Преподобный Никодим Святогорец житие

Ответить
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Преподобный Никодим Святогорец житие

Сообщение Tasha »

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим — один из подвижников Святой Горы Афон.
Вся его жизнь была отдана высоким подвигам
и написанию священных книг.
Благодать Святого Духа, обитавшая в чистом
сердце, обильно исходила из его уст, радуя
всех христиан. Сквозь века она достигает и нас,
читающих духоносные труды святого старца.

Преподобный Никодим родился в 1749 году на одном из греческих островов — Наксосе. Его родителями были благочестивые люди, Антоний и Анастасия. Они нарекли сына Николаем и с ранних лет воспитывали его в христианской вере и любви. Неудивительно, что еще будучи совсем юным, Николай почувствовал в себе стремление к равноангельской жизни. Спокойный, внимательный, благоразумный, он избегал всего того, что может повредить внутренней жизни человека. Полюбив Божественное, он ревновал о добре и пользе, отличался остротой ума, глубокой проницательностью и удивительной памятью. Преуспевая в учебе, Николай поражал всех своими дарованиями, полученными от Бога: его познания в греческом языке были поистине редкими. И при этом святой был кроток, добр и смирен сердцем...

Завершив обучение в 1770 году, Николай становится секретарем митрополита Паронаксийского Анфима. Он несет это послушание пять лет, в течение которых находится в духовном общении с афонскими подвижниками. Святогорские иеромонахи Григорий и Нифон, монах Арсений первыми познакомили юного Николая с монашеской жизнью, поведав об уделе Божией Матери на земле — Афоне, научив его умной молитве к Господу. В это же время Николай подружился с монахом Сильвестром Кесарийским, подвизавшимся в пустынной келье. Знакомство со старцем, беседы с монахами-святогорцами зажгли в сердце блаженного юноши любовь к монашескому житию. Ему было 26 лет, когда он отбывает на Святую Гору Афон. В том же году принимает иноческий постриг с именем Никодим.

В святогорском монастыре Дионисиате юный инок вначале несет послушание чтеца и письмоводителя. Через несколько лет на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий Нотарас, с которым юноша познакомился еще до поступления в монастырь. По совету и при содействии владыки Макария преподобный Никодим начинает сбор, изучение и издание сочинений святых отцов.

Первое поручение святого – это подготовка к изданию «Добротолюбия», найденного в 1777 году в Ватопедском монастыре. Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонесу, тому самому, который когда-то впервые и рассказал преподобному Никодиму об Афоне... Теперь же под руководством отца Арсения инок начинает изучение Священного Писания и святоотеческих творений. Он оставляет всякую заботу о мирском, совершенно умертвляет помышления плоти усиленным постом, постоянной молитвой. Внутренний человек его озаряется, просвещается и освящается блаженным житием.

В 1778 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Макарий, то на святого Никодима было возложено новое послушание – редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и снова занялся литературной работой. С этого времени до самой своей кончины он продолжал трудиться на этом поприще.

Исполнившись благодати премудрости и получив дар учения, преподобный Никодим стал светильником Православия и великим учителем христианской жизни. Целую библиотеку составили его богословские, догматические, нравственные, агиографические сочинения, которые свидетельствуют о высоте и глубине его духовной премудрости. Переписчик его трудов монах Кирилл приводит список семнадцати изданных и пятидесяти неизданных произведений преподобного Никодима.

Из аскетических наставлений подвижника особенно известна «Невидимая брань», переведенная на русский язык великим богословом, епископом Феофаном Затворником. Замечателен труд подвижника «Учение об исповеди», заканчивающийся проникновенным «Словом о покаянии». Одним из самых драгоценных является труд преподобного Никодима по систематической классификации и толкованию священных канонов Церкви, необходимых для руководства и научения священнослужителей и всякого верующего – «Кормчей книги». Святой Никодим известен как творец и толкователь священных песнопений. Именно им составлен принятый в Русской Православной Церкви канон в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

При всех своих поистине великих трудах преподобный Никодим вел очень строгое житие. Его пищей был вареный на воде рис или мед с водой. Он смиренно терпел зависть и искушения от невежественных братий, а также от мысленных врагов. С Божией помощью он достойно вел «невидимую брань» со злыми духами, отражая их козни. Преподобный Никодим укреплялся в трудностях и различных искушениях, в которых был испытан как золото в горниле.

Слава о добродетелях и мудрости святого распространилась по всему Афону и за его пределами, многие в поисках духовной поддержки приходили к нему, чтобы найти утешение.

Постоянная работа, духовные наставления и увещания, усиленная молитва о притекающих к нему, бдения, посвящение всей своей жизни заботе о горнем — вот та лестница, которую избрал святой Никодим для восхождения к Господу.

31 мая 1955 года указом патриарха Константинопольского Афинагора преподобный Никодим Святогорец был причислен к лику святых.

Прп. Никодим Святогорец
«Невидимая брань»

«...самое совершенное и великое дело, которое только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним. Потому для достижения возжеланной тобою цели тебе необходимо сначала подавлять свои
собственные воления, а наконец и совсем погасить их и умертвить; а чтоб успеть в этом, должно тебе
непрестанно противиться себе в худом
и принуждать себя на доброе».

«Так каждый день с утра начинай во имя Божие борьбу с врагами твоими оружием ненадеяния
на себя и дерзновенной надежды на Бога, молитвой
и безжалостным понуждением себя на подобающие труды и подвиги духовные, наипаче же оружием умно-сердечной молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!».

«Помни всегда, что Бог хочет видеть душу твою,
отрешенную от всего, чтоб соединить ее с Собой.
Оставь Его действовать в тебе и не препятствуй Ему вмешательством твоей воли. Сиди без всякого о себе замысла, кроме одного — всегда благоугождать Богу покорностью Его воле».

«Тебе надлежит всегда желать, просить и искать
одного, что благоугодно Богу. И если когда
усомнишься, благоугодно ли Богу то или другое, ищи того и проси в той мысли, что ты желаешь
то сделать или иметь, если того желает и Бог».


http://bolgar-hram.info/node/327

прп. Никодим Святогорец убедил вора вернуть в храм свои мощи.

Греческий злоумышленник, похитивший из православного храма мощи преподобного Никодима Святогорца, вернул их обратно и сдался полиции. Вор рассказал, что сделать это его убедил сам святой, являвшийся во сне четыре раза.

Мощи пропали в марте 2010 года. "Похитителей было двое, они 15 марта воспользовались кратким отсутствием монаха-сторожа ипохитили из ковчега две из трех частиц честной главы преподобного Никодима. Сейчас мощи возвращены", - рассказал сотрудник правоохранительных органов.

Он указал, что реликвии все это время находились у вора. Сам преступник поведал, что за месяц четыре раза видел во сне преподобного Никодима Святогорца. Святой каждый раз обращался к нему со следующими словами: "Дитя мое, отнеси меня в мой дом, откуда ты взял меня, ты и так достаточно меня побеспокоил", сообщает сайт газеты "Комсомольская правда".

После нескольких таких явлений злоумышленник встревожился и отправился посоветоваться к священнику. В ходе беседы с духовником вор раскаялся в содеянном, вернул похищенные мощи в храм, а сам сдался полиции. "Сотни людей пришли встречать святого, который вернулся домой", - заявил клирик монастыря святого Никодима отец Лука.

Отметим, что правоохранительные органы продолжают расследование инцидента. Стражи порядка и служители церкви пока не могут обнаружить ни одного мотива этого преступления. Личность вора полицейские не разглашают в интересах следствия, а священники ссылаются на тайну исповеди.

http://www.dni.ru/society/2010/4/20/190143.html
Ответить