Гавриил Белостокский - икона

Все, что связано с иконографией и православной церковной жизнью, но не подходит к другим разделам форума - сюда.
Ответить
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Гавриил Белостокский - икона

Сообщение tol »

Является ли данное изображение каноничным, публиковать или нет?
Изображение
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Re: Гавриил Белостокский - икона

Сообщение Tasha »

Точно не знаю, конечно, но думаю, что да.
В житии этого святого сказано, что его распяли:
"Родился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки, Белостокского уезда, Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ храма.

Через 30 лет после погребения мощи св. Гавриила оставались нетленными. В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

Св. Гавриил считается целителем детей. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока."

ссылка на источник http://days.pravoslavie.ru/Life/life6516.htm
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Re: Гавриил Белостокский - икона

Сообщение Tasha »

Вот, кстати, нашла текст жития более подробный:

Cвятой младенец мученик Гавриил Белостокский

Память мученика младенца Гавриила отмечается:20 апреля \ 3 мая (в годовщину его мученической кончины), в 3-ю неделю по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых), а в Польской Автокефальной Православной Церкви также 9\22 сентября (в годовщину обретения и перенесения его мощей из Гродно в Белосток). В прошлом его память отмечалась также в день Святого Духа.

В сонме исчислимых лишь только Господом святых Православной Церкви мы находим имена множества мучеников, добровольно принесших себя в «жертву живую». Это они, пребывая в готовности быть всецело преданными Христу даже до смерти, мученически свидетельствовали о Том, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14,6), о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом.
Среди мучеников всех времен определенное место в православном календаре занимают дети. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14).
Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.
Личность святого младенца Гавриила является образом современного мученичества. Он не просто страдает перед судом язычников или еретиков за исповедание веры, но страдает безвинно и умирает, не сопротивляясь злу, чтобы таким образом последовать примеру Христа. Он- отроча чистейшее(как поется в акафисте), плод спокойной и даже радостной готовности терпеть страдания «даже до крове» за Пострадавшего нас ради. Вместе с земной мученической кончиной младенца Гавриила и одновременным его рождением для новой, лучшей жизни мы получили особенного ходатая за нас, грешных, перед престолом Всевышнего.
Мученик младенец Гавриил родился, жил и пострадал на территории нынешней Польши. Поэтому Польская Православная Церковь относится к нему с особенным почитанием. В его честь строятся православные храмы, он является небесным покровителем Братства Православной молодежи в Польше, а также считается особенным целителем детей. После исторически обусловленных взлетов и падений в почитании Святого мученика в настоящее время его память отмечается также всеми Православными Церквами.
Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22марта 1684 года в селе Зверки Заблудовского прихода Белостокского уезда Гродненской губернии. Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию.
Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.
В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя, и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребенок скончался.
Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле, и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.
При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30лет.
В начале 18 века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.
В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены В Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила, и вновь покрылась кожей.
В 1752 году архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак младенцу.
9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита, архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь Минской губернии и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 верст. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны.
В 1820 году младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.
Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особам образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака.
В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана Служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким).
В том же году епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести из Слуцка часть мощей святого мученика младенца Гавриила в город Белосток.
Перенесение креста и мощевика, в котором до 1897 года почивали мощи святого мученика, началось 31мая. Святыни были перенесены из города Слуцка в Жировицкий монастырь Успения Божией Матери. С 1 по 12 июня через деревни Ялувка, Новая Воля, Полота, Заблудов, Зверки и Дойлиды святые мощи были перенесены из Жировицкого монастыря в Белосток. Таким образом, почти через 150 лет святыня вернулась на свою отчизну.
Частица святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Свято-Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не была перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле.
В Слуцке, где остались мощи, находилась специальная книга, в которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи, связанные с находящимися там мощами святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.
В 1915 году во время Первой мировой войны епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском Соборе на Красной площади.
После октябрьского переворота 1917 года в России начались кровавые гонения на православных.
Врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце. Так, защищавший его память от поругания священномученик Иоанн Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади, привлекался большевиками в качестве обвиняемого и впоследствии был расстрелян.
Решением Совета Народных Комиссаров от 29июля 1920 года было постановлено: «планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей…». Это распоряжение не обошло и святые мощи мученика младенца Гавриила.
В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.
Во время Второй мировой войны репрессии стали слабеть и в 1942 году в хаосе военной неразберихи православным жителям Минска удалось поместить святые мощи мученика младенца Гавриила в деревянную раку в кафедральном соборе преображения Господня в Минске,настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).
В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошло до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Свислочи отца Алеския Зноско. Отец Алексий за короткое время написал акафист святому мученику Гавриилу, используя более 40 акафистов, которые служили ему образцом. Акафист был утвержден церковной властью в 1943-1944 годах и введен в церковное употребление.
9-10 июля 1944 года святые мощи были перенесены из Минска в Гродно, в церковь Покрова Божией Матери, где они и находились до 21 сентября 1992 года.
Послевоенная судьба этой святыни покрыта завесой тайны. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог бы осквернить их. Святые мощи находились во влажном подвальном помещении в крайне неблагоприятных условиях. Однако они не пострадали, что в очередной раз свидетельствует об их святости.
21-22 сентября 1992 года по благословению архиепископов Гродненского и Волковысского Валентина и Белостокского и Гданского Саввы (ныне митрополита Варшавского и всея Польши) святые мощи были перенесены первым, начиная с 1944 года, крестным ходом из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Свято-Николаевский собор г.Белостока. На белорусско-польской границе их встречало несколько тысяч верующих, которые сопровождали мощи до самого Белостока через все города и села. Мощи младенца мученика Гавриила перевозились на автомобиле в дубовой раке. По пути следования верующие осыпали ее цветами. В каждом городе или деревне, где есть храм, делали остановку. Святые мощи вносились с крестным ходом в храм, где служились молебны и акафисты. Верующие прикладывались к святыне, оставаясь на ночь в храме для молитвы перед святыми мощами младенца Гавриила.
В самом Белостоке святые мощи встретили на окраине города и пронесли по главным улицам крестным ходом в Николаевский собор. Крестный ход продолжался около трех часов. В нем участвовало около 60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей.
Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь. Утром 27 сентября была также отслужена Божественная литургия. После нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора. Еженедельно по вторникам перед ракой со святыми мощами читается акафист мученику Гавриилу. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.
С 1993 года ежегодно 2-3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: Гавриил Белостокский - икона

Сообщение tol »

Я понимаю, что его распяли. Вопрос в уместности данного изображения. Многих людей распинали, но я так с ходу не могу припомнить икон, на которых на распятии не Иисус Христос. Даже Андрея Первозванного, распятого на Х-кресте, как-то принято изображать рядом с крестом, но не страдающим на нем. Вроде как на протяжении веков внегласный договор просматривается, что на иконах страдальческое место на кресте отведено исключительно Христу. И вот, тут Христа подменили, поэтому и сомнения. Интересно узнать, есть ли более старые и признанные православные иконы, на которых святые заняли место Христа на кресте.
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Re: Гавриил Белостокский - икона

Сообщение Tasha »

Не знаю. Я тоже не припомню таких икон. Но здесь скорее изображение момента гибели святого так как описано в житии, что его распяли на кресте, установленном в корыте. Ведь есть же иконы с изображением усекновения главы или сожжения (три отрока вавилонских в пещи огненной), т.е. момент запечатлен того страдания, который претерпел святой.
Но давайте подождем авторитетного мнения Leona.
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: Гавриил Белостокский - икона

Сообщение tol »

Может такие иконы не рисуют, чтобы избежать путаницы. Народ на Руси был в основном малограмотным, читать не все умели, и такую икону могли бы запросто принять за икону Христа. Да и сейчас ЦСЯ не все "захожане" умеют читать, я думаю, если показать эту икону некоторым людям, наверно примут за Христа, тем более, если надпись выцветет и станет нечитабельной. Икон, на которых святые изображены в момент мучений, действительно немало, но, видимо, есть некие границы. Вряд ли когда-нибудь появятся иконы, на которых святой 20-го века намотан на гусеницы танка, наехавшего на него, и т.п. То есть люди как-то чувствуют, что нормально, а что нет. Вот, смотрю я на распятие, и как-то неуютно от того, что там не Христос. Погуглил сейчас иконы с распятием святых, нашел только одну старинную фреску римской церкви с Петром вниз головой, и единичные новоделы на тему распятия Андрея Первозваннного. Но тут с Христом точно не перепутаешь.

Изображение
Изображение
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Re: Гавриил Белостокский - икона

Сообщение Tasha »

tol писал(а):Я понимаю, что его распяли. Вопрос в уместности данного изображения. Многих людей распинали, но я так с ходу не могу припомнить икон, на которых на распятии не Иисус Христос. Даже Андрея Первозванного, распятого на Х-кресте, как-то принято изображать рядом с крестом, но не страдающим на нем. Вроде как на протяжении веков внегласный договор просматривается, что на иконах страдальческое место на кресте отведено исключительно Христу. И вот, тут Христа подменили, поэтому и сомнения. Интересно узнать, есть ли более старые и признанные православные иконы, на которых святые заняли место Христа на кресте.

Все-таки есть такие иконы. Случайно нашла. Священномученика Симеона, епископа Иерусалимского тоже изображают распятым на кресте. http://pravicon.com/sv-1888
Leon
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 14:04

Re: Гавриил Белостокский - икона

Сообщение Leon »

tol писал(а):Является ли данное изображение каноничным, публиковать или нет?
ИМХО. Икона существует, ничего "еретического" в ней нет.
Нигде нет каких-то указаний по изображению распятых мучеников.
Думаю, каноны церкви здесь не нарушены
Но,если говорить о канонах иконописания- я б такую икону и для себя не приобрел бы и никому бы не посмел подарить.
Но это уже вопрос умения или неумения иконописца.
Многие апостолы претерпели смерть на Кресте -Петр, Филипп, Симон, Симеон, Иаков Алфеев, Фаддей и еще...
Иконы редко, а фрески 14-16вв в храмах Афона, Греции, Сербии можно найти.
На кресте изображается и преподобный мученик Евстратий Печерский
http://days.pravoslavie.ru/Life/life724.htm
Вложения
Евстратий Печерский. Изображение в К.-Печерском Патерике. 1661 г.jpg
Евстратий Печерский. Изображение в К.-Печерском Патерике. 1661 г.jpg (67.19 КБ) 9318 просмотров
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: Гавриил Белостокский - икона

Сообщение tol »

Да, нашел еще подобные изображения прп. Евстратия, но именно изображения (картинки), а не иконы. Думаю, опубликовать такое изображение можно, а там кому надо, пусть сами решают, скачивать или нет, и что с ним делать.
Ответить