[icon-508] Византийская
Добавлено: 16 авг 2021, 01:50
Византийская икона
Может пишу полную чушь, может посмеются «неужели и Саул во пророках», но как предмет для обсуждения и дальнейшей проработки вопроса (в Православной Энциклопедии статья о Византийской иконе происхождение описывается как у Е. Поселянина)
В статье Комашко Натальи Игнатьевны "Афонские чудотворные иконы Богоматери в составе рукописного сборника начала XVIII в. «Солнце Пресветлое»"
Визинская Клеймо 96 с Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Иван Дорофеев, 1722 г. отождествляется с иконой Византийская, что довольно похоже.
Поэтому не утверждаю и не оспариваю Комашко Наталью Игнатьевну, а просто как мнение.
Не может ли быть, что срвременое название Византийская является искаженным от Визинская?
-----------------------------------
Несколько вопросов.
Что такое Византия или Византий - Восточно-Римская империя или город на месте Константинополя. Если имеется ввиду империя то это очень широкое, неконкретное место, если в Византии - Царьграде - Константинополе (есть еще Цареградская 25 апреля 1071 года и Константинопольская в 829 году)
-----
По описаниям Византийская икона явилась 7 апреля 732 года (но в 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон), не удачное время для иконы (хотя иконоборчество было официально закреплено на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима), догмат иконопочитания вновь утвердился в 787 году, при поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара.
Из Рима (Рим уже не Византийская империя) она была перенесена впоследствии в Россию (Когда и куда?)
В 1709 году перед ней молился император Петр Великий после Полтавской битвы (где хранилась при Петре в Москве, в Петербурге, в Малороссии, (перед началом Полтавской битвы Петр I молился о даровании победы перед Каплуновской иконой), и где при Е. Поселянине?)
-----
Когда появляется описание и изображения?
Богоматерь Византийская. Григорий Тепчегорский, 1713—1714 гг. Рукописный сборник «Солнце Пресветлое». Лист 125. НБ МГУ
Богоматерь Визинская (Византийская). Иван Дорофеев, 1722 г. Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Клеймо 96
Православная Энциклопедия https://www.pravenc.ru/text/158420.html
"ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Эту иконографию Н. П. Кондаков рассматривал как результат влияния итал. живописи на греч. иконопись и относил ее появление к XVI в. В рус. иконописи царские регалии - жезл, венец и держава - известны на иконах Богородицы с XVII в. Гравюра с изображением В. и. работы Г. П. Тепчегорского была включена в свод чудотворных икон, составленный в 1715-1716 гг. сторожем московского Благовещенского собора С. Моховиковым. С кон. XVIII в. клеймо с В. и. встречается и на иконах такого состава (напр., «Явленные иконы Богородицы», кон. XVIII - нач. XIX в., Череповецкое музейное объединение)."
------------------------------------
Возможно икона могла явится в г. Визия во Фракии, к северо-востоку от Аркадиополя даже в 732 году, а уже отуда отправлена от иконоборцев в Рим.
В документах упоминается митрополия Визии, а митрополит Визинский.
"Смиренный митрополит Визинский Григорий" (Акты соборов 1654, 1655, 1656 годов https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/s ... 56-godov/2)
(Епископия Визии., подчиненная митрополии Ираклии Фракийской, в составе К-польского Патриархата, впервые упомянута в 431 г)
"под председательством митрополита Визинского Анфима" (вероятно как Викарного) (Календарный вопрос в Поместных Православных Церквах в XX веке. ч.1 https://www.portal-slovo.ru/theology/44611.php)
------
«Православная Энциклопедия».
https://www.pravenc.ru/text/158436.html
ВИЗИЯ
[греч. Βιζύη] (совр. Визе, Турция), г. во Фракии, к северо-востоку от Аркадиополя (совр. Люлебургаз). Известна с античности, входила в состав рим. пров. Европа. C III в. по Р. Х. В. играла важную роль как крепость. В 922 г. была разрушена болг. царем Симеоном (893-927). Вновь была обнесена крепостными стенами и в XIII в. стала военно-стратегическим пунктом Никейской империи. Впервые попала под власть турок в кон. XIV в.; окончательно завоевана в 1453 г.
Епископия В., подчиненная митрополии Ираклии Фракийской, в составе К-польского Патриархата, впервые упомянута в 431 г. В VII-VIII вв. возведена в ранг автокефальной архиепископии (Darrouzès. Notitiae. N 1. P. 205), между 1342 и 1348 гг. стала митрополией (Ibid. N 17. P. 402). В 1682 г. объединена с Мидийской епархией. Упразднена в 1922 г.
В. известна как место смерти в 304 г. святых Севира, Мемнона и с ними 37 мучеников (пам. 20 авг.). В В. находится гробница Антиохийского Патриарха свт. Евстафия, соратника свт. Афанасия Великого в борьбе с арианской ересью. Во время церковной борьбы при имп. Валенте сюда был сослан К-польский Патриарх Евагрий (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 15), а в 656 г.- богослов и философ прп. Максим Исповедник (PG. 90. Col. 159-160). Здесь, в кафедральном соборе Св. Софии, построенном в кон. VIII - нач. IX в., в 903 г. была похоронена св. Мария Новая (или Мария Младшая; пам. греч. 16 февр.) (Mango. Р. 9-13). Собор представляет собой базилику с элементами крестово-купольного здания. Однако тур. ученый С. Эйидже (Eyice. P. 293-297) считает, что св. Мария была похоронена в несохранившейся церкви, на месте к-рой в XIII-XIV вв. был построен совр. собор.
---------------------
Можно предположит, что икона могла явится в г Визия и называлась Визинская, а на Руси неизвестное название прочитали как Византийская и связали с названием Византийской империи.
Остается вопрос где сохранялась икона при Петре Первом, при Е. Поселянине и сейчас.
------------------------------
Еще одно замечание. Есть некая неизвестного происхождения и истории икона Богоматерь Килимская (Килемская)
http://pravicon.com/image-31117
http://pravicon.com/image-31118
http://pravicon.com/image-31119
http://pravicon.com/image-32912
Некоторым образом похожа на икону Византийсую в некоторых исполнениях
Может пишу полную чушь, может посмеются «неужели и Саул во пророках», но как предмет для обсуждения и дальнейшей проработки вопроса (в Православной Энциклопедии статья о Византийской иконе происхождение описывается как у Е. Поселянина)
В статье Комашко Натальи Игнатьевны "Афонские чудотворные иконы Богоматери в составе рукописного сборника начала XVIII в. «Солнце Пресветлое»"
Визинская Клеймо 96 с Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Иван Дорофеев, 1722 г. отождествляется с иконой Византийская, что довольно похоже.
Поэтому не утверждаю и не оспариваю Комашко Наталью Игнатьевну, а просто как мнение.
Не может ли быть, что срвременое название Византийская является искаженным от Визинская?
-----------------------------------
Несколько вопросов.
Что такое Византия или Византий - Восточно-Римская империя или город на месте Константинополя. Если имеется ввиду империя то это очень широкое, неконкретное место, если в Византии - Царьграде - Константинополе (есть еще Цареградская 25 апреля 1071 года и Константинопольская в 829 году)
-----
По описаниям Византийская икона явилась 7 апреля 732 года (но в 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон), не удачное время для иконы (хотя иконоборчество было официально закреплено на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима), догмат иконопочитания вновь утвердился в 787 году, при поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара.
Из Рима (Рим уже не Византийская империя) она была перенесена впоследствии в Россию (Когда и куда?)
В 1709 году перед ней молился император Петр Великий после Полтавской битвы (где хранилась при Петре в Москве, в Петербурге, в Малороссии, (перед началом Полтавской битвы Петр I молился о даровании победы перед Каплуновской иконой), и где при Е. Поселянине?)
-----
Когда появляется описание и изображения?
Богоматерь Византийская. Григорий Тепчегорский, 1713—1714 гг. Рукописный сборник «Солнце Пресветлое». Лист 125. НБ МГУ
Богоматерь Визинская (Византийская). Иван Дорофеев, 1722 г. Рама к иконе Богоматери Владимирской, со сводом чтимых богородичных икон и избранными праздниками. Клеймо 96
Православная Энциклопедия https://www.pravenc.ru/text/158420.html
"ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Эту иконографию Н. П. Кондаков рассматривал как результат влияния итал. живописи на греч. иконопись и относил ее появление к XVI в. В рус. иконописи царские регалии - жезл, венец и держава - известны на иконах Богородицы с XVII в. Гравюра с изображением В. и. работы Г. П. Тепчегорского была включена в свод чудотворных икон, составленный в 1715-1716 гг. сторожем московского Благовещенского собора С. Моховиковым. С кон. XVIII в. клеймо с В. и. встречается и на иконах такого состава (напр., «Явленные иконы Богородицы», кон. XVIII - нач. XIX в., Череповецкое музейное объединение)."
------------------------------------
Возможно икона могла явится в г. Визия во Фракии, к северо-востоку от Аркадиополя даже в 732 году, а уже отуда отправлена от иконоборцев в Рим.
В документах упоминается митрополия Визии, а митрополит Визинский.
"Смиренный митрополит Визинский Григорий" (Акты соборов 1654, 1655, 1656 годов https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/s ... 56-godov/2)
(Епископия Визии., подчиненная митрополии Ираклии Фракийской, в составе К-польского Патриархата, впервые упомянута в 431 г)
"под председательством митрополита Визинского Анфима" (вероятно как Викарного) (Календарный вопрос в Поместных Православных Церквах в XX веке. ч.1 https://www.portal-slovo.ru/theology/44611.php)
------
«Православная Энциклопедия».
https://www.pravenc.ru/text/158436.html
ВИЗИЯ
[греч. Βιζύη] (совр. Визе, Турция), г. во Фракии, к северо-востоку от Аркадиополя (совр. Люлебургаз). Известна с античности, входила в состав рим. пров. Европа. C III в. по Р. Х. В. играла важную роль как крепость. В 922 г. была разрушена болг. царем Симеоном (893-927). Вновь была обнесена крепостными стенами и в XIII в. стала военно-стратегическим пунктом Никейской империи. Впервые попала под власть турок в кон. XIV в.; окончательно завоевана в 1453 г.
Епископия В., подчиненная митрополии Ираклии Фракийской, в составе К-польского Патриархата, впервые упомянута в 431 г. В VII-VIII вв. возведена в ранг автокефальной архиепископии (Darrouzès. Notitiae. N 1. P. 205), между 1342 и 1348 гг. стала митрополией (Ibid. N 17. P. 402). В 1682 г. объединена с Мидийской епархией. Упразднена в 1922 г.
В. известна как место смерти в 304 г. святых Севира, Мемнона и с ними 37 мучеников (пам. 20 авг.). В В. находится гробница Антиохийского Патриарха свт. Евстафия, соратника свт. Афанасия Великого в борьбе с арианской ересью. Во время церковной борьбы при имп. Валенте сюда был сослан К-польский Патриарх Евагрий (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 15), а в 656 г.- богослов и философ прп. Максим Исповедник (PG. 90. Col. 159-160). Здесь, в кафедральном соборе Св. Софии, построенном в кон. VIII - нач. IX в., в 903 г. была похоронена св. Мария Новая (или Мария Младшая; пам. греч. 16 февр.) (Mango. Р. 9-13). Собор представляет собой базилику с элементами крестово-купольного здания. Однако тур. ученый С. Эйидже (Eyice. P. 293-297) считает, что св. Мария была похоронена в несохранившейся церкви, на месте к-рой в XIII-XIV вв. был построен совр. собор.
---------------------
Можно предположит, что икона могла явится в г Визия и называлась Визинская, а на Руси неизвестное название прочитали как Византийская и связали с названием Византийской империи.
Остается вопрос где сохранялась икона при Петре Первом, при Е. Поселянине и сейчас.
------------------------------
Еще одно замечание. Есть некая неизвестного происхождения и истории икона Богоматерь Килимская (Килемская)
http://pravicon.com/image-31117
http://pravicon.com/image-31118
http://pravicon.com/image-31119
http://pravicon.com/image-32912
Некоторым образом похожа на икону Византийсую в некоторых исполнениях