Несгоревшая во время пожара (не Григориатская) Хилендарская в Список редких и малоизвестных икон Пресвятой Богородицы http://pravicon.com/icons_unpublished.html?id=153
в книге: Азария (Попцов Александр Иванович; монах Русского Пантелеимонова на Афоне мон.; ?-1878.).
Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Божией матери и других святых / [Изд. Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря]. - 8-е изд., испр. и доп. с 41 изображениями чудотворных икон. - Москва : тип. И. Ефимова, 1892. - 166, IV с., 40 л. ил. : ил.; 23. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003574214#?page=73
изображение см. http://dlib.rsl.ru/viewer/pdf?docId=010 ... negative=0
в описание: "Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, прильпувшим Своего левого ланитою к правой ланите Богоматери и обпявшим Ее так, что Его левая рука покоится на левой ланите Богоматери, а правая простерта к Ее левому плечу. Во время страшного пожара, опустошившого в 1711 г." вроде укладывается. Почему не назвали Владимирская?
Несгоревшая во время пожара (не Григориатская)
Re: Несгоревшая во время пожара (не Григориатская)
Эта икона и ее история жутко напоминает икону и историю вот эту: Акафистная Хиландарская. А подвох в том, что одна не сгорела в 1837 году, а другая не сгорела в 1711 году. У меня тогда не хватило энтузиазма поднять летописи монастыря и выяснить, было ли два пожара, при которых не сгорели две иконы, либо икона была одна, а вторая "мифическая" появилась из-за путаницы в датах. По крайней мере, 80х60см у Акафистной Хилендарской явно далеко от 6 5/8 x 5 5/8 вершка (29.15x24.75см) Несгоревшей, как подписано под гравюрой по Вашей ссылке. Может действительно были две похожие иконы, которые не сгорели в пожарах с разницей в 126 лет.
Владимирская - это русское название, прижившееся после прославления Владимирской иконы, у греков такое не ходит, они Елеуса называют их, что на русский обычно переводят как Умиление.
Владимирская - это русское название, прижившееся после прославления Владимирской иконы, у греков такое не ходит, они Елеуса называют их, что на русский обычно переводят как Умиление.
Re: Несгоревшая во время пожара (не Григориатская)
навскидку нашел:
Насельники Хилендара поддержали восставших против османского владычества греков, и монастырь был занят и разорён турецкими войсками, причинившими ему значительный ущерб. Также Хилендар серьёзно пострадал от пожаров 1722 и 1891 годов. В 1896 году, спустя несколько лет после второго бедствия, обитель была восстановлена на пожертвования Сербского царя Александра. http://agionoros.ru/docs/48.htm
Приток монахов из Сербии постоянно сокращался и в конце восемнадцатого века Хиландар уже был преимущественно болгарским. Сербская церковь вновь стала автокефальной лишь в 1879 году, а в 1896 году Царь Сербии Александр I посетил Хиландар и оплатил восстановительные работы, в которых монастырь остро нуждался после пожаров 1722 и 1891 годов. Ктоме того, Царь прислал сюда много сербских монахов, снабдив монастырь средствами на их содержание, и со временем Хиландар вновь стал сербским. http://hranive.ru/4096/
Третья икона Богоматери, несгоревшая в 1722 году во время пожара. Она находится в дохиарной.
Четвёртая икона Божией Матери замечательна тем, что однажды экклисиархь, стараясь затеплить пред нею лампу, не мог этого сделать, потому что икона находится при северной двери, входящей из притвора в церковь, где постоянно ветер дует. В досаде экклисарь произнёс ропотные слова и, не засветивши лампады, хотел удалиться, но поражённый гневом Богоматери за безумие своё и нетерпеливость упал, и его нашли пред иконою без чувств. Пятая здесь чудотворная икона Божией Матери, именуемая Акафистною, не сгорела во время пожара, бывшего в 1837 году. http://www.athos.ru/xilandar.asp
В монастыре хранятся еще и чудодейственные иконы Богородицы: "Галактотрофуси", "Екклесиархин пидевсаси", "Несгораемой" в большом пожаре 1722 года, "Акатисту" и сербска "Пападики (Поповская).
Источник: http://afonit.info/svyataya-gora/monast ... -khilandar
Насельники Хилендара поддержали восставших против османского владычества греков, и монастырь был занят и разорён турецкими войсками, причинившими ему значительный ущерб. Также Хилендар серьёзно пострадал от пожаров 1722 и 1891 годов. В 1896 году, спустя несколько лет после второго бедствия, обитель была восстановлена на пожертвования Сербского царя Александра. http://agionoros.ru/docs/48.htm
Приток монахов из Сербии постоянно сокращался и в конце восемнадцатого века Хиландар уже был преимущественно болгарским. Сербская церковь вновь стала автокефальной лишь в 1879 году, а в 1896 году Царь Сербии Александр I посетил Хиландар и оплатил восстановительные работы, в которых монастырь остро нуждался после пожаров 1722 и 1891 годов. Ктоме того, Царь прислал сюда много сербских монахов, снабдив монастырь средствами на их содержание, и со временем Хиландар вновь стал сербским. http://hranive.ru/4096/
Третья икона Богоматери, несгоревшая в 1722 году во время пожара. Она находится в дохиарной.
Четвёртая икона Божией Матери замечательна тем, что однажды экклисиархь, стараясь затеплить пред нею лампу, не мог этого сделать, потому что икона находится при северной двери, входящей из притвора в церковь, где постоянно ветер дует. В досаде экклисарь произнёс ропотные слова и, не засветивши лампады, хотел удалиться, но поражённый гневом Богоматери за безумие своё и нетерпеливость упал, и его нашли пред иконою без чувств. Пятая здесь чудотворная икона Божией Матери, именуемая Акафистною, не сгорела во время пожара, бывшего в 1837 году. http://www.athos.ru/xilandar.asp
В монастыре хранятся еще и чудодейственные иконы Богородицы: "Галактотрофуси", "Екклесиархин пидевсаси", "Несгораемой" в большом пожаре 1722 года, "Акатисту" и сербска "Пападики (Поповская).
Источник: http://afonit.info/svyataya-gora/monast ... -khilandar
Re: Несгоревшая во время пожара (не Григориатская)
То есть иконы было две, а может и три. Ладно. У меня другой тогда вопрос. Почему на гравюре, которую Вы прикрепили к первому сообщению, изображена икона Умиление, а тут она "Утоли моя печали", притом что на ризе явно подписана "Утоли моя" на церковнославянском, и внизу на ризе по-славянски написано "сия святая икона обретена несгоревшая в пожаре" (насколько я могу прочитать по фото)
тут.
То, что русская икона могла попасть в сербский монастырь - это понятно. Но почему на гравюре совсем другая икона - интересный вопрос. Может как раз они и перепутали ее с Акафистной, которая очень похожа на нее, и тоже не сгорела? Либо это еще одна несгоревшая икона. Мы уже насчитали три иконы, несгоревшие в пожарах:
Фото икон Хиландара с подписями, кстати, можно посмотреть То, что русская икона могла попасть в сербский монастырь - это понятно. Но почему на гравюре совсем другая икона - интересный вопрос. Может как раз они и перепутали ее с Акафистной, которая очень похожа на нее, и тоже не сгорела? Либо это еще одна несгоревшая икона. Мы уже насчитали три иконы, несгоревшие в пожарах:
- ? Во время страшного пожара, опустошившого в 1711 г.
? "Несгораемой" в большом пожаре 1722 года.
Акафистная Хиландарская (во время пожара в монастыре в 1837 г) - с этой иконой вроде все ясно.
Re: Несгоревшая во время пожара (не Григориатская)
В книге:
Богоматерь. [Текст] : полное иллюстрированное описание ея земной жизни и посвященных ея имени чудотворных икон / под редакцией [и с предисловием] Е. Поселянина. - С.-Петербург : книгоиздательство П. П. Сойкина, [1909]. - 23 см.
Кн. 1. - [1909]. - 224 с., [1] л. ил. http://dlib.rsl.ru/viewer/01007502755#?page=128
на стр. 120 http://dlib.rsl.ru/viewer/pdf?docId=010 ... negative=0, приводится тоже изображение вероятно источником для изображения послужила именно та книга 1892 г., здесь возникает вопрос откуда пошли эти гравюры в книге 1892 г.
Описание вида иконы, как я понимаю встречается только у Булгакова С.
"Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, прильпувшим Своего левого ланитою к правой ланите Богоматери и обнявшим Ее так, что Его левая рука покоится на левой ланите Богоматери, а правая простерта к Ее левому плечу. Во время страшного пожара, опустошившого в 1711 г." , именно тип Владимирская близка к описанию только Младенец сидит на правой руке Матери (левой для зрителя), если пересадить на левую (правую для зрителя) сохраняя остальные характеристики должно получится какой-то выворот типа Взыграния.
Почему икона так описана, кто ее видел?
Предложенная сайтом http://www.pravoslavie.ks.ua/rubric/mon ... e/hilandar "Утоли моя печали" в это описание никак не вписывается, где сейчас эта икона находится.
Икона «Не сгоревшая во время пожара» издавна стояла в дохиарной, После возобновления дохиарной эта св. икона опять была поставлена на том же месте. Дохиарня, как я понимаю даже не ризница а какая то кладовая, с непростым доступом, русские паломники-исследователи собирали сведения, смотрели грамоты, могли видеть и слышать предания например ЕВНУГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ http://www.pravenc.ru/text/187239.html
"чудотворный образ в мон-ре Хиландар на Афоне. Единственное свидетельство об иконе с таким названием содержится в записанном в Москве со слов участников хиландарского посольства 1558-1559 гг. рассказа о святынях этого мон-ря («Повесть страшна и ужаса исполнена и душеполезна верным, споведание о святых чюдотворных иконах, еже суть во Святей горе Афоньстей, в монастыри, глаголемем Хиландарь, како и что чюдодействують» - ГИМ. Хлуд. Д. 147. Л. 87)....В позднейший период упоминания Е. и. в источниках неизвестны, среди совр. чтимых икон Хиландара образ с таким названием не фигурирует."
То что сейчас не удается найти изображение, то не о всякой Афонской иконе информацию можно найти казалось бы на официальных сайтах, попробуйте поискать Арсаниотиса (Пристанище Житейских Плаваний), Дискос (Зерцало, Кафрептис) или Успокоительница (вроде тоже Афонская).
Я знаю, что Елеуса переводится Милостивая (как Милостивая Киккская, Киккотисса) или Милующая (как Достойно Есть),
а характерной особенность Одигитрии, указующая на Младенца (как путь нашего спасения) рука Его Матери. Но если Булгаков видел гравюру или истинное изображение почему не указали, что сходна с Владимирской или какой другой (Взыграние).
Просто урок греческого: Кирие Елейсон, Елейсон Имас - Господи помилуй, помилуй нас
Богоматерь. [Текст] : полное иллюстрированное описание ея земной жизни и посвященных ея имени чудотворных икон / под редакцией [и с предисловием] Е. Поселянина. - С.-Петербург : книгоиздательство П. П. Сойкина, [1909]. - 23 см.
Кн. 1. - [1909]. - 224 с., [1] л. ил. http://dlib.rsl.ru/viewer/01007502755#?page=128
на стр. 120 http://dlib.rsl.ru/viewer/pdf?docId=010 ... negative=0, приводится тоже изображение вероятно источником для изображения послужила именно та книга 1892 г., здесь возникает вопрос откуда пошли эти гравюры в книге 1892 г.
Описание вида иконы, как я понимаю встречается только у Булгакова С.
"Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, прильпувшим Своего левого ланитою к правой ланите Богоматери и обнявшим Ее так, что Его левая рука покоится на левой ланите Богоматери, а правая простерта к Ее левому плечу. Во время страшного пожара, опустошившого в 1711 г." , именно тип Владимирская близка к описанию только Младенец сидит на правой руке Матери (левой для зрителя), если пересадить на левую (правую для зрителя) сохраняя остальные характеристики должно получится какой-то выворот типа Взыграния.
Почему икона так описана, кто ее видел?
Предложенная сайтом http://www.pravoslavie.ks.ua/rubric/mon ... e/hilandar "Утоли моя печали" в это описание никак не вписывается, где сейчас эта икона находится.
Икона «Не сгоревшая во время пожара» издавна стояла в дохиарной, После возобновления дохиарной эта св. икона опять была поставлена на том же месте. Дохиарня, как я понимаю даже не ризница а какая то кладовая, с непростым доступом, русские паломники-исследователи собирали сведения, смотрели грамоты, могли видеть и слышать предания например ЕВНУГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ http://www.pravenc.ru/text/187239.html
"чудотворный образ в мон-ре Хиландар на Афоне. Единственное свидетельство об иконе с таким названием содержится в записанном в Москве со слов участников хиландарского посольства 1558-1559 гг. рассказа о святынях этого мон-ря («Повесть страшна и ужаса исполнена и душеполезна верным, споведание о святых чюдотворных иконах, еже суть во Святей горе Афоньстей, в монастыри, глаголемем Хиландарь, како и что чюдодействують» - ГИМ. Хлуд. Д. 147. Л. 87)....В позднейший период упоминания Е. и. в источниках неизвестны, среди совр. чтимых икон Хиландара образ с таким названием не фигурирует."
То что сейчас не удается найти изображение, то не о всякой Афонской иконе информацию можно найти казалось бы на официальных сайтах, попробуйте поискать Арсаниотиса (Пристанище Житейских Плаваний), Дискос (Зерцало, Кафрептис) или Успокоительница (вроде тоже Афонская).
Я знаю, что Елеуса переводится Милостивая (как Милостивая Киккская, Киккотисса) или Милующая (как Достойно Есть),
а характерной особенность Одигитрии, указующая на Младенца (как путь нашего спасения) рука Его Матери. Но если Булгаков видел гравюру или истинное изображение почему не указали, что сходна с Владимирской или какой другой (Взыграние).
Просто урок греческого: Кирие Елейсон, Елейсон Имас - Господи помилуй, помилуй нас
Re: Несгоревшая во время пожара (не Григориатская)
Словесным описаниям икон особо доверять не советую. Очень много раз сталиквался с такой ситуацией, что в книгах типа Поселянина спутаны понятия правая рука и левая рука. Не потому, что человек не знал, где право, а где лево, а просто не было какого-то стандарта, с какой стороны смотреть. Если смотреть со стороны Богородицы, рука будет, скажем, правой, а если со стороны наблюдателя - левой. У нас сейчас принято измерять правость и левость относительно владельца, например, "он поднял правую руку", то есть ту руку, которая у него находится справа. Но тогда, думается, некоторые иконописцы мыслили проще, и читая в описании "Богомладенец сидит на правой руке", рисовали Иисуса в правой части изображения. Думаю, из-за таких разнопониманий и наплодилось множество зеркальных икон. Кстати, гравюры многие тоже рисовались не с натуры, а по словесным описаниям. Если сравнить другую гравюру на той же странице
с оригиналом даже беглым взглядом видно, что копия далеко не точная не только в одежде, прическе и т.п., но и в важных деталях, позволяющих точнее идентифицировать икону. Например, посмотрите, как Иисус держит свиток на этих иконах. Вероятно, в описании, с которого делали гравюру, было написано, что Иисус держит свиток в левой руке, но каким образом он его держит - не упоминалось.
Информацию о греческих иконах, которые не засветились в рунете, и их качественные фотографии, часто можно найти на греческом языке в грекоязычном сегменте интернета. Я так выудил информацию о нескольких иконах, о которых на русском языке не было вообще никакой информации (с помощью гуглопереводчика). Но для меня это не очень просто, так как я даже ввести название иконы греческими буквами в поисковике не всегда могу. Но даже если переводить с русского на греческий, искать это, а потом переводить результат с греческого на английский (получается понятнее, чем на русский), то все равно есть результаты. Вот Вы урок греческого свой примените по назначению: искал "икона богоматери несгоревшая в пожаре хиландар" (Εικόνα της Παναγίας που καίγονται στη φωτιά Χιλανδαρίου), вышел на сайт с иконой "Утоли моя печали":
с оригиналом даже беглым взглядом видно, что копия далеко не точная не только в одежде, прическе и т.п., но и в важных деталях, позволяющих точнее идентифицировать икону. Например, посмотрите, как Иисус держит свиток на этих иконах. Вероятно, в описании, с которого делали гравюру, было написано, что Иисус держит свиток в левой руке, но каким образом он его держит - не упоминалось.
Информацию о греческих иконах, которые не засветились в рунете, и их качественные фотографии, часто можно найти на греческом языке в грекоязычном сегменте интернета. Я так выудил информацию о нескольких иконах, о которых на русском языке не было вообще никакой информации (с помощью гуглопереводчика). Но для меня это не очень просто, так как я даже ввести название иконы греческими буквами в поисковике не всегда могу. Но даже если переводить с русского на греческий, искать это, а потом переводить результат с греческого на английский (получается понятнее, чем на русский), то все равно есть результаты. Вот Вы урок греческого свой примените по назначению: искал "икона богоматери несгоревшая в пожаре хиландар" (Εικόνα της Παναγίας που καίγονται στη φωτιά Χιλανδαρίου), вышел на сайт с иконой "Утоли моя печали":
Опаньки, опять не сгорела икона Утоли моя печали, но уже в 2004 году ? Если присмотритесь к мелким деталям, это ТА ЖЕ САМАЯ икона, что я прикреплял выше в ризе. В общем, если есть желание, найти информацию на греческих сайтах можно, но занятие это очень трудо-время-затратное для того, кто греческого языка не знает.Οι Χιλιανδαρινοί μοναχοί έκαναν λιτανεία γύρω από το μοναστήρι, στις γραμμές άμυνας, μεταφέροντας μέρος του Τιμίου Σταυρού, αντίγραφο της θαυματουργού Εικόνας της Παναγίας της Τριχερούσας και την Εικόνα της Παναγίας της Θλίψης (φωτ), η οποία κατά θαυματουργικό τρόπο βρέθηκε ανέπαφη μέσα στις στάχτες της μεγάλης πυρκαγιάς του 2004.
Chiliandariou monks made procession around the monastery, the defense lines, transferring part of the Holy Cross, a copy of the miraculous image of Our Lady of Triherousa and (photo) Image of Our Lady of the Tribulation, which miraculously found intact inside the ashes of the great fire of 2004.
Chiliandariou монахи сделали крестный ход вокруг монастыря, линии обороны, передавая часть Святого Креста, копия чудотворной Богородицы Triherousa изображения и иконы Божией Матери Скорби (фото), который чудесным образом найден неповрежденным внутри пепел большого пожара 2004 года.
Re: Несгоревшая во время пожара (не Григориатская)
пробовал искать по фразам:
Εικόνα της Παναγίας που καίγονται στη φωτιά Χιλανδαρίου
Εικόνα της Παναγίας που άκαυστο στη φωτιά Χιλανδαρίου
Богородица Нетакнута у Пожару (сербский)
результатов нет.
Стал рассматривать вопрос кто мог делать изображения для книги.
Оказывается Севастьянов, Пётр Иванович во главе многих художников и исполнителей, приглашенных им из Западной Европы был на Афоне см. В Википедии:
"Севастьянов, Пётр Иванович
С 1859 года в его жизни начинался самый блестящий[источник не указан 1072 дня] период. Осыпанный ласками, вниманием высочайших и вельможных особ, снабженный пособием в 16 тысяч рублей, Севастьянов отправился в официальную командировку, опять на Афон, во главе многих художников и исполнителей, приглашенных им из Западной Европы, и пробыл там 14 месяцев. Все, собранное там, привозилось и сдавалось в Академию Художеств, куда поступило до 1200 иконных изображений, до 200 чертежей византийского зодчества, более 5000 страниц рукописей и до 150 древних подлинников икон. Думали даже образовать особый Византийский музей для помещения всех этих сокровищ. Но по разным обстоятельствам и соображениям, значительная часть древностей, собранных Севасьтяновым и лично ему принадлежавших, были помещены в Московский публичный музей, где они занимают 4 зала и служат истинным украшением его. При этом сам Севастьянов весьма много работал в музее над распределением и классификациею собранных им древностей."
Стал искать по инфу по иконам Афона попалась книга: Древности монастырей Афона X–XVII веков в России: Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья: Каталог выставки: 17 мая — 4 июля 2004 года.
М., Северный паломник, 2004 — 316 стр. (правда нет текстовки)
http://orthograf.ru/608.html
Одно изображение: http://orthograf.ru/uploads/images/00/0 ... 9b0db3.jpg
могло бы сойти за гравюру и размеры близки к указанным, но мог ли Севастьянов вывезти ту самую Несгоревшую.
Εικόνα της Παναγίας που καίγονται στη φωτιά Χιλανδαρίου
Εικόνα της Παναγίας που άκαυστο στη φωτιά Χιλανδαρίου
Богородица Нетакнута у Пожару (сербский)
результатов нет.
Стал рассматривать вопрос кто мог делать изображения для книги.
Оказывается Севастьянов, Пётр Иванович во главе многих художников и исполнителей, приглашенных им из Западной Европы был на Афоне см. В Википедии:
"Севастьянов, Пётр Иванович
С 1859 года в его жизни начинался самый блестящий[источник не указан 1072 дня] период. Осыпанный ласками, вниманием высочайших и вельможных особ, снабженный пособием в 16 тысяч рублей, Севастьянов отправился в официальную командировку, опять на Афон, во главе многих художников и исполнителей, приглашенных им из Западной Европы, и пробыл там 14 месяцев. Все, собранное там, привозилось и сдавалось в Академию Художеств, куда поступило до 1200 иконных изображений, до 200 чертежей византийского зодчества, более 5000 страниц рукописей и до 150 древних подлинников икон. Думали даже образовать особый Византийский музей для помещения всех этих сокровищ. Но по разным обстоятельствам и соображениям, значительная часть древностей, собранных Севасьтяновым и лично ему принадлежавших, были помещены в Московский публичный музей, где они занимают 4 зала и служат истинным украшением его. При этом сам Севастьянов весьма много работал в музее над распределением и классификациею собранных им древностей."
Стал искать по инфу по иконам Афона попалась книга: Древности монастырей Афона X–XVII веков в России: Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья: Каталог выставки: 17 мая — 4 июля 2004 года.
М., Северный паломник, 2004 — 316 стр. (правда нет текстовки)
http://orthograf.ru/608.html
Одно изображение: http://orthograf.ru/uploads/images/00/0 ... 9b0db3.jpg
могло бы сойти за гравюру и размеры близки к указанным, но мог ли Севастьянов вывезти ту самую Несгоревшую.
- Вложения
-
- 0u311233ed-70d4f58d-369b0db3.jpg (70.64 КБ) 41198 просмотров
Re: Несгоревшая во время пожара (не Григориатская)
Если каждую Владимирскую икону считать несгоревшей и вывезенной втихаря с Афона, у нас получится просто уникальный сайт Нужны существенные факты. Что касается многочисленных несгоревших икон Хиландара, я думаю, у нас не получится установить истину без помощи энтузиаста, ктороый целенаправлено адресует этот вопрос монахам Хиландара с просьбой назвать все несгоревшие иконы по годам и показать, какая именно икона в каком году не сгорела. Дело в том, что путаница может быть даже глубже, чем мы можем предположить. Даже если иконы действительно не сгорали во все известные нам года (включая 2004), нам остается только гадать, может одна и та же икона не сгорала 2 или 3 раза, а иные не сгорели по одному разу... я такие подробности в интернете найти не могу, это надо именно в Хиландаре узнавать (да и не факт, что они сами точно знают, но если сослаться на них, это будет хоть какое-то подобие достойного журналистского расследования). Братья-христиане не поленились сделать сайт даже немного на русском языке, ну а я не поленюсь написать им email, посмотрим, что получится.
Re: Несгоревшая во время пожара (не Григориатская)
Думаю, ответа не будет. Может кто-нибудь еще их побеспокоит с тем же вопросом, чтобы создать видимость важности дела?
Re: Несгоревшая во время пожара (не Григориатская)
создан раздел "[icon-4169]" Не сгоревшая во время пожара (в Хилендарском монастыре) http://pravicon.com/icon-4169-forum