Авенир Индийский, царь

Ответить
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Авенир Индийский, царь

Сообщение Tasha »

Изображение
Авенир Индийский, царь

День памяти: Ноябрь 19

В Индии, некогда получившей христианскую веру через благовествование святого апостола Фомы, правил царь Авенир, идолопоклонник и жестокий гонитель христиан. Долго не было у него детей. Наконец, родился у царя сын, названный Иоасафом. При рождении царевича мудрейший царский звездочет предсказал, что царевич примет гонимую его отцом христианскую веру. Царь, желая предотвратить предсказанное, приказал выстроить для царевича отдельный дворец и распорядился, чтобы царевич не услышал ни одного слова о Христе и его учении.

Достигнув юношеского возраста, царевич испросил у отца разрешения выезжать за пределы дворца и увидел тогда, что существуют страдания, болезни, старость и смерть. Это навело царевича на размышления о суетности и бессмысленности жизни, и он стал пребывать в тяжких раздумьях.

В то время в далекой пустыне подвизался мудрый отшельник преподобный Варлаам. Божиим откровением он узнал о страждущем в поисках истины юноше. Выйдя из пустыни, преподобный Варлаам под видом купца отправился в Индию и, прибыв в город, где находился дворец царевича, объявил, что привез с собой драгоценный камень, обладающий чудодейственными свойствами исцелять болезни. Приведенный к царевичу Иоасафу, преподобный Варлаам стал излагать ему христианское вероучение в виде притч, а затем и "от Святаго Евангелия и Святых Апостол". Из наставлений Варлаама юноша уразумел, что драгоценный камень есть вера в Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и пожелал принять святое Крещение. Окрестив царевича, преподобный Варлаам заповедал ему пост и молитву и отошел в пустыню.

Царь, узнав, что сын его стал христианином, впал в гнев и скорбь. По совету одного из вельмож, царь устроил прение о вере между христианами и язычниками, на которое под видом Варлаама явился маг и чародей Нахор. Нахор должен был признать себя в прении побежденным и таким образом отвратить царевича от христианства. Через видение во сне святой Иоасаф узнал об обмане и пригрозил Нахору лютой казнью, если тот окажется побежденным. Убоявшийся Нахор не только победил язычников, но и сам уверовал во Христа, раскаялся, принял святое Крещение и удалился в пустыню. Царь пытался отвратить сына от христианства и другими средствами, но царевич преодолел все соблазны. Тогда по совету вельмож Авенир выделил сыну половину царства. Святой Иоасаф, став царем, восстановил христианство в своей стране, отстроил заново церкви и, наконец, обратил в христианство своего отца царя Авенира. Вскоре после Крещения царь Авенир преставился, а святой царевич Иоасаф оставил царство и ушел в пустыню на поиски своего учителя старца Варлаама. В течение двух лет странствовал он по пустыне, терпя напасти и искушения, пока нашел пещеру преподобного Варлаама, спасавшегося в безмолвии. Старец и юноша стали подвизаться вместе. Когда приблизилось время кончины преподобного Варлаама, он отслужил литургию, приобщился Святых Таин и причастил святого Иоасафа и с тем отошел ко Господу, пробыв в пустыне 70 лет из прожитых ста лет. Совершив погребение старца, святой Иоасаф остался в той же пещере, продолжая пустыннический подвиг. Он пробыл в пустыне 35 лет, отошел ко Господу, достигнув шестидесятилетия.

Преемник святого Иоасафа по царству, Варахия, по указанию некоего отшельника, нашел в пещере нетленные и благоуханные мощи обоих подвижников, перенес их в свое отечество и предал погребению в церкви, воздвигнутой преподобным царевичем Иоасафом.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life2561.htm
Val
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 01 июл 2012, 09:59

Re: Авенир Индийский, царь

Сообщение Val »

Что интересно, в Индии никто не знает о святых Авенире и Иоасафе. Читал как-то материал путешествия православных современников по Индии, так в этом материале был перечень святых, но вышеупомянутых там не было.
Откровенно говоря, читая в своё время это житие, подумал, а ведь могли царь и царевич всю Индию к православию привести, как наш князь Владимир, а они предпочли личное спасение в ущерб спасению своих подданных. Вообще сильно засомневался тогда в достоверности этого жития, а после прочтения репортажа о путешествии по Индии, сомнения эти опять всплыли из памяти.
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: Авенир Индийский, царь

Сообщение tol »

Забавный момент этого жития в том, что указано точно, сколько лет персонажи где пробыли, с точностью до года, но я даже не смог найти примерных веков правления этих царей. Есть статья на эту тему. В частности, там сказано, что "Повесть о Варлааме и Иоасафе известна многим средневековым литературам Азии, Европы, Африки. В древнерусскую литературу Повесть пришла в конце XI - начале XII веков в переводе с греческого" и "Повесть о Варлааме и Иоасафе - одно из самых читаемых в Древней Руси произведений переводной литературы. Практически каждый монастырь имел хотя бы один список этого памятника. Сюжеты Повести проникли в древнерусскую иконопись; о святом царевиче Иоасафе в народе слагались духовные стихи". То есть где-то в Европе, Азии, Африке могла быть своя мифология, свои предания. Например, сравните с жизнью Сиддхартхи Гаутамы (тоже индийский царь), где прослеживаются четкие параллели - царь, которого оградили от мира, чтобы не увидел того, что не нужно, мудрец, который показал что-то важное, решение бросить все богатство и начать другую жизнь). Со временем, мифы и перессказы переплетаются, смешиваются, и до нас доходит некая мешанина из перессказов, которая потом еще и редактируется в угоду тем или иным правящим личностям или религиям. Так, одна и та же реально произошедшая история после умышленного перевирания фактов "в нужную сторону" могла стать и христианской, и буддийской. То, что люди врут "в благих целях", в т.ч. для укрепления людей в своей вере, ни для кого не является секретом. В конце концов, красивая история о никому неизвестных индийских царях и мудреце (реальная жизнь которых могла быть совсем иной) была переведена на церковнославянский язык, обрусилась и расползлась по монастырям, поскольку являлась назидательным инструментом, укрепляющим людей в православной вере. Я также не отбрасываю более удивительного предположения, если основываться на теории заговора Носовского и Фоменко, и Буддизм действительно "придумали" значительно позже христианства, то авторы новой религии могли взять за основу немного подзабытое реальное житие этих индийских царей и на его основе написать биографию будды, немного изменив факты, чтобы наглая копия с простой подменой имен не очень бросалась в глаза. В общем, правду мы, как часто это бывает, не узнаем. Можно только делать предположения и соответсвующие выводы.
Ответить