[icon-214] Новокайдская (Самарская)

Здесь можно обсудить иконы, которые уже опубликованы на сайте pravicon.com
Ответить
qwerty
Сообщения: 324
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 23:36

[icon-214] Новокайдская (Самарская)

Сообщение qwerty »

[icon-214] Новокайдская (Самарская)

В книге: Машуков В.Д. - Материалы к изучению церковной старины Украины (1905)

https://flickr.com/photos/alexander_vol ... 9914507407
https://www.flickr.com/photos/alexander ... otostream/

о Самарской иконе Божией Матери

Мое замечание: г. Екатиринослав сегодня г. Днепропетровск (особо умные по географии идут к бiсу). Заменил дореволюционные буквы на современные, но оставил употребленные словообразования, в круглых () скобках примечания по книге, в квадратных [] скобках как полагаю обнаруженные опечатки.

Стр. З4

Иконы Одигитриевской церкви Екатеринославскаго архиерейскаго дома.

2. Копия Самарской иконы Божией Матери (1) помещена в особом киоте у левваго клироса. По изображению икона более всего сходна с Ахтырскою, но здесь руки Богоматери сложены на груди крестообразно, а сквозь крестное древо проходить меч, направляющийся в сердце Божией Матери. Риза на иконе сребронпозлащенная с вычеканенными в верхних углах, на облаках, солнцем и луной, налево от Богоматери столбом, обмотанным вервием, с петухом наверху, а направо мечом, прошедшим сквозь крестное древо и направляющимся в сердце Божией Матери. Ниже лика Божией Матери и распятия вычеканены: чаша, кувшин, фонарь, кнут, хитон, жребии, веревки, рука, щипцы, молоток и гвозди.

В венце, вокруг главы Божией Матери, на головной повязке и поручах вставлены драгоценные камни. По нижнему краю ризы и с боковых сторон вырезано: «сия цата изделана к Богоматере в Новокодацкую церковь в цену сто шестьдесят один рубль двадесять пять «копеек коштом его велможности Господина кошового атамана Петра Ивановича Катнишевского 1779 года декабря 1 дня».

Примечание к стр. 34

!1) Подлинная икона находится в упраздненном Николаевском Самарском монастыре (загородном архиерейском доме) близь уезднаго города Новомосковска.

Стр. 46 — 47

Бывший Самарско – Пустынно - Николаевский монастырь, (ныне Самарский Загородно - Архиерейскй дом) близь г. Новомосковска (1).

Самарская икона Божей Матери находится летом в Николаевском соборном храме в киоте у леваго клироса, а на зиму переносится в теплую церковь в.-м. Георгия победоносца.

Богоматерь изображена, по пояс, молящеюся перед небольшим распятием, Ея глава наклонена к левому плечу, а руки сложены, крестообразно, на груди. Ширина иконы 9, вышина 10 вершков. На иконе сребропозлащенная риза с вычеканенными изображениями в левой части и внизу орудиями Христовых страданий. Кругом главы Божей Матери сияние из лучей, а над главой корона. Корона и сияние осыпаны мелкими камнями; кроме того на короне два синих, один зеленый и один лиловый камни; на головной повязке звезда с одним зеленым и несколькими белыми камнями, из таких же камней звезда на правом плече, а на груди звезда из белых камней. Внизу, на ризе иконы вырезаны три надписи: «1. Икона сия пресвятой Богородицы славится с 1736 году». «2. Следовательно от того времени протекло до ныне сто лёт». «3. Лик святой иконы потемнел от пожара во пламени коего быв она уцелела». В описи Самарскаго Архерейскаго дома за 1898 год икона названа образом Божей Матери всех скорбящих Радости и показана чудотворною. Название иконы Самарскою я слышал в Екатеринославе в архиерейском доме и под этим названием об икон упоминается в описании Самарскаго Екатеринославской епархии пустынно-Николаевскаго монастыря (изд(ана). в 1873 г.), а также и в отдельно изданной книжке священника о. Димитрия Страховскаго об иконах Божией Матери и св. Наколая чуд. (изд(ана). в 1894 году). В «Продолжении очерка о Новороссийском крае— перод с 1787 по 1837 г.» (1) икона названа «Богородичною», без приложения к ней какого-либо особаго наименованя (2).

Примечание к стр. 46
(1) Желающие познакомиться с историей Николаевскаго Самарскаго монастыря могут найти интересующия их сведения в отдельно изданной в 1873 году книжке «Самарскй Екатеринославской епархии Пустынно-Николаевский монастырь».

Примечания к стр. 47
(1) Эта статья архиепископа Гаврила II (Розанова) напечатана в V томе Записок Одессекаго Общества Истории и Древностей.

(2) Сведения о Самарской иконе Божий Матери, заимствованныя из этой статьи см.
в приложении. Вышеприведенныя три надписи на иконе, повидимому, сделаны при преосвященном Гаврила II (Розанове), любителе и знатоке местных церковных древностей.
Его труды напечатаны в Записках Одесскаго Общества Истории и Древностей.


Рис. 40 Икона Самарской Божией Матери в церкви бывшаго Самарскаго монастыря.


Стр. 57 — 58 — 59 — 60

Сведения о Самарской иконе Божией Матери, напечатанныя в III-м томе Записок Одесскаго Общества Истории и Древностей (5).

Розыскание о Богородичной иконе. Еще в октябре месяце 1770 г. священник Ново-Кодацкий Феодор Фомин доносил в Кош низоваго запорожскаго войска: «что в церкви Свято-Николаевской, Ново-Кодацкой, имеется Богоматерняя икона на подобие Ахтырской, отличная тем только, что на ней изображены страстей Христовых орудия. Кем она в церковь Ново-Кодацкую принесена, того он не знает. Привесов при оной: рук, ног, головных обручей, глаз, изображений человеческих, из серебра сделанных, больше двадцати; а стоить сия икона во алтаре». По поводу сего из Коша войска запорожскаго от Хошевого [Кошевого] Атамана Петра Кальнишевскаго, «с товариством» (такъ писали они) того же октября 26 дня «крестовой запорожской наместни, наместнику, Старо-Кодацкому священнику Григорию Порохне, с присутствующими при нем в Духовном Правлении», за собственноручным того Кальнишевскаго подписанием и за войсковою печатью, прислан был приказ:

«Мы повелеваем вам съехать в Кодак и осмотреть ту икону, с «полковником Кодацким, при чем священникам Кодацким, предложить вышеписанную икону с олтаря перенесть и поставить в киот новосделаном за левым клиросом, не отбирая теперь имеющихся при ней привесок; равно и впредь еслиб могли от народа таковые привесы приносимы быть, принимать священникам не воспящать [воспрещать] только чтоб всяк из них на своей седмице, от кого и за что такой привес будет, записывал впредь до дальнейшаго нашего разсмотрения». На приказ сей когда наместник Ново-Кодацкий Порохня ответствовал Кошевому Атаману, что он «к исполнению повеления его вельможности приступит не может, по тому, что регламентом и указами возбранено признавать новоявленныя иконы за чудотворныя, пока которая из таковых высшею духовною властию освидетельствована не будет», тогда Кошевой двумя другими ордерами предписал снова тому же наместнику Ново-Кодацкому дабы непременно в Кодак съездил, и в присутствии
двух, войсковаго старшины Андрея Носана и хорунжаго Якова Качалова чудотворную икону Богородичную обследовал, взяв показания с тех людей кои получили от нее исцеление, и от коих приносимы были привесы; за темъ, чтоб икона, по перенесении ея из алтаря, поставлена была в новоустроенном киоте за правым, в Ново-Кодацкой церкви, клиросом, со всяким благоговением, что и сделано. Богородичная икона Ново-Кодацким священником Феодором Фомичем, в присутствия прочих Ново-Кодацких также священников и диаконов, 26 декабря 1770 года, на указанное, Кошевым место поставлена; о чем, равно о привесках и чудесных исцелениях, со исчислением оных, тогда же донесено было и Кошевому.

Впрочем Старо-Кодацкая Духовная «наместния», не смея вовсе умолчать пред своим епархиальным начальством о таковом случае, просила Кош Запорожский, дабы позволено было об оном отрапортовать в Консисторию Киевской митрополии, за небытием еще тогда Консистории Славянской. Марта 2 дня 1771 года, чрез ордер из Коша, последовала на оное резолюция: не представлять.

Разсуждение и запрещение. — Ибо подлинно ли де, писал Кошевый, та икона чудотворная, знать еще не можно; а сего довольно везде есть, яко от всякия иконы, аще [аше] токмо кто с верою от православных приложатся к ней, человеку в болезнях ею исцеление подается.—В 1775 году Июня 4 дня Сечь запорожская, Высочайшею волею Государыни Императрицы упразднена и Кош онаго войска уничтожен. «Наместния Старо-Кодацкая» когда таким образом сделалась совершенно свободною: тогда полную нашла возможность, поправить свой проступок и опущение.
В 17-й день февраля 1776 года, о Богородичной, в Койдаках, чудотворною почитаемой, иконе и донесено в Консисторию Киевской митрополии. Между тем учредилась Славянская и Херсонская епархия, с назначением в оную епархиальным архиереем преосвященнаго Евгения Булгариса, к которому, по сей причине, дело из Консистории Киевской и препровождено на разсуждение.

По предложению преосвященнаго Евгения Славянскаго, Консисториею новое, о икон Богородичной наряжено было изследование. Оное поручение дано Сокольскаго манастыря [монастыря] игумину Иринарху Рудаковскому, с прочими священнослужителями, коим сверх того, предписано было икону, чудотворную именуемую, тогда же поставить на прежнее ея мtсто и молебствия ей петь прекратить. Сие следователями и исполнено, не без опасения.

Когда и кем именно писана первоначально сия икона, от кого и по по какому случаю принесена в церковь. следствием, до подлинности, не открыто. Один только сторожил из кадацках жителей (ктитор) Семен Бардадим пояснил: что лет за сорок, следовательно около 1736 года, помнить он, что та икона стояла в прежней ветхой Ново-Кодацкой Николаевской церкви, в притворе церковном; по выстроении же новой церкви, стояла сперва в разнице церковной, потом в пономарне. А когда некоторыя явления от той иконы последовали, то перенесена
в олтарь, и поставлена за престолом, 1770 года, в киоте сделанном коштом Сечи Запорожской войскового есаула Василия Письмича, для поминовения умершаго у него, из Татар, крестнаго сына. Явлений из чудес описано правда не малое число; но все они поелику не подтвердились неоспоримыми доводами, то изследование об иконе, продолжавшееся не менее двух лет, заключено тем, что преосвященный Евгений, по мнению консистории и на основами указов о таковом предмете, взял ее в архиерейскую свою, при Полтавском Крестовоздвиженском монастыре, ризницу (1): о сем и донес, 1778 года Сентября 2-го дня Святейшему Синоду

Место теперешняго ея нахождения. Из Полтавскаго Крестовоздвиженскаго монастыря, при переходе преосвященных архиереев Славянских в город Екатеринослав, перенесена икона в Екатеринослав и сохраняется в Самарском, архиерейскому дому принадлежащему, монастыре.

Примечание к стр. 57

5) Из статьи архиепископа Гавриила П (Розанова) „Отрывок повествования о Новороссийском крае (1751 по 1786-й год).“

Примечание к стр. 60

(1) Описание иконы. Икона сия мерою, в длину поларшина и три вершка, в ширину поларшина с вершком, на доске деревянной, липовой, склееной; изображена на подобие Ахтырския Богоматери. С правой стороны написан на ней распятый на кресте Спаситель: при распятии же изображен Иерусалимский Соломонов храм и гроб запечатанный: на левой сторон столба обвитый вервиями, копие и трость; на столбе петух вверху, с справой стороны солнце. а с левой луна; страстныя орудия: терновый венец, четы„ре гвоздя, лежащие на кресте; рука, молоток, клещи, розга терновая, кувшин, чаша,
Вложения
Рис. 40 Икона Самарской Божей Матери в церкви бывшаго Самарскаго монастыря.
Рис. 40 Икона Самарской Божей Матери в церкви бывшаго Самарскаго монастыря.
Самарской Божей Матери в церкви бывшаго Самарскаго монастыря.jpg (664.87 КБ) 35054 просмотра
Ответить