"Ременная" икона Божией Матери

Все, что связано с иконографией и православной церковной жизнью, но не подходит к другим разделам форума - сюда.
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Re: "Ременная" икона Божией Матери

Сообщение Tasha »

Отправила вопрос в один приход. Жду ответ.

Но, чем больше ищу материал по этой теме, тем больше склоняюсь к тому, что этот праздник связан не с иконой Божией Матери, а со святой вмц. Параскевой Пятницей.
Сам праздник отмечается 10 ноября - день вмц. Параскевы. Так еще и в течение года отмечали несколько временных пятниц.
На Руси в честь святой Параскевы наблюдались особые 12 пятниц, которые назывались обыкновенно временными, именно: 1-я пятница - в первую неделю Великого Поста, 2-я - пред Благовещением, 3-я - на Вербной неделе, 4-я - пред Вознесением, 5-я - пред Троицыным днем, 6-я - пред Рождеством Иоанна Предтечи, 1-я - пред Ильею Пророком, 8-я - пред Успением, 9-я - пред архангелом Михаилом, 10-я - пред Кузьмою-Демьяном, 11-я - пред Рождеством Христовым, 12-я - пред Богоявлением.

Наши предки называли эти двенадцать пятниц именными оттого, что каждая из них носила название, например пятница Благовещенская, пятница Успенская и т.п.; ко всякой из них приурочивалось нашими предками какое-либо событие из ветхозаветной истории, как, например, о 1-й пятнице было сказано, что “в первый пяток месяца мартия Адам преступил заповедь Божию, и изгнан бысть из рая” и т.п. Каждой из пятниц приписывалась какая-либо особенная благодать, так, например: “Кто будет поститься первую из этих пятниц, тот будет избавлен от внезапныя смерти”. Кроме того, в былое время также уважались так называемые обетные Пятницы, в которые наши предки с целью отвратить какое-либо бедствие зарекались работать, и т.п. Этих пятниц обыкновенно насчитывали девять: 1-я - Обжорная (на 3-й неделе Великого поста), 2-я - Страстная, 3-я - Спасовая, 4-я - Временная, 5-я - Разгульная, 6-я - Молебная, 7-я - Кающаяся, 8-я - Праздничная и 9-я - Девятая пятница.
Еще в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи.

Вообще об этом можно почитать вот здесь http://simvol-veri.ru/molitvi/gswjat/paraskpyatn.shtm
А уж как об этом пишут в Российском Этнографическом Музее http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2091/4303.htm

Может быть, как это часто бывает с годами, слово "временная" видоизменилось, и осталось "ременная"?
kolco
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 22:09

Re: "Ременная" икона Божией Матери

Сообщение kolco »

Ооо, спасибо за инфо. я тоже начинаю склоняться к версии, что это все же почитание "временной пятницы". только вот не понятно, как они перепутали Параскеву с Богородицей.
вот еще что удалось узнать. есть две версии, почему такое название Ременная. по одной - в этот день наказывали провинившихся хуторян ремнями, а не розгами. надо правда здесь уточнить, все же после того, как была построена церковь, поселение из хутора получила статус села. по метрике можно видеть следующие изменения: до постройки церкви это был хутор Лупленных, потом - обозначается как село Хутор Лупленных (Луплено). при советах была попытка переименовать село в Калинино. в принципе, формально оно так и зовется, но по всей области его все равно знают под старым названием. даже яндекс карты в запросе выдают это село то как Калинино, то как Луплено (правда реже)
ради интереса и прикола приведу другие примеры более успешного переименования орловских деревень.например,деревня Огрызовка была переименована – в деревню Калинец, посёлок Разуваевский – в посёлок Отрадный, деревня Поганец – в деревню Садовая, деревня Александро-Гнидовка – в деревню Александровка, деревня Хряковка-Лопата – в деревню Нагорная, деревня Самодуровка-Корытовка – в деревню Ольшанка.деревня Пустобяка – в деревню Малиновка, деревня Мёртвая – в деревню Луговая. в них скорее всего жили крепостные. пока этот вопрос уточняю)))

по другой - потому что эту икону (Богородицы?) казаки, по причине не имения иных средств, во время крестного хода несли на ремнях, как-то по особому скрутив их. правда, точно не знаю - касается эта история нашего хутора или вообще, к истории данной иконы, которая могла проходить где угодно.
Leon
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 14:04

Re: "Ременная" икона Божией Матери

Сообщение Leon »

kolco. Может удасться найти какие-то списки с иконы, или рассказы о праэдновании?
Много местночтимых икон утеряно, многие забыты.
Я в соседнем разделе открою более подробную тему об этом.
Tasha
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Re: "Ременная" икона Божией Матери

Сообщение Tasha »

Ответ на запрос пока не получила, но кажется, что моя версия все же находит подтверждение. Нашла сайт настоятеля общины храма Рождества Христова ст. Митякинской Шахтинской епархии РПЦ МП.
И донские казаки, оказывается, тоже широко отмечали этот праздник. Более того, это был один из трех самых значимых престольных праздников
и назывался «ВременнАя». Вот ссылка: http://www.ierei.net/holidays
А этот же день в других храмах называют "Ременная". Как в с. Коровино Белгородской обл. или, например, в Покровском храме с. Беседино в Курской области http://pokrow-besedino.prihod.ru/news/guid/11502
kolco писал:
я тоже начинаю склоняться к версии, что это все же почитание "временной пятницы". только вот не понятно, как они перепутали Параскеву с Богородицей.
Думаю, что ответ на этот вопрос можно найти в статье Российского Этнографического музея: "Святая Параскева Пятница пользовалась особым почитанием у восточных славян, наравне с Николаем Чудотворцем (см. Николин день) и Богородицей (см. Рождество Богородицы). На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери."
Может в этом причина?

Если не осталось никаких списков с иконы, то может быть смогут описать, как выглядела икона - с Младенцем или нет? Может какие-нибудь детали вспомнят?
kolco писал:
ради интереса и прикола приведу другие примеры более успешного переименования орловских деревень.например,деревня Огрызовка была переименована – в деревню Калинец, посёлок Разуваевский – в посёлок Отрадный, деревня Поганец – в деревню Садовая, деревня Александро-Гнидовка – в деревню Александровка, деревня Хряковка-Лопата – в деревню Нагорная, деревня Самодуровка-Корытовка – в деревню Ольшанка.деревня Пустобяка – в деревню Малиновка, деревня Мёртвая – в деревню Луговая. в них скорее всего жили крепостные. пока этот вопрос уточняю)))
Весело у вас на Орловщине. Эти названия еще ничего, бывает такие встречаются, что вслух стыдно произносить. Всегда задавалась вопросом, - это же как надо было любить свою малую родину, чтобы назвать ее "Самодуровка" , "Поганец" или "Гнидовка"? :D Вот уж действительно: "умом Россию не понять..."
kolco
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 22:09

Re: "Ременная" икона Божией Матери

Сообщение kolco »

спасибо огромное. хорошие ссылки. узнавать конечно с каждым годом сложнее и сложнее. старики уходят из жизни все быстрее и быстрее. да и памяти у них не всегда хватает. буду стараться узнавать об иконе больше.

На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери."
Может в этом причина?

скорее всего в этом причина и заключается. может быть. :?: :!:
Ответить