Кажется, попапалась инфа объясняющая название Оконская.
«Благовест-Инфо»
Грузия: в Гори отметили церковный праздник «Оконоба» в честь средневековой иконы. 11.04.2018 10:17
http://www.blagovest-info.ru/index.php? ... 3&id=77626
"Тбилиси, 11 апреля. В городе Гори во вторник пасхальной Седмицы отметили праздник «Оконоба» — он связан с византийской иконой, которая со средних веков считалась покровительницей города, сообщает newsgeorgia.ge.
После службы в кафедральном соборе Рождества Богородицы состоялось шествие до строящейся Оконской церкви, где митрополит Горийский и Афонский Андриа (Гвазава) совершил праздничное богослужение, сообщает Общественное телевидение. Затем состоялось шествие по центральным улицам города.
Праздник «Оконоба» был восстановлен с благословения митрополита Андриа в 2004 году. В 2018 году он отмечается в четырнадцатый раз.
Икону называют «Оконской» по месту обнаружения – в грузинском селении Окона. Это редкий образец византийской школы иконописи раннего периода (троескладень XI века, изображающий Христа и лики святых).
По данным грузинских историков, в Грузию икона попала из Византии и была частью приданого первой супруги царя Баграта IV царицы Елене.
Высота иконы — 20,32 сантиметра, она выполнена из слоновой кости, украшена жемчугом, золотом и серебром. В мире насчитывается немного подобных триптихов, при этом Оконская икона удивительно хорошо сохранилась.
Из Грузии икона пропала в 90-е годы, во время вооруженного конфликта на территории Цхинвальского региона, где триптих выставлялся в местном музее. Обнаружился триптих только десять лет спустя, в 2001 году. Некий Олег Землянников попытался продать раритет на аукционе «Кристи» в Женеве. Эксперты аукциона оценили предмет в два миллиона долларов и подтвердили его происхождение.
В ходе расследования, проведенного в Швейцарии, было установлено, что Землянников приобрел икону в Цхинвальском музее за 300 долларов.
После продолжительных процедур с участием МИД Грузии, Швейцария признала, что икона является собственностью правительства Грузии и в 2004 году вернула ее в страну. С 2004 года икона хранится в Золотом фонде Государственного музея Грузии в Тбилиси."
Триптих
http://www.blagovest-info.ru/images2/im ... thumb.jpeg
https://www.newsgeorgia.ge/wp-content/u ... thumb.jpeg
========================================
ТБИЛИССКАЯ НЕДЕЛЯ
История Оконской иконы из приданого царицы Елены 13.03.2018
https://tbilisi.media/cultures/71222-is ... tsy-eleny/
"Как известно, после поражения царя Грузии Георгия I в войне с Византией, он был вынужден согласиться с тяжелыми условиями мирного договора, продиктованного победителем. В этой войне Грузия потеряла наследство царя Тао Давида III Курапалата. Согласно договору, наследник престола Грузии, сын царя Георгия I и царицы Мариам Баграт на три года стал заложником Византии в Константинополе (1022-1025 годы). С 1027 года, когда Баграт IV уже стал царем Грузии, византийский император Константин VIII грубо нарушил договор 1022 года и послал свое войско в Южную Грузию для завоевания новых территорий. Враг разорил и разграбил часть Южной Грузии, но неожиданно Константин VIII скончался и Византия вывела свои войска из Грузии. В то время сама Византия испытывала сильное давление врагов с востока, и новый император Роман III Аргир старался улучшить взаимоотношения с Грузией. По инициативе матери Баграта IV Мариам в 1029 году был подписан мирный договор между Грузией и Византией.
Император Роман III Аргир выдал замуж свою племянницу Елену (дочь родного брата Василия) за царя Грузии Баграта IV, присвоив ему почетный титул Курапалата. Елена получила драгоценное приданое, среди которого был шедевр – трехстворчатый складень знаменитого византийского искусства слоновой кости. Венчание наследницы византийских императоров Елены и царя Грузии Баграта IV состоялось в величественном грузинском храме на территории Тао Бана. Согласно легенде, у византийской невесты в приданом оказались: гвоздь с распятия Христа, пояс Богоматери и вместе с ними икона, созданная в Византии, в городе Южной Анатолии Иконии. Вместе с иконой в Грузию был послан страж иконы, богослужитель, некий Филемон, который в дальнейшем положил основу фамилии Гарсеванишвили. Большую работу, связанную с исследованием Оконской иконы и других икон, созданных в Византии, провела доктор искусствоведения, профессор, ведущая курс истории искусства Византии в Тбилисской академии художеств на факультете реставрации и византийского искусства, член научного совета Леила Хускивадзе, перу которой принадлежат множество научных трудов.
В своей монографии «Новые данные об Оконском триптихе» профессор Леила Хускивадзе пишет: «Оконский триптих» (трехстворчатый складень) обычно увязывали с приданым византийской супруги царя Грузии Баграта IV царицей Еленой, который она привезла в нашу страну после своего бракосочетания (между 1030-1034 годами). Это мнение впервые высказала графиня Прасковья Уварова». Доктор филологических наук Тамар Месхи в своей монографии «Об этимологии и сущности Оконской иконы» пишет, что согласно сочинению грузинского историка Вахушти Багратиони и других грузинских исторических документов, Оконскую икону в Грузию привезла византийская супруга Баграта IV царица Елена. К сожалению, ни Вахушти Багратиони, и никакой другой источник не сообщает, что было изображено на Оконском триптихе, поэтому на сегодняшний день в Грузии под названием Оконская икона известны несколько икон. Из четырех икон, носящих имя Оконской, древнейшей является триптих из слоновой кости. Впервые на эту икону обратила внимание председатель Московской археологической комиссии Прасковья Уварова, которая в деревне Окона Карельского района видела эту икону. Когда и как попал триптих в деревню Окона, покрыто туманом. Уварова посетила эту деревню в 1890 году. Икона находилась в новой церкви Оконы (старую церковь она не застала, та была разрушена). Уварова была первой, кто связал триптих с приданым византийской царицы Елены. Позже, мнение Уваровой разделили и другие ученые – А.Гольдшмидт, К.Вейцман, А.Флоренский и др. Из современных грузинских ученых триптиху из слоновой кости свои исследования посвятила доктор искусствоведения, профессор Леила Хускивадзе. Эквтиме Такаишвили категорически был против отождествления триптиха из слоновой кости и иконы из Оконы. Икона царей Грузии, которая также известна как «Золотое распятие», украшена драгоценными камнями, с изображением Спасителя, Святого Георгия и Святого Дмитрия, согласно заключению искусствоведов, создана в XIV веке грузинским мастером. Эту икону с распятием в 1724 году взял с собой в Россию царь Картли Вахтанг VI. После его смерти, его потомок графиня Толстая эту икону передала своей родственнице игуменье женского монастыря «Самтавро» Нино Амилахвари. Следует отметить, что Эквтиме Такаишвили Оконской иконой признавал «Оконское распятие», и ему же пришлось до полной оккупации Грузии большевиками, в 1921 году вывезти в Париж икону «распятия» вместе со всей сокровищницей Грузии, которая в 1945 году в целости и сохранности вернулась в Грузию.
Как известно, после советизации Грузии, 20 апреля 1922 года на территории Шида Картли в составе Грузинской ССР большевиками была образована Юго-Осетинская автономная область, а на территории России была образована Северо-Осетинская автономная область в 1924 году. До 1931 года на территории Шида Картли один из районов назывался Оконским районом, в который, вместе с другими деревнями, входили деревни Земо Окона и Квемо Окона (Верхняя Окона и Нижняя Окона). В 1931 году район был переименован в Знаурский район, в честь революционера Знаура Айдарова, боровшегося за установление советской власти в Грузии. В своем втором издании византийского искусства слоновой кости А.Гольдшмит и К.Вейцман называют те рельефы Оконской иконы, которые сделаны в восточном Причерноморье, возможно, и в Грузии. «Я тоже не исключаю эту версию. Хотя где бы ни был создан этот триптих, его стиль полностью подчинен византийским принципам. Это блестящий образец византийского искусства X-XI веков», — писала сотрудница Института истории грузинского искусства имени Георгия Чубинашвили, профессор Леила Хускивадзе.
Когда и как попал триптих из слоновой кости в деревню Окона Знаурского района, нам неизвестно. Уварова его нашла уже в новой церкви. Согласно добытым ею сведениям, икону украли лезгины. После она попала в руки князя Церетели и вновь вернулась в церковь Оконы. Отсюда в 1924 году икона была перенесена в Цхинвальский музей. Именно здесь, в 1984 году впервые увидела профессор Хускивадзе этот замечательный триптих и сразу приступила к работе. Вместе с фотографом Отаром Цквитинидзе они сняли блестящие фотографии, которые стали достоверным свидетельством того, что представляла собой Оконская икона до ограбления. Из Цхинвальского музея триптих из Оконы исчез в 1981 году, когда юрисдикция Грузии больше не действовала. Сам музей Цхинвали ничего не заявил об этом факте. В Грузии об этом узнали после того, как в 2001 году Оконский триптих попал в Женеву, на аукцион «Кристи», а позже был арестован в прекрасно защищенном хранилище Дворца юстиции. После этого любители искусства с большим волнением наблюдали за развитием событий вокруг Оконского триптиха.
О всех перипетиях, связанных с Оконским триптихом в Женеве, дала интервью журналу «Какаду» в 2004 году профессор Леила Хускивадзе: «В 2001 году гражданин России по фамилии Земляников появился на аукционе «Кристи». Принес на продажу какую-то вещь. Любой аукцион, тем более «Кристи», имеет своих высококлассных, опытных экспертов, которые сразу почуяли, что здесь не все в порядке. Земляникова интересовала начальная цена вещи. Начальной ценой было названо 2 миллиона американских долларах. Эксперты не скрыли от гостя, что изделие очень высокого ранга, и дали ему координаты Казимиры Плачковой для уточнения деталей. Земляников взял вещь и исчез. Волнение было большое, никто не знал, как поступит незнакомец, который исчез на два дня. Но поддавшись искушению, на третий день он появился в кабинете Плачковой. – Откуда к вам попала эта вещь? – спросила эксперт. – Досталась от отца, который, как я знаю, купил на базаре всего за 60 долларов. – А вы знаете, что у вас в руках? Этот экспонат украден из музея и взять его домой я вам не дам, — и вызвала полицию.
Когда в Швейцарии присутствовали на церемониале передачи нам иконы, все – и грузины, и швейцарцы – как заколдованные смотрели на икону с изображением моления. На церемониале передачи иконы нашему послу Александру Чикваидзе присутствовал директор федерального офиса Швйцарской юстиции господин Коллер. Посмотрев на триптих, Коллер воскликнул: «Это же шедевр!» — не смог сдержаться. Церемониал состоял-ся 18 мая 2004 года. На нем присутствовала малая группа из Швейцарии и представители грузинского посольства в Швейцарии. Из Грузии были командированы доктор искусствоведческих наук, профессор Леила Хускивадзе, сотрудница Грузинского института истории искусства и хранительница сокровищницы Музея искусств Грузии Елена Кавлелашвили, генеральный прокурор Грузии Валерий Хабурдзания, председатель следственного департамента Министерства госбезопасности Грузии Георгий Гвиниашвили. У всех было возвышенное чувство. В одной из женевских газет был такой заголовок статьи: «Украденное искусство. Швейцария осчастливила грузин».
Малхаз ЭБРАЛИДЗЕ."
Триптих
https://tbilisi.media/wp-content/upload ... a2-1-1.jpg
Также см. энциклопедию "Древо" ОКОНСКИЙ ТРИПТИХ
https://drevo-info.ru/articles/13677701.html
----------------------------------------------------------------------
В Описание иконы Пресвятой Богородицы Оконская http://pravicon.com/info-690
"Оконская икона Божией Матери, по преданию, получена грузинским царем Вахтангом IV из Иерусалима и первоначально находилась в Гаэнатском монастыре в Грузии. Грузинский царевич Георгий Александрович перенес святую икону в соборную церковь села Лыскова, Нижегородской епархии."
Вероятно ошибка: путаница в именах и римских цифрах
"получена грузинским царем Вахтангом IV из Иерусалима", вместо Вахтангом IV вероятно должно быть Баграт IV Куропалат (1018 — 24 ноября 1072) — грузинский царь (1027—1072).
Вахтанг IV (1413—1446) — царь Грузии (1442 — декабрь 1446), спутан с Вахтанг VI (15 сентября 1675 — 26 марта 1737, Астрахань) — царь Картли (1711—1714, 1716—1723),
Вахтанг VI - "Лишённый престола, Вахтанг VI искал убежища то в Персии, то в Турции, то в России, куда он переселился в 1724 году после участия в персидском походе Петра Великого. Петра он уже не увидел живым, и лишь в 1728 году на его ходатайство помочь Грузии Высочайше повелено было Вахтангу отправиться на Кавказ. По пути он заехал в Астрахани, где заболел и умер (1737 год). "
т.е. Баграт 4 (а не Вахтанг) получил святыни из Когстантинополя (а не Иерусалима), Вахтанг 6 (а не 4) перенес в Россию.
======================================
2R.ru ЖИВАЯ КАРТА ВСЕ О ТУРИЗМЕ,ОТДЫХЕ И ПУТЕШЕСТВИЯХ
Русская столица грузинских царей
http://www.2r.ru/articles/155
"Город Лысково расположен в живописном месте на правом берегу Волги в 90 км от Нижнего Новгорода.....
...В конце ХVII века Лысково перешло во владение потомков грузинских царей, поселившихся в России. В 1686 году село было подарено приехавшему в Россию сыну картлийского царя Вахтанга V - Арчиле, а после пресечения его рода вернулось в число дворцовых волостей. В 1724 году Петр I пожаловал Лысково другому выходцу из Закавказья - сыну царя Вахтанга VI - Бакару. Под управлением грузинского рода село было вплоть до 1852 года, когда в 90-летнем возрасте умер Егор Александрович Грузинский, последний из потомков грузинских царей. После его смерти имение перешло к его дочери и её мужу, графу Толстому.
Вместе с беженцами с Кавказа в Лыскове обрели свое место и великие православные святыни. Более 50 лет (С 1749 по 1808 годы) в соборе Святого Преображения Господня хранилась одна из важнейших грузинских святынь - крест святой Нины, просветительницы Грузии (Иверии). В 1808 году Император Александр I передал Крест в Сионский кафедральный собор Тбилиси (Тифлиса) после присоединения к России Тифлисской области. В Лысково хранились и другие святыни Иверии (Грузии) - посох святого Иоанна Крестителя, гвоздь от Креста Господня, Оконская икона Божией Матери 6 века, также чудотворный образ Казанской Божией Матери и другие святыни. Поэтому по праву Лысково подчас именуют частицей Первого Удела Пресвятой Богородицы.
Заметный след в истории Лысково оставил князь Георгий Александрович Грузинский. Им было построено несколько храмов, сохранившихся до наших дней: храм во имя святого Георгия Победоносца (1814 г.), Вознесенская церковь (1830 г.). Усыпальницей потомков грузинских царей был Спасо-Преображенский собор. Кстати, род князей Грузинских - потомки святого царя и пророка Давида, от которого происходит по плоти и Иисус Христос."
=======================================
О соборе Святого Преображения Господня город Лысково.
Храм Преображения Господня г. Лысково (Спасо-Преображенский собор) Страница подворья Русская Православная Церковь, Нижегородская митрополия, Лысковская епархия, Лысковское благочиние
Первый Удел Божией Матери
http://spaslyskovo.cerkov.ru/pervyj-udel/
"По Указу 1700 года государь царь Петр Алексеевич беженцам с Кавказа, из древней Иверии, даровал Лысково и затем всю Лысковскую волость. Таким образом, сперва потомки святого царя и пророка Давида, а также и другие гонимые из грузинского народа принесли из Грузии частицу Первого Удела Пресвятой Богородицы. И сие место, наше Лысково, освятилось перенесением великих святынь Православных народов: в первую очередь Святого Креста святой равноапостольной Нины. Сама Божия Матерь через Свой Иерусалимский образ Оконский наполнила благодатью уголок Русского Севера.
Оконская икона Божией Матери.
Дни празднования: 12 августа (30 июля)
По преданию, получена грузинским царем Вахтангом IV (снова повторение ошибки) из Иерусалима и первоначально находилась в Гаэнатском монастыре в Грузии. Грузинский царевич Георгий Александрович перенес святую икону в соборную церковь села Лыскова (тогда это был Спасо-Преображенский собор — В.Щ.), Нижегородской епархии.....
.....Сей образ был утерян во время кровавого лихолетья, когда на Руси уничтожался русский народ."
В качестае илюстраций:
"Оконская икона Божией Матери (VI век); Иерусалим — Грузия -Лысково."
Фрагмент http://pravicon.com/image-23159
и чудо http://pravicon.com/image-23158
-----------------------------------
Фонд «Дать Понять»
Спасо-Преображенскому собору в Лыскове – 300 лет!
http://www.gttp.ru/MP/mp_86.htm
"В 2011 году исполняется 300 лет некогда главной святыне села Лыскова – Спасо-Преображенскому собору (датировка объекта – 1711 год). Этот храм поставлен на Красной Горке на месте обветшавшей деревянной Спасской церкви (1651 год) при грузинском царе Арчиле Вахтанговиче и его сыне Александре Арчиловиче Имеретинских. Дело в том, что на рубеже XVIII века село Лысково было передано «на кормление» перебравшимся на Русь потомкам грузинских царей. Самый известный из них в Лыскове – князь Георгий Александрович Грузинский, последний из Царского рода Грузии, хранитель Креста святой Нины, владелец села Лыскова с 1790 по 1852 годы, внесший большой вклад в его развитие – был захоронен именно в Спасо-Преображенском соборе.
Это старейшее здание, сохранившееся в Лыскове, было построено в традиционном стиле с трапезной палатой, Никольским приделом и отдельно стоящей колокольней (колокольня до наших дней не дошла: она начала крениться, и в 1955 году была разобрана). Спасо-Преображенский собор был главным в селе, поэтому он использовался как место хранения родовых «сокровищ духовных» (крест святой равноапостольной Нины, гвоздь от креста Господня, посох святого пророка и Предтечи Иоанна и другие реликвии), а также как усыпальница некоторых владельцев села Лыскова....
.....После революции ризница собора и склеп были разграблены."
============================================================
Куда делись святыни
крест святой Нины, просветительницы Грузии (Иверии). В 1808 году Император Александр I передал Крест в Сионский кафедральный собор Тбилиси (Тифлиса) после присоединения к России Тифлисской области.
В Лысково хранились и другие святыни Иверии (Грузии) -
посох святого Иоанна Крестителя, - ни каких сведений не нашел
гвоздь от Креста Господня, - "Один из гвоздей хранился до революции в Успенском соборе Московского Кремля. Принесенный, по замечанию И.М.Снегирева «в 1686 году из Грузии в Россию царем Арчилом Вахтанговичем, до 1715 года он хранился в домовой его церкви. Когда же по просьбе брата своего Георгия, Арчил хотел послать сию святыню в Грузию, где свирепствовало моровое поветрие: тогда она остановлена была в Казани губернатором, который донес об этом Петру I. Государь повелел удержать ее и препроводить в Москву для хранения в Успенском соборе». В Грузии появление самой святыни летописи относили к IV веку - правлению первого христианского царя Мириана, по просьбе которого св. гвоздь вместе с частицей Св. Древа был получен от византийского императора и помещен в храмах Манглиси и Эрушети." (https://avdy-san.livejournal.com/467996.html)
Оконская икона Божией Матери 6 века, - Возможно "Эту икону с распятием в 1724 году взял с собой в Россию царь Картли Вахтанг VI. После его смерти, его потомок графиня Толстая эту икону передала своей родственнице игуменье женского монастыря «Самтавро» Нино Амилахвари. " (https://tbilisi.media/cultures/71222-is ... tsy-eleny/) это могло произойти после 1820 г. (см. https://pravoslavie.ru/117679.html
также чудотворный образ Казанской Божией Матери и другие святыни - не искал.
------------------------------------------------------
Запутался в грузинских царях и их женах
энциклопедия "Древо" ВЛАХЕРНСКАЯ ГЕЛАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ https://drevo-info.ru/articles/13676686.html
"Вероятно это - та "Гелатская икона Божией Матери", которая была принесена в Гелатский монастырь царём Багратом III Имеретинским и царицей Еленой."
Баграт III (1495—1565) — царь Имеретии с 1510 года, из династии Багратионов, старший сын царя Александра II и Тамары.
---------------------------------------
«Geomigrant.com» - Грузия всегда с тобой Информационно - справочный портал о Грузии.
Святой царь Грузии Вахтанг «Волчья Голова» https://www.geomigrant.com/2015/12/25/% ... %B2%D0%B0/
(также см. http://pravicon.com/info-1961)
"Святой благоверный царь Вахтанг IV 15-ти лет вступил на Картлийский (Восточная Грузия) царский трон......
Вахтанг исполнил завещание святого царя Мириана и построил в Иерусалиме Грузинский Крестовый Монастырь.....
В 502 году шестидесятилетнему царю Вахтангу в последний раз пришлось защищать свою страну......
По преданию, имп. Лев Великий передал им дары для груз. царя, а также отправил во Мцхету свою дочь Елену, предназначавшуюся в жены В. Г......."
..
[icon-531] Оконская
[icon-531] Оконская
- Вложения
-
- ОКОНСКИЙ ТРИПТИХ чтобы не потерялось
- cover-and-thumb.jpeg.jpg (64.86 КБ) 75740 просмотров
-
- ОКОНСКИЙ ТРИПТИХ может когда пригодится
- oqonoba2-1-1.jpg (259.01 КБ) 75740 просмотров