь Цесарская. Григорий Тепчегорский, 1714 г. Рукописный сборник «Солнце Пресветлое». Лист 111 об. НБ МГУ
17.jpg (285.28 КБ) 314 просмотров
Богоматерь «Исианская». Иван Дорофеев, 1722 г. Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Клеймо 75
Богоматерь «Исианская». Иван Дорофеев, 1722 г. Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Клеймо 75
7.jpg (115.66 КБ) 314 просмотров
Ответить