[icon-4178] "Корфская (Керкирская) Утешение (della Consolazione)"

Здесь можно обсудить иконы, которые уже опубликованы на сайте pravicon.com
Ответить
qwerty
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 23:36

[icon-4178] "Корфская (Керкирская) Утешение (della Consolazione)"

Сообщение qwerty »

Изначально было желание разобраться как выглядит настоящая икона Божией Матери «Керкирская», возможность разобратся показалась в списке чудотворных икон, где указан храм и ориентир на икону свт. Николая.

Список по "Россия и Христианский Восток" https://ros-vos.net/palomnik/greece/5/2/ или
"Азбука паломника" https://azbyka.ru/palomnik/index.php?ti ... ldid=82326

ИОНИЧЕСКИЕ ОСТРОВА
Керкира

Храм Свт. Николая:

«Керкирская» икона Божией Матери,
икона свт. Николая.

---------------------------
А в Православной Энциклопедии говорится, что была утрачена в 1944 г. Иконография иконы из Парги (как расказано у Е. Поселянина) неизвестна. А называемая сейчас Керкирской икона находится в монастыреря Пресв. Богородицы Платитеры относится к иконографическому типу Madre della Consolazione (Богоматерь «Утешение»), ориентированному на итал. готику XIV в., и является иконой иконописца свящ. Эммануила Цанеса.

Православная Энциклопедия
https://www.pravenc.ru/text/1684239.html

КЕРКИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(Корфская, Корцирская), чудотворная (празд. 11 февр.). Согласно греческому сказанию, написанному в нач. XVII в., образ Божией Матери прославился в 1603 г. в г. Парга (Греция). Обветшавшую икону хотели поновить. Приглашенный для реставрации художник снял икону с ее «трона», осмотрел и оставил в храме на архиерейской кафедре с намерением продолжить работу на следующий день. Однако утром местные жители услышали доносящиеся из храма громовые раскаты. Поспешив на шум, они увидели, что икона поднялась в воздух и перенеслась на свое прежнее место в храме. В воспоминание об этом чуде каждый год совершали крестный ход с иконой, по его окончании служили молебен. В тексте сказания икона не имеет особого названия. В XIX в. икона находилась уже на о-ве Керкира (Корфу), в пригороде Керкиры Мандуки (ныне в городской черте).

Икона получила название по месту пребывания на о-ве Керкира (Корфу), по крайней мере в рус. традиции как Керкирская икона фигурирует в своде чудотворных образов Е. Поселянина (Поселянин. Богоматерь. С. 159). В греч. источниках отмечается чудо от иконы Божией Матери в Парге, но без упоминания названия образа.

Вероятно, прославившаяся в Парге икона была перевезена в Мандуки в период массового переселения жителей на Керкиру в 1819 г., после того как англичане передали город Али-паше Янинскому. Керкирская икона могла находиться в построенной выходцами из Парги ц. ап. Андрея Первозванного в Мандуки и, вероятно, была утрачена в 1944 г. при разрушении храма во время фашистских бомбардировок.

Иконография иконы из Парги неизвестна. В наст. время в монастыре Пресв. Богородицы Платитеры в Керкире находится икона, разошедшаяся в списках под названием «Керкирская». По мнению П. Вокотопулоса, она является чтимым списком критской иконы кон. XV в. (см: Βοκοτόπουλος. 1990). Однако достаточных оснований связывать этот образ с иконой из Парги нет. Икона из мон-ря Пресв. Богородицы Платитеры относится к иконографическому типу Madre della Consolazione (Богоматерь «Утешение»), ориентированному на итал. готику XIV в. Данный иконографический извод, особенностью к-рого является сфера в левой руке Младенца Христа, известен с кон. XIV - нач. XV в. в работах критских мастеров, воспроизводивших чтимые в Италии изображения Мадонны (напр., икона Николаоса Зафуриса († до 1501), Крит, ок. 1500, ГТГ). Иконография этого типа получила широкое распространение на Керкире со времени прибытия на остров в 1-й пол. XVI в. после захвата Крита турками-османами критских мастеров (напр., список иконы из мон-ря Пресв. Богородицы Платитеры в г. Керкира 1651 г. иконописца свящ. Эммануила Цанеса (реставрирована Ф. Асимакосом в 1969-1970, см.: Βοκοτόπουλος. 1990).

Почитание иконы в данном иконографическом изводе как Керкирской отмечается и в России. Так, современный список (с частицей ризы Пресв. Богородицы), происходящий из мон-ря в Метеорах, находится сегодня в Мещовском во имя вмч. Георгия муж. мон-ре.

----------------------------------------------------

Что можно принять для поиска

икона Божией Матери «Керкирская» - Παναγιάς των Κέρκυρας или Παναγία Κέρκυρας

Храм Свт. Николая - ΙΕΡΟΣ ΝΑΟΣ Αγίου Νικολάου или со словом церковь εκκλησία του Αγίου Νικολάου

Указание на Храм Свт. Николая в "Греция (святыни)" подразумевает ее наличие и может быть в фотозаписях туристов, только в каком храме в самом городе или в других частях острова.

------------------------------
Монасты́рь Пресвято́й Богоро́дицы Платите́ра (Ιερά Μονή Πλατυτέρας)

-----------------------------
В итоге решил, что икону принятую у нас называть "Керкирская" следует отделить от иконы упомянутой Е. Поселянином, добавив к названию перевод с итальянского названия данного типа икон "Утешение", а Корфская (Керкирская) сохранить как дань уже имеющейся у нас традиции (кто и когда установил такое название?).

==========================================================
На островове Керкира много храмов посвященных св. Николаю, в самом городе как минимум три.
Но с известной чудотворной иконой (с частицей мощей) Εκκλησία Άγιος Νικόλαος Των Γερόντων - Ekklisia Agios Nikolaos Ton Geronton - Церковь святого Николая Старейшая (или Старейшин).

https://www.google.com/maps/place/%CE%9 ... 4954?hl=el

Церковь располагается не далеко от Храма св. Спиридона (где хранятся мощи) и относится к району Мантуки или «Кампьело», из описаний никто не упоминают икону Божией Матери «Керкирская».

Греческие источники и очень редко русскоязычные говорят о находящейся в церкви иконы Панагии Киропулы (Παναγίας της Κυροπούλας) перенесенной из разрушенного храма Панагии Киропулы при этом никто не говорит как выглядит и где в храме располагается. По найденным фото видна икона типа "Одигитрия" в местном ряду иконостаса, еще одна икона типа "Одигитрия" находится в специальном киоте на северной стене около иконостаса (напротив чудотворной иконы св. Николая, что на южной стене), эта икона имеет металлические накладки на руках и ножках (как принято у греков), куда прикладываются молящиеся. Являются ли одна из этих икон Панагии Киропулы (Παναγίας της Κυροπούλας) не знаю, указаний не нашел.

Интересно, что в греческом календаре празднование перенесения мощей святителя Николая из Мир в Бар-град совершается 20 мая нового стиля, не 9 мая как по старому стилю и не 22 мая как сегодня приходится на новый стиль в Русской церкви.

(Согласно синаксарической традиции, святая реликвия отошла 1 апреля 1087 года нашей эры. и прибыл в Бари 20 мая. см. https://www.timesnews.gr/20-ma-oy-giortazoyn/)

================================
corfugid
https://www.corfugid.ru/home/28-hramy-k ... -ugod.html

Храм Святителя Николая Угодника

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ГЕРОНДОН И АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Церковь Святого Николая Герондон находится в старой части города Керкира, в районе, который с периода венецианского правления называется Камбиело, между улицами Святого Николая и Софоклии Душмани. Название Герондон, в буквальном переводе Старейшин, по всей вероятности связано с тем, что церковь являлась наиболее старой по отношению к другим, расположенным поблизости и носящим имя Святого Николая, церквям. На данный момент единственный действующий храм в честь святителя Николая. Существует так же предположение, но ничем необоснованное, что Старейшины основали церковь для собраний по решению небольших общественных дел.

Церковь выстроена в начале 14-го века, в то время как завершенный вид она приняла в 17-м веке, когда был построен резной каменный иконостас, алтарь и «монастырь» Святого Николая (вырезанный из камня жертвенник), в стиле барокко.

Во время венецианского правления на острове церковь была резиденцией Первосвященников. В 1575 году из церкви Святого Лазаря, были доставлены мощи Святой Феодоры, которые и хранились в церкви Святого Николая до 1725 года. Отсюда и произошла традиция отмечать именины Святого Лазаря вторым праздником церкви, что и оставалось традицией до 1958 года, когда высшим указом в церковь перенесен праздник Архангела из разрушенной немецкими бомбардировками 14 сентября 1943 года церкви Архангела, во время которых пострадало много зданий и памятников города Керкира.

Иконы церкви замечательные, а самые лучшие из них – на иконостасе - кисти великого Критского иконописца Эммануила Тзанеса. Кисти того же иконописца принадлежит икона Господа Иисуса Христа настоящего размера. Существуют иконы и других знаменитых иконописцев послевизантийского периода, две иконы итальянской школы письма, так же икона Пресвятой Богородицы Киропулас, которая находилась ранее в близлежащей одноименной церкви и была частью прихода церкви Святого Николая.

Икона Святого Николая, размерами 1.19х1.70, съемная, написанная на дереве, относится к послевизантийскому периоду. Икона украшена серебряным окладом и изображает лик Святого Николая, по правую руку которого изображен Христос, держащий Святое Евангелие, а по левую руку Пресвятая Богородица, держащая образ.

Икона Святого Николая
https://corfugid.ru/images/ads_img/ads/237b.jpg

===============================
Facebook
Ιερός Ναός Αγ. Νικολάου Γερόντων (Святая церковь св. Николау Геронтон)

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО НИКОЛАОСА СТАРЕЙШИНА И архангела МИХАИЛА (ΙΕΡΟΣ ΝΑΟΣ ΑΓΙΟΥ ΝΙΚΟΛΑΟΥ ΓΕΡΟΝΤΩΝ & ΤΑΞΙΑΡΧΟΥ ΜΙΧΑΗΛ) Церковь Святого Николая Геронтона, Сан-Николо-деи-Векки (San Nicolo dei Vecchi), расположена в старом городе Корфу, в районе, который со времен венецианцев называется «Кампьело» («Καμπιέλο»). Название «Старейшины» (« των Γερόντων»), вероятно, происходит от его древности по сравнению с другими храмами, названными в честь Агиос Николаоса, которые были расположены в соседнем районе, из которых сохранился только один. Есть, конечно, версия, что Старейшина встречался в Храме для рассмотрения мелких дел общины. Церковь является зданием начала 14 века, а ее окончательный вид приобрел в 17 веке.

...а в 1575 году святая реликвия (мощи) святой Феодоры Августа была перенесена в церковь из церкви святого Лазаря, которая находилась раньше и оставалась до 1725 года.

В Святом Храме Агиос Николаос Старших хранится самый большой кусок Святого Дерева, существующий на Корфу, часть реликвии Агиос Николаос, Агиос Лазарос и другие части святых реликвий. Иконы Храма примечательны, самые важные из которых принадлежат Храму, принадлежащему великому критскому агиографу Эмм Цане. Равно как и тот же агиограф хранится Распятым в натуральную величину. Есть также иконы других великих агиографов поствизантийского периода, две иконы итальянского искусства, а также икона Панагии Киропулы (Παναγίας της Κυροπούλας), которая ранее находилась в соседней одноименной церкви и была частью Агиос Николаоса.

Икона «Святой Николай» (диам. 1,19 X 1,70) переносная, вырезана из дерева и восходит к поствизантийскому периоду. Он покрыт серебряной крышкой «рубашка» и представляет Святого Николая в бюсте, где справа Христос держит Святое Евангелие, а слева Дева держит омофон. Сегодня Храм полностью отреставрирован и в нем ведется полноценная богослужебная и литургическая жизнь.

то же самое https://www.kapodistrias.info/arthra/ie ... n-geronton

================================

ΙΕΡΟΣ ΝΑΟΣ ΑΓΙΟΥ ΝΙΚΟΛΑΟΥ ΓΕΡΟΝΤΩΝ - ΚΕΡΚΥΡΑ
https://kampielo.blogspot.com/2014/12/blog-post_92.html

вид на иконостас и икону св. Николая
https://3.bp.blogspot.com/-dEGcRF7YNII/ ... SC0536.jpg

---------------------------------------------
https://kampielo.blogspot.com/2018/01/blog-post.html

вид на иконостас и две иконы Одигитрии
https://1.bp.blogspot.com/-blOJcuTpYTw/ ... 193604.jpg

==========================================
https://www.pentapostagma.gr/ekklisia/6 ... na-timisei

икона св. николая
https://www.pentapostagma.gr/sites/defa ... E%A3-1.jpg

=================================================
Facebook
Ιερός Ναός Αγ. Νικολάου Γερόντων
https://el-gr.facebook.com/%CE%99%CE%B5 ... 848498186/

https://el-gr.facebook.com/photo.php?fb ... =3&theater

https://www.facebook.com/photo?fbid=257 ... 3247238011

Одигитрия в иконостасе
https://scontent.fhel4-1.fna.fbcdn.net/ ... e=609A9B4D

вид на другую икону Одигитрии
https://www.facebook.com/photo?fbid=197 ... 3247238011

https://scontent.fhel4-1.fna.fbcdn.net/ ... e=60AB1322
=====================================
В итоге, в храме св. Николая с чудотворной иконой св. Николая, иконы с наименованием Керкирская нет, где-то в храме находится икона Панагии Киропулы (Παναγίας της Κυροπούλας), точное положение и иконографию найти не удалось, ни где не показано изображения с подписью что это Панагии Киропулы (Παναγίας της Κυροπούλας).

--------------------------------------------------
Получается составитель списка "гражданин, соврамши!"
Вложения
Икона Одигитрии в иконостасе
Икона Одигитрии в иконостасе
78191322_2572996159485267_395802986040786944_n.jpg (98.06 КБ) 692 просмотра
вид на иконостас  и иконы Одигитрии
вид на иконостас и иконы Одигитрии
IMG_20180103_193604.jpg (287.11 КБ) 692 просмотра
Вид на иконостас и икону св. Николая
Вид на иконостас и икону св. Николая
_DSC0536.jpg (181.39 КБ) 692 просмотра
Чудотворная икона св. Николая
Чудотворная икона св. Николая
237b.jpg (58.63 КБ) 692 просмотра
qwerty
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 23:36

Re: [icon-4178] "Корфская (Керкирская) Утешение (della Consolazione)"

Сообщение qwerty »

Другое предположительное место для иконы "Керкирская"
----------------------------------------
Православная Энциклопедия
https://www.pravenc.ru/text/1684239.html

КЕРКИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(Корфская, Корцирская), чудотворная (празд. 11 февр.). Согласно греческому сказанию, написанному в нач. XVII в.,

В наст. время в монастыре Пресв. Богородицы Платитеры в Керкире находится икона, разошедшаяся в списках под названием «Керкирская». По мнению П. Вокотопулоса, она является чтимым списком критской иконы кон. XV в. (см: Βοκοτόπουλος. 1990). Однако достаточных оснований связывать этот образ с иконой из Парги нет. Икона из мон-ря Пресв. Богородицы Платитеры относится к иконографическому типу Madre della Consolazione (Богоматерь «Утешение»), ориентированному на итал. готику XIV в. Данный иконографический извод, особенностью к-рого является сфера в левой руке Младенца Христа, известен с кон. XIV - нач. XV в. в работах критских мастеров, воспроизводивших чтимые в Италии изображения Мадонны (напр., икона Николаоса Зафуриса († до 1501), Крит, ок. 1500, ГТГ). Иконография этого типа получила широкое распространение на Керкире со времени прибытия на остров в 1-й пол. XVI в. после захвата Крита турками-османами критских мастеров (напр., список иконы из мон-ря Пресв. Богородицы Платитеры в г. Керкира 1651 г. иконописца свящ. Эммануила Цанеса (реставрирована Ф. Асимакосом в 1969-1970, см.: Βοκοτόπουλος. 1990).

Почитание иконы в данном иконографическом изводе как Керкирской отмечается и в России. Так, современный список (с частицей ризы Пресв. Богородицы), происходящий из мон-ря в Метеорах, находится сегодня в Мещовском во имя вмч. Георгия муж. мон-ре.


====================================
Материал из Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0 ... %80%D0%B0)

Монастырь Пресвятой Богородицы Платитера (Керкира)

Монасты́рь Пресвято́й Богоро́дицы Платите́ра (греч. Ιερά Μονή Πλατυτέρας) — православный мужской монастырь Керкирской митрополии.

Престольный праздник 15 августа (по новому стилю) — Успение Пресвятой Богородицы.

Монастырь находится в Новом городе Керкиры, недалеко от площади Сан-Рокко (Сароко), на улице Юлия Андреади (греч. Ιουλίας Ανδρεάδη).

Своё название монастырь получил по одному из имен, которыми православная гимнология обращается к Богородице. Так в литургии Василия Великого Пресвятой Богородице дается эпитет «Ширшая небес», которым описывается сложный богословский образ Рождества второго Лица Троицы от земной женщины.

По-гречески «Ширшая небес» звучит как «Платите́ра тон урано́н» («Πλατυτέρα των ουρανών»). По первому слову этого эпитета и получил своё имя монастырь. Это же имя обычно дается и определенному типу образа Пресвятой Богородицы в греческой иконографии, известному на Руси как «Знамение». Однако в монастыре, насколько известно, нет особо чтимой иконы подобного типа. Приходится делать вывод, что это имя монастырь получил произвольно, благодаря посвящению главного престола в честь одного из богородичных праздников — Успения.

В первой половине XVIII века с острова Левкада на Корфу прибыли два брата Сиропулосы, иеромонахи, которые дали обет Божией Матери построить в её честь обитель. Одного из братьев звали в монашестве Хрисанф, он и считается основателем монастыря. В это время столица острова Керкира бурно развивалась, и заложенный изначально на окраине в 1741 году монастырь оказался впоследствии в черте города.

Сохранилось предание (подкрепленное иконографическими изображениями) о чуде с молодым Иоанном Каподистрием в 1792 году, после которого жертвенное участие в делах монастыря его отца графа Антониоса Каподистрии стало еще более усердным. Иоанн отправился на конную прогулку, близ монастыря лошадь понесла, сбросила с себя и поволокла его за собой по булыжной мостовой. В это время, как повествует предание, один из монахов монастыря, совершавший молитвенное правило, прозрел духовным оком о несчастье, выбежал из монастыря на дорогу и сумел остановить коня.

В 1797 году, когда Ионические острова были захвачены французской армией, монастырь встал на защиту острова. В 1798 году французское командование, боявшееся заключения союза России и Турции, издало приказ о принудительном разоружении жителей острова. Жители пригорода Керкиры Мандукио отказались отдавать оружие захватчикам и укрылись в стенах монастыря. Французы ворвались в обитель, схватили преемника Хрисанфа игумена Никодима и всех монахов, а монастырь сожгли. Пожар, уничтоживший совсем монастырь, пожалел местную особо чтимую икону Божией Матери, называемой Гликофилуса (Умиление).

После ухода французской армии с острова монастырь снова стал отстраиваться и был возобновлён к 1800 году. В возрождении монастырской жизни участвовал своими пожертвованиями граф Иоанн Антонович Каподистрия, первый правитель независимой Греции. Был отстроен новый кафоликон (собор), в котором был установлен великолепный резной деревянный иконостас. На южной стене возле алтаря была помещена икона Гликофилусы и к ней граф Иоанн Каподистрия преподнес в дар богато украшенный оклад, сделанный русскими мастерами.

У четвертого настоятеля монастыря иеромонаха Симеона имел духовное окормление первый правитель Греции Иоанн Каподистрия. После своего отъезда в Россию в 1808 году Иоанн продолжал поддерживать связь с монастырем. Вернувшись, он привез из Москвы дар: замечательный по исполнению и богатству материала оклад для иконы Гликофилусы и две большие русские иконы Архангелов.

Иеромонах Хрисанф составил завещание, по которому братия обеих обителей (монастыря и его подворья) должны были придерживаться очень строго устава. Монахам было запрещено есть мясо. В течение двухсот лет в монастырь, по предписанию Хрисанфа, был запрещён вход женщинам. Этот последний запрет был нарушен во время Второй мировой войны, когда из-за бомбежек фашистской авиации в монастыре стали укрываться жители Корфу.

Библиотека и иконотека монастыря

В сокровищницах монастыря хранятся иконы, главным образом относящиеся к поствизантийскому периоду. К ним относятся: ....... Божия Матерь «Врефократуса» Эммануила Тзане,

----------
Эммануил Цанес[1] Буниалис[2] (греч. Εμμανουήλ Τζάνες, 1637, Ретимно — 20 марта 1694, Венеция) — греческий художник эпохи Возрождения, иконописец, иерей (1683)

==================================
Ιερά Μητρόπολη Κερκύρας (Святая епархия Корфу)
https://imcorfu.gr/ekklisies-mones/iera ... latyteras/

Ἱερά Μονή Ὑπεραγίας Θεοτόκου Πλατυτέρας (Святой монастырь Пресвятой Богородицы Платитера)

Священный монастырь Платитера был основан монахом Хрисантосом Сиропулосом, который приехал из Лефкады и приехал на Корфу со своим братом, также монахом, чтобы основать монастырь, посвященный Богу. Тихий район среди оливковых рощ и виноградников сегодня, с расширением города, расположен в центральной части Корфу.

Первая церковь была основана в ноябре 1743 года и была посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Тогда же была установлена ​​вторая святыня, посвященная святым мученикам Хрисанфу и Дарии. Работы по возведению комплекса были завершены в 1746 году. Затем начались работы по созданию доли монастыря в деревне Европоли, посвященной Благовещению Девы Марии.

Икона-основание Панагии Гликофилы (Παναγίας τῆς Γλυκοφιλούσας) была спасена от полного уничтожения, почти нетронутая. После отъезда французов начались работы по восстановлению монастыря, которые были завершены в 1800 году.

На южной стене рядом с иконостасом была устроена святыня, где в золотом покрытии с бриллиантовой короной и другими драгоценными камнями была помещена икона Гликофилуса (εἰκόνα τῆς Γλυκο­φιλούσας), произведение русского искусства,

Иоаннис Каподистрия был связан с монахом Симеоном, четвертым настоятелем, которому он исповедался и с которым консультировались по всем духовным вопросам, отношения, которые продолжились, когда Иоанн уехал в Россию в 1808 году. Он подарил монастырю, среди прочего, тщательно продуманную оболочку учредительной иконы Гликофилуса, а также две большие иконы Архангелов Михаила и Гавриила, произведенные Московским политехническим институтом.

икона Гликофилуса
https://imcorfu.gr/wp-content/uploads/2 ... F%82-6.jpg

==============================================
Святой монастырь Пресвятой Богородицы Платитера на карте

https://www.google.com/maps/place/%CE%9 ... 0407?hl=el

===========================================
Μοναστήρια της Ελλάδος (Монастыри Греции)
https://www.monastiria.gr/iera-moni-pla ... -kerkyras/

ΙΕΡΑ ΜΟΝΗ ΠΑΝΑΓΙΑΣ ΠΛΑΤΥΤΕΡΑΣ ΚΕΡΚΥΡΑΣ (СВЯТОЙ МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ БОЛЬШОЙ КОРФУ)

икона Гликофилуса
https://www.monastiria.gr/wp/wp-content ... tytera.jpg

http://www.ecclesia.gr/greek/dioceses/c ... ERA2th.jpg

====================================
Γραφείο Τύπου ΕΡΤ (Пресс-служба ERT )

ΕΡΤ2 – ΦΩΤΕΙΝΑ ΜΟΝΟΠΑΤΙΑ «Τα μοναστήρια της Κέρκυρας» 15.12.2019 (ERT2 - ОСВЕЩЕНИЕ "Монастыри Корфу" 15.12.2019)

Монастырь, который связал свой путь с историей острова, - это Святой Монастырь Платитера. Он был основан монахом Хризантосом Сиропулосом.

икона Гликофилуса
https://press.ert.gr/wp-content/uploads ... 24x576.jpg

======================
Почитаемой иконой монастыря является икона Гликофилуса, отличная принятой у нас иконы Керкирская.

Икона распространившаяся у нас как Керкирская сохраняется как произведение иконописи в иконотеке и известна как Божия Матерь «Врефократуса» Эммануила Тзане (Παναγία Βρεφοκρατούσα Εμμανουήλ Τζάνε (1651)).

============================
Аскания Православная
http://vip.ap-hram.org/novosti/1516-osv ... -korfskaja

Освящение иконы Божией Матери «Корфская»

14 декабря, пребывая в паломнической поездке по Греции, наш настоятель отец Иоанн освятил икону Божией Матери «Корфская», написанную для нашего храма, в монастыре Пресвятой Богородицы «Касопитра» на острове Корфу. Икона была приложена до оригинала, находящегося в монастыре Пресвятой Богородицы «Платитера» в г. Керкира, и пронесена по святым местам Греции, которые батюшка посетил в этой паломнической поездке.

икона вероятно в иконотеке монастыря Платитера
http://vip.ap-hram.org/images/stories/n ... g-2998.jpg

икона вероятно в монастыре Палеокастрица
http://vip.ap-hram.org/images/stories/n ... g-2895.jpg

------------------------------------
То есть Спаситель сидит на подушке полагаемой на правом колене Божией Матери, в левой руке держава, правая поднята вверх и отставлена в сторону, правая рука Богородицы поддерживает Сына за грудь, левая Ее рука поддерживает подушку, над головой Богородицы изображены ангелы. Можно зачетить отличия от иконы в Свято-Георгиевский (Мещовский мужской) монастырь (г. Мещовск Калужская обл.) списка из монастыря в Метеорах (Греция) см. http://pravicon.com/image-31242, (правая рука Христа перед грудью, обе руки Богородицы опущены вниз).
===========================

Другая икона Божия Матерь «Врефократуса» Эммануила Тзане (более почитаемая чем монастыря Платитера) известна как
Панагия Ламбовитисская (Παναγία της Λαμποβίτισσας) отличается тем что Богоматерь изображается сидящей на троне, а в руке Спасителя развернутый свиток.

altercorfu
https://www.altercorfu.com/el/2014-08-1 ... kerkyraion

Η Παναγία των Κερκυραίων: Μονές και ναοί αφιερωμένοι στην Θεοτόκο, σε όλο το νησί (Богородица Корфу: монастыри и храмы, посвященные Деве Марии, по всему острову.)

Панагия Ламбовитисская (Παναγία της Λαμποβίτισσας). В Марафиасе (Μαραθιά) находится небольшая церковь Панагия Ламбовитисса, которая ежегодно празднуется ради нее на маленькой площади деревни 8 сентября. Посвященный Деве Ламбовитиссе, это также хорошо известная агиография. Дева Мария в золотой короне, восседающая на мраморном троне, держит Христово благословение. Слева от трона художник Эммануэль Цанес (Εμμανουήλ Τζάνες) подписывает свою работу. На фигуру Девы повлияли итальянские изображения Девы в образе Мадре делла Консолазионе (Madre della Consolazione), но Эммануэлю Тзане удается создать исключительную оригинальную композицию. Имя Панагии «Кирия и Ламбовитисса» (Παναγίας «Κυρία η Λαμποβίτισσα») относится к монастырю Ламбовитисса на Корфу, острове, откуда происходит икона.

=================================
ΣΕΛΙΔΑ ΕΚΘΕΜΑΤΟΣ | Βυζαντινό και Χριστιανικό Μουσείο (СТРАНИЦА ВЫСТАВКИ Византийский и христианский музей)
https://www.ebyzantinemuseum.gr/?i=bxm. ... bit&id=139

Θεοτόκος «Η Κυρία η Λαμποβίτισσα» (Богородица "Дама (Госпожа) Ламбовитисса")

Дева Мария в золотой короне, восседающая на мраморном троне, держит Христово благословение. Слева от трона художник Эммануэль Цанес подписывает свою работу. На фигуру Девы Марии повлияли итальянские изображения Девы Марии в типе Madre della Consolazione, но Эммануэлю Джейнсу удается создать исключительную оригинальную композицию. Имя Панагии «Кирия и Ламбовитисса» относится к монастырю Ламбовитисса на Корфу, острове, откуда происходит икона.

http://www.psfiles.gr/photos/32523_425_1080_2000.jpg

Замечание. Похожая икона почитается в храме Панагии Кассопитры в Арте (Παναγίας της Κασσωπίτρας στην Άρτα) (см. https://oikohouse.wordpress.com/2020/05 ... -%cf%83-2/ "Образ Кассопитры Арты считается чудотворным. Беженцы также прибегали к нему после катастрофы в Малой Азии, чтобы указать, где находятся их потерянные родственники. Он выполнен в крипто-ионическом стиле и изображает Богородицу на троне в образе правого, держащего младенца Христа на подушке. Христос благословляет своей правой рукой, а левой он несет сферу (которая символизирует землю, следовательно Вседержителя). Два ангела, сидящие на облаках, держат ленту над головой Девы Марии с неразличимой надписью, напоминающей аналогичные изображения Корфу и Кефалонии, известные как «Сладость ангелов» («ο Γλυκασμός των Αγγέλων».). Икона Богородицы была перенесена в церковь Святого Иоанна Богослова и оставалась там до 1920 года. Затем благочестивые христиане перестроили Кассопитру и перенесли ее икону в новую церковь. см. https://fdathanasiou.files.wordpress.co ... b1-001.jpg)

=================================
Деревня Марафиас (Μαραθίας, Marathias) на карте

https://www.google.com/maps/place/%CE%9 ... 9328?hl=el

===================================
Ниже справочно даны ссылки на похожие изображения.

===============================
в монастыре Палеокастрица
https://otzovik.com/review_1310488.html

https://i.otzovik.com/2014/09/12/131048 ... 653262.jpg

============================
Η Συνθήκη των τεχνών (Договор об искусстве)
https://trattatodellapittura.blogspot.c ... -post.html

Το σημαντικό έργο του ζωγράφου Εμμανουήλ Τζάνε (Важная работа художника Эммануила Тзане)

Эммануэль Цанес был ученым, лириком и автором священных богослужений, священником и художником, который родился в Ретимно около 1610 года. В свое время он был очень знаменит, о чем свидетельствует его большая продуктивность. Вместе с Теодоросом Пулакисом он считается одним из самых выдающихся художников последнего периода критской школы. Эммануэль Цанес принадлежал к известной дворянской семье из Ретимно и имел чрезвычайно замечательное образование. Он был женат, но, так как умер очень рано, не успел оставить потомство.

После оккупации Ретимно турками (1646 г.) он покинул родину и перебрался на остров Корфу.

С завидным мастерством он владеет иностранным художественным языком - ионическим барокко. На него оказало решающее влияние западное искусство, его работы отличает каллиграфическая точность исполнения и очевидная любовь к передаче деталей. Типичным знакомым Джейн была также дотошная деталь мантии.

Самый большой известный набор его подписанных работ был сохранен на Корфу. Многие из них восходят к его поселению в Венеции. Его связи с Корфу продолжались даже после его отъезда с острова, о чем свидетельствует икона Святой Феодоры, которая сейчас находится в Византийском музее Афин.

На Корфу сохранилась одна из его лучших икон - возведенная на престол Дева Мария в образе итальянского искусства в знаменитом Мадре делла Консолазионе (Madre della Consolazione).

Эммануэль Цанес считается важнейшим критским агиографом и основателем новых типов икон, предметов и архитектуры второй половины 17 века. Он умер в Венеции в 1690 году, оставив в греческой области и особенно на острове Корфу богатую и замечательную работу, важную для византийской истории и первых шагов западного влияния.

Богородица Врефократуза, Эммануэль Цанес
https://1.bp.blogspot.com/-sCvqQY5sa18/ ... 00/016.jpg

Богородица Ламбовитисса, Эммануэль Цанес
https://4.bp.blogspot.com/-rhuKtDkWrG8/ ... _13230.jpg

========================================
Αρχοντία Καρακώστα Αγιογραφίες (Жития Archontia Karakosta)
https://arhontia.com/2021/02/04/%ce%b5% ... solazione/

Εικόνα: Madre della Consolazione (Изображение: Madre della Consolazione)

Дева Мария, Мать утешения (Παναγία, Η Μητέρα της Παρηγορίας). Иконографический тип, сложившийся в критских мастерских в 15 и 16 веках, с главным оратором великого художника Николаоса Цафуриса. Характерными для показа являются одежда Девы Марии с прозрачным носовым платком вестерн, а также западная маффори с золотой пряжкой. Христос, одетый в тунику с короткими рукавами и прозрачную рубашку сквозь оранжевую одежду, обычно позолоченную, держит в левой руке сферу, характерную для западной иконографии.

Он обычно изображается на бюсте, но также и на троне, правша (в нескольких экземплярах я нашел ее левшой), с маленьким Христом, обращенным к Матери, но также в позе «contaposto», то есть смотрящей в обратном направлении.

Эта итало-критская икона считалась творением венецианской мастерской, оказавшей влияние на критские мастерские 15 века. Не будем забывать, что в то время Крит был оккупирован венецианцами, и это влияние было естественной эволюцией.

Рука Девы Марии на колене Христа относится к палеонтологическому иконографическому типу Младенца, хотя, как уже упоминалось, он несет элементы византийской иконографии Одигитрии.

Название иконы «Madre della Consolazione», что с греческого переводится как «Мать утешения» («Μήτηρ της Παρηγορίας») или «Сказка» («Παραμυθίας» - Отрада, Утешение), семантически связано с византийскими именами Богородицы «Утешение» («Παρηγορήτισσα»), «Сказка» («Παραμυθία»), «Павсолипия» («Παυσολύπη»), «Художник» («Πονολύτρια»).

(Цитаты) взяты из прекрасной книги Хрисанти Балтожанни, «Богородица», где он представляет обширное исследование иконографии Девы Марии,



https://arhontia.files.wordpress.com/20 ... =400&h=565


Богоматерь Ламбовитисса, Эмм. Цане, 17 век, Византийский музей
https://arhontia.files.wordpress.com/20 ... bdcf8c.jpg

===========================
kefaloniapress
https://www.kefaloniapress.gr/topika/ar ... gostolioy/

ΚΟΡΓΙΑΛΕΝΕΙΟ ΙΣΤΟΡΙΚΟ ΚΑΙ ΛΑΟΓΡΑΦΙΚΟ ΜΟΥΣΕΙΟ ΑΡΓΟΣΤΟΛΙΟΥ (КОРГИАЛЕНИО ИСТОРИКО-Фольклорный МУЗЕЙ АРГОСТОЛИ)

Эммануил Цанес (Εμμανουήλ Τζάνε), Панагия Врефократуза "Белая земля фривингового хлеба" (Παναγία Βρεφοκρατούσα «Η άσπορος γη του Ζωοφόρου Άρτου»,), 1647, 64,5x53 см. Работа с подписью и датой, концессия на хранение и выставка Марии Томас-Кулумпи.

https://www.kefaloniapress.gr/wp-conten ... %CE%91.gif
===============================
newsbreak
https://www.newsbreak.gr/ellada/182399/ ... -epeteios/

Η θρυλική Παναγία Επιβλέπουσα επέστρεψε στη Θράκη, με αφορμή την Επέτειο του ’21! (Легендарная Панагия Супервайзер вернулась во Фракию по случаю годовщины 21 года!)

Тысячи фракийцев по всему миру были тронуты возвращением на место святой иконы Панагии Надзирателя (Παναγίας Επιβλέπουσας)!

Члены Мемориального комитета 1821-2021 несколько месяцев назад обнаружили историческую религиозную реликвию в галерее за границей и немедленно мобилизовали средства на репатриацию этой очень редкой иконы Девы Марии, прежде чем она была выставлена ​​на аукцион и попала в неизвестные руки.

Сторонники комитета приложили максимум усилий и очень скоро смогли выполнить свою миссию и посеять радость и надежду во Фракии. Информация, которая существует о священном образе, минимальна, однако его ценность неоценима, поскольку это было проклятие филелленских купцов Восточной Фракии во время революции 1821 года.

В конце концов, из-за уникальности своего названия, поскольку нет другого изображения с таким же адресом, он, вероятно, занял видное место в культовой жизни православных жителей этого района в результате какого-то замечательного события. Фактически, согласно минимальным сохранившимся сведениям, им восхищались все жители обширного региона Фракии, независимо от национальности или вероисповедания.

Этот образ и многие другие ценные реликвии были найдены в руках болгар, которые их присвоили.

Панагии Надзирателя (Παναγίας Επιβλέπουσας)!
https://www.newsbreak.gr/wp-content/upl ... epousa.jpg

=======================
Материал из Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0 ... 0%B8%D0%BB

Эммануил Цанес Буниалис (греч. Εμμανουήλ Τζάνες, 1637, Ретимно — 20 марта 1694, Венеция) — греческий художник эпохи Возрождения, иконописец, иерей (1683).

=============================
Когда "отливали колокола", кто первым запустил название Керкирская для Madre della Consolazione (Богоматерь «Утешение»), ориентированному на итал. готику XIV в., какие основания. Видно, что под названием Керкирская у нас как минимум два списка в Аскании (из монастыря Платитера) и в Мещовском во имя вмч. Георгия мужском монастыре (список из Метеорских монастырей) отличных по иконографии.

В самой Греции иконы таких типов довольно распространены (в интернет магазинах под именем Παναγία Κέρκυρα изображается типа монастыря Платитера, хотя на самих иконах не подписывают Κέρκυρα, правда видел одну но как Госпожа Ангелов (Κυρία των Αγγέλων)).

Только некоторые образы имеют собственное наименование «Η Κυρία η Λαμποβίτισσα» (Богородица Ламбовитисса), Панагии Кассопитры в Арте (Παναγίας της Κασσωπίτρας στην Άρτα), Панагии Надзирателя (Παναγίας Επιβλέπουσας).

Может стоить отделить этот тип икон от Керкирской Е. Поселянина создать отдельный раздел допустим "Корфская (Керкирская) Утешение (Consolazione)" где помещались бы не современные творения греческой полиграфии, а исторические иконы привязаные к месту нахождения, например уже упомянутая икона в Мещовском во имя вмч. Георгия мужском монастыре (хотя и новая, на которой кстати, нет надписи Керкирская).
Вложения
Гликофилуса чудотворная икона монастыря Богородицы Платитеры в Керкире
Гликофилуса чудотворная икона монастыря Богородицы Платитеры в Керкире
I.M.-platiteras-4-ikonisma-panagias-1024x576.jpg (128.61 КБ) 691 просмотр
отец Иоанн с иконой Божией Матери «Корфская», написанную в монастыре Пресвятой Богородицы «Касопитра» на острове Корфу. Икона была приложена до оригинала, находящегося в монастыре Пресвятой Богородицы «Платитера» в г. Керкира, и пронесена по святым местам Греци
отец Иоанн с иконой Божией Матери «Корфская», написанную в монастыре Пресвятой Богородицы «Касопитра» на острове Корфу. Икона была приложена до оригинала, находящегося в монастыре Пресвятой Богородицы «Платитера» в г. Керкира, и пронесена по святым местам Греци
img-2998.jpg (47.94 КБ) 691 просмотр
вероятно в монастыре Палеокастрица отец Иоанн с иконой Божией Матери «Корфская», написанную в монастыре Пресвятой Богородицы «Касопитра» на острове Корфу. Икона была приложена до оригинала, находящегося в монастыре Пресвятой Богородицы «Платитера» в г. Керкира, и пронесена по святым местам Греци
вероятно в монастыре Палеокастрица отец Иоанн с иконой Божией Матери «Корфская», написанную в монастыре Пресвятой Богородицы «Касопитра» на острове Корфу. Икона была приложена до оригинала, находящегося в монастыре Пресвятой Богородицы «Платитера» в г. Керкира, и пронесена по святым местам Греци
img-2895.jpg (67.77 КБ) 691 просмотр
Богородица Врефократуза, Эммануэль Цанес
Богородица Врефократуза, Эммануэль Цанес
016.jpg (549.79 КБ) 691 просмотр
Богоматерь Ламбовитисса, Эмм. Цане, 17 век,
Богоматерь Ламбовитисса, Эмм. Цане, 17 век,
b_2299_13230.jpg (120.15 КБ) 691 просмотр
В Панагии Кассопитры в Арте
В Панагии Кассопитры в Арте
cebaceb1cf83cf83cf89cf80ceb9cf84cf81ceb1-001.jpg (228.16 КБ) 691 просмотр
Ответить