Явление Овиновской иконы Божией Матери

Все, что связано с иконографией и православной церковной жизнью, но не подходит к другим разделам форума - сюда.
Ответить
Leon
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 14:04

Явление Овиновской иконы Божией Матери

Сообщение Leon »

Не знаю, надо ли. Овиновская икона на сайте уже есть.
А это Явление иконы Божией Матери боярину Овине в Галиче.
Образ написан недавно по Сказанию об Овиновской иконе Божией Матери.

Кстати, вроде на той неделе писал здесь об иконах из Белогорсеого монастыря и Шубинской? Чего-то не нашел тем :shock:
Вложения
Явление иконы Овиновской Божией Матери.jpg
Явление иконы Овиновской Божией Матери.jpg (113.47 КБ) 6474 просмотра
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: Явление Овиновской иконы Божией Матери

Сообщение tol »

Leon писал(а):Кстати, вроде на той неделе писал здесь об иконах из Белогорсеого монастыря и Шубинской? Чего-то не нашел тем :shock:
В данной конкретной теме (Добавление новых икон/святых на сайт) сообщения удаляются, когда на основе их создается раздел в основной части сайта. Так лучше видно объем оставшейся работы. Если надо что-то обсудить, чтобы не удаляли, то лучше писать в "Разговоры на разные темы".
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: Явление Овиновской иконы Божией Матери

Сообщение tol »

Раз уж вспомнили об этой иконе. В описании речь идет об иконе Успение, а на деле - ростовая икона Богородицы с изображением города. Есть какое-нибудь приемлемое объяснение этому?
Leon
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 14:04

Re: Явление Овиновской иконы Божией Матери

Сообщение Leon »

Дело запутанное. Первоначальная икона утеряна. Кстати в сказаниях не сказано. что это был обретен образ Успения.
Поселянин писал(а):В то время, когда на Руси княжил Димитрий Иванович Донской, один боярин, по имени Иван Овинов, живший около города Галича-Костромского, пожелал построить новый храм в Николаевской обители, стоявшей на берегу Галичского озера. В один из воскресных дней ( 15 августа по старому стилю, в день празднования Успения Пресвятой Богородицы), он отправился в монастырьон отправился осматривать то место, где он предполагал воздвигнуть церковь. Когда он приближался к монастырским воротам, перед ним неожиданно показались двое прекрасных юношей. Они несли ему навстречу икону Божией Матери и кротко сказали:
— Радуйся, Иоанн! Родители твоей супруги посылают тебе эту икону Пречистой Богоматери и заповедали соорудить церковь во имя Ее и святителя Мирликийского.
Боярин Овинов простерся ниц перед св. иконой и с благоговением принял ее от юношей. Образ Богородицы он внес в монастырскую ограду и поставил на том месте, где хотел устроить храм. О том, как он получил св. икону Божией Матери, боярин немедленно же рассказал игумену обители и братии. Полагают, что это событие было около 1425 года.
Вскоре после этого боярин Иван Овинов осуществил свое благое намерение и освятил храм в честь Успения Богоматери
А вот из сведения Костромской епархии, из Свято-Успенского Паисиева монастыря, где Овиновская икона находилась до утери. И где теперь находится Овиновская икона, называемая "точным списком с чудотворной Овиновской".
С иконой Успения у них общий только День празднования -28 августа В 1433 году великий князь Василий Васильевич Темный, воевавший с удельным галичским князем Георгием Димитриевичем Шемякой, взял Галич и решил забрать чудотворную икону в Москву. Настоятель монастыря преподобный Паисий усердно, но безуспешно просил Василия Васильевича не лишать обитель чтимой святыни. Когда же образ Божией Матери был доставлен в Москву и поставлен в соборной церкви – той же ночью, как повествует предание, невидимая сила перенесла икону обратно в Галич.
С того времени и до начала ХХ века Овиновский образ Пресвятой Богородицы находился в Паисиево-Галичском монастыре; на поклонение чудотворной иконе стекались многие верующие не только из пределов Костромской земли, но и со всех концов России.
http://kostroma-eparhia.ru/index.php/sa ... bogorodicy

А вот что пишут люди,пытающиеся исследовать историю Овиновской иконы: http://drevo-info.ru/articles/15742.html
и Сказание об образе Овиновской Божией Матери иже во граде Галиче” (Выписки из Галичских церковных книг 1831г)
http://bekishev.ru/public/grigorov-1042/
Я так понимаю, что слово Успение вероятно, как-то "прилипло" к этой иконе, потому что - обретение состоялось в день Успения, потом находилась в Успенском храме, позже - в Успенском монастыре, - праздник соответственно, вместе с Успенскими иконами.
И что характерно, в описаниях, где икона названа Успение Овиновская, изображения самой иконы не дается ( например у Е.Поселянина)
Leon
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 14:04

История Овиновской иконы Божией Матери

Сообщение Leon »

Вот,писатель Олег Викторович Давыдов, путешествую по тем местам,
интересно и пытается понять и рассказать историю Овиновской иконы :

Места силы. Восемьдесят восьмое – Овинова слобода

Вот есть еще один монастырь, основанный как Никольский и превратившийся в Успенский. Паисиев монастырь неподалеку от Костромского Галича..
К огда и кем основана эта обитель – неизвестно. Но в средине 14-го века она располагалась на земле боярина Ивана Овина и так обветшала, что деревянную Никольскую церковь в ней надо было срочно разбирать и строить заново. Овин решил взяться за это богоугодное дело, нанял работников... Тут и случилось чудо.
Было лето, воскресенье. Боярин шел по дороге и вдруг неподалеку от монастырских ворот увидал двух молодых людей, несущих икону. Они подошли и сказали, что строить храм во имя Николы не надо, а на месте старого Никольского храма нужно возвести церковь во имя Успения Богородицы. Что-то в их облике и речах было безапелляционно убеждающее. Иван пришел в ужас, впал в исступление, не мог даже слова выдавит из себя в ответ юношам (то были ангелы), просто принял икону из их рук и отнес в монастырь.
Так Никольский монастырь стал Успенским. Но только икона, которую Овин получил от двух ангелов, отнюдь не Успенская. На ней изображена Богородица, вставшая с трона, а слева от нее – город у озера и монастырь на горе. Пейзаж Галича. Младенец на иконе поднял левую руку. Отец в облаках тоже почему-то благословляет левой. Сюжет Овиновской никак невозможно спутать с иконографией Успения. И, тем не менее, впоследствии началась путаница. Многие считали, что икона, принесенная ангелами, велевшими переименовать монастырь, обязательно должна быть Успением. Говорили, что на самом деле ангелы дали Овину совсем другую икону. Путаница продолжается до сих пор, но в Паисиевом монастыре поклоняются Овиновской с троном.
Дело в том, что от обретенной Иваном Овином иконы вскоре стали происходить чудеса. И она была признана божеством, покровительствующим Галичу. Во всяком случае, именно так к ней относились непосредственные галичане. И не только они. Когда по первозимку 1433 года Галичские посады были сожжены и разграблены московскими войсками, великий князь Василий Темный увез Овиновскую икону с собою в качестве пленницы. В Москве Галичская Богиня была поставлена в Кремлевском Успенском (опять-таки) соборе, заперта на замок, опечатана, к ней была приставлена стража. Но – бесполезно. В первую же ночь икона исчезла и объявилась в Галиче.
Когда князю Василию доложили, что замки и печати на месте, а икона ушла, он догадался послать гонцов в Галич и очень обрадовался, узнав, что Овиновская не потерялась, а вернулась в свое исконное место силы. Князь каялся в том, что пытался взять в плен божество, надеялся, что когда-нибудь снова увидит Овиновский образ. Но этому не дано было сбыться. К 1450 году, когда московские войска вновь разорили Галич, Василий был уже почти четыре года как слеп. Глаза ему вынул двоюродный брат, Дмитрий Шемяка, один самых буйных галичских князей.
По московским источникам, впрочем, история пленения и возвращения Овиновской выглядит будничней: Василий в 1434 году действительно увез икону, а потом настоятель Успенского монастыря Паисий сходил в Москву и вызволил ее. Точнее – выкупил пленницу. Галичане не пожалели денег, поскольку понимали: материальное воплощение гения места должно вернуться в город. А иначе – какие надежды на процветание? И с тех пор каждый год в день Успения в Галиче был крестный ход в память о чудесном возвращении Богородицы. В сущности, это было шествие непокорного духа Галича, посрамившего злых москвичей. Ведь уже в 1434 году галичский князь Юрий (Георгий) Дмитриевич прогнал Василия Темного из Москвы, сел на великое княжение, стал чеканить свою монету с Георгием Победоносцем, побивающим змея копьем – копейку. Мы и теперь ею пользуемся, не помня, что и московский герб и копейка – пошли от галичского князя, который, впрочем, в том же году неожиданно умер. Но, думаю, успел вернуть в свой город Овиновскую икону (что нисколько не отменяет, но лишь корректирует чудо ее возвращения в Галич).
Пока были живы потомки Ивана Овина, икона оставалась их собственностью. Последний представитель Овинова рода Дмитрий Ярцов постригся в монахи и внес в качестве вклада в Успенский монастырь свои вотчины и Овиновский образ. Свидетелем при этом был галичский князь Дмитрий Юрьевич Красный. Он же стал и покровителем иконы. С этого момента Овиновскую можно рассматривать как официальный символ Галичского княжества.
С Дмитрием Красным связано одно из чудес, явленных иконой. Осенью 1440 года он вдруг заболел, ужасно страдал и уже шел к могиле. Его причастили, прочитали отходную. Он не подавал никаких признаков жизни. Все решили: умер. Переодели князя, приготовили к погребению, перенесли в Успенскую церковь, поближе к Овиновской. Инок читал заупокойные псалмы. Вдруг в полночь умерший откинул погребальный покров, сел и, не открывая глаз, запел. Сбежавшаяся братия пришла в мистический ужас: ожил?!. Еще три дня князь Дмитрий пел, говорил о божественном, всех узнавал, но ничего не слышал. Когда же он все-таки отошел, игумену Паисию пришлось переосвятить Успенскую церковь. Подальше от греха…
...................................................................
Вернемся, однако, в Галичский Успенский монастырь. Самое интересное в истории обретения Овиновской иконы то, что она была дана человеку по прозвищу Овин. Что такое овин? Сооружение, куда свозят сжатые снопы, где их сушат, хранят, а в северных краях и обмолачивают. Овин состоит как бы из двух этажей: внизу яма, в которой разводят огонь, а вверху сушильня. В яме, живет Овинник. Люди его обычно боятся, поскольку – если ему что не по нраву, не оберешься беды. Овин ведь пожароопасное место. Овинник запросто может спалить все зерно. Понятно, что этому богу приносятся жертвы: первый сноп – в овинову печь, осенняя жертва. То есть овин – не только хозяйственная постройка, но и храм Овинника.
Что же касается Ивана Богдановича Овина, то это, конечно, совершенно реальный персонаж: происходил из Новгорода, имел дочь Елену, вышедшую замуж за некоего Ярца, оставил после себя то-то и то-то, есть документы. Только вот почему он прозывался Овином? Не потому ли, что Овин тесно связан с Успением? Впрочем, Успение не единственный осенний праздник урожая (двух богинь), скоро будет второй: 21 сентября Рождество Богородицы.
Полностью с картинками здесь: http://www.peremeny.ru/column/view/620/
tol
Администратор
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: Явление Овиновской иконы Божией Матери

Сообщение tol »

Пишет он, конечно, захватывающи, но для неосведомленного читателя следует пояснить, что Давыдов переписывает православную историю на основе того, что православные персонажи на самом деле являются персонификацией старорусских языческих богов. В частности, "Великий Змей Волос" ныне известен как Николай Чудотворец и т.п. расклад. Я пару лет назад искал интересные места, куда съездить, наткнулся на его сайт, прочел некоторые описания, и офигел от его трактовки - такое мастерское сплетение сказочного и реального, что умом и не хочется отделять. Очень гармонично он язычество маскирует под православие, не знаю, хорошо ли это, потому что неокрепшие умы могут и соблазниться.
Ответить