
Каменец-Подольская Армянская чудотворная икона.
Чудотворная икона Богоматери, называемая Армянской из Каменца-Подольского - долгое время считалась утерянной.
Известно, что икону почитали верующие всех трех христианских обрядов города – армяне, поляки и русины. Ее история насчитывает века. Историк Ю.А. Ролле писал, что она попала в Каменец из Херсонеса Таврического (совр. Севастополь) еще в XIV веке.
Польский исследователь Яцек Хжончевский, ссылаясь на Л. Мазирьянца и М. Пижишгьянца, рассказывает легенду о том, что икону привезли в Крым в Х веке из столицы царства армянских Багратидов г. Ани. Известный подольский историк и краевед Е. Сецинский тоже писал о том, что икона была привезена в город из Херсонеса Таврического и до 1672 года находилась в старейшем армянском храме Каменца-Подольского – соборе Св. Николая. По преданию, во время одного из турецких набегов икона попала в руки турок и была вывезена в Македонию, где в одной из «семей неверных» ее использовали вместо доски для раскатывания теста. Однажды ее случайно увидели армянские купцы, приехавшие сюда по своим торговым делам. Они выкупили икону и возвратили ее в родной храм.
Это – предание, но очевидно, что в основе его лежат реальные исторические события. В 1672 году турецкие войска захватили Каменец-Подольский. Хотя турки не запрещали армянам жить в городе и даже разрешили им проводить богослужения в одном из храмов, через некоторое время армяне стали чувствовать усиленное «внимание» к себе со стороны турецких властей. Начались экономические притеснения армянских торговцев, стали страдать от турок и армянские монахини-дивотки; все это вынуждало армян покидать город. С разрешения турецких властей монахини забрали с собой чудотворную икону Армянской Богородицы. Вначале они хотели добраться через Бессарабию к Черному морю и уехать в Армению. Но в море корабли попали в сильную бурю, только два судна, на одном из которых была икона, чудом спаслись и вынуждены были пристать к берегам г. Созополя. Отсюда в 1673 году армянки перебрались в Македонию, где устроились жить и, говорят, даже построили небольшую церковь. А через два года три из 14 монахинь вернулись в Украину – сначала в Станислав, а потом во Львов: другие или умерли, или судьба разбросала их по миру. Именно эти три дивотки и привезли во Львов чудотворную икону каменецкой Армянской Богородицы, которую поместили во львовском Армянском кафедральном соборе. После освобождения Каменца-Подольского от турок икону в мае 1700 года торжественно перевезли в город: сначала она временно находилась в часовне Св. Стефана (в колокольне Николаевского армянского собора), затем ее перенесли в отстроенную армянскую Благовещенскую церковь и, наконец, в 1767 году торжественно возвратили в отстроенный Николаевский собор. В 1791 году икону еще раз торжественно освятили, и архиепископ Я. Туманович распорядился отмечать этот день как праздник, в честь чего издал грамоту.
В соборе икона находилась до 1920 года, потом ее вывезли в неизвестном направлении, и до начала ХХ І века она считалась утраченной. В каталоге 2001 года Я. Хшончевский написал, что он провел собственное расследование и обнаружил эту икону в киевском музее им. Богдана и Варвары Ханенко. По его данным, туда икона попала из музея г. Ровно. Однако источник информации автора неизвестен. В самом музее икона атрибутирована как работа чешской школы, и никаких сведений о ней как об армянской сотрудники не имели. В Ровненском краеведческом музее о ней тоже ничего неизвестно: по их данным, после войны из музея вообще ни одна икона не передавалась в Киев. Согласно книгам поступлений музея им. Богдана и Варвары Ханенко икона поступила сюда из фондов Музейного городка на территории Киево-Печерской Лавры 25 ноября 1942 года.
Впрочем, несомненно одно – это действительно та самая чудотворная икона каменец-подольской Армянской Богородицы, находившаяся как минимум с ХVІІІ века в Армянском соборе св. Николая.
Это подтверждает цинкография иконы с фото Грейма, помещенная в монографии Е. Сецинского «Город Каменец-Подольский» 1895 года. На ней Богородица изображена «без металлической ризы и привесок-даров из драгоценных металлов, изображающими руку, ногу или сердце, - ту часть тела, которая была исцелена у страждущих в результате молитвы у чудотворной иконы ( которые ныне (т.е. на момент издания книги. – И.Г.) закрывают икону».