Re: [icon-63] Владимирская Селигерская
Добавлено: 23 сен 2023, 19:52
Здравствуйте!
Просмотрела предоставленный Вами материал по данной теме. Особенно не вчитывалась в даты написаний статей того времени, к сожалению. У меня возникло следующее предположение: Иконы называемые Елеуса - Умиление, так и пришли под этим названием в Россию. Потом, как всегда по мере происходящего чуда от иконы название конкретного образа получило название Владимирская и дальше так и пошло распространятся. А само по себе написание Елеусы достаточно разное. Объединяет их одно- умиление и ласкание младенца с матерью, то есть всегда на изображении они соприкасаются щеками. Мы так и говорим "щёчка к щёчке", и сразу понимаем, что речь идёт о Владимирском образе Богородицы. Отсюда видя чуть разное написание мы стали добавлять к названию Владимирская конкретное место привязки.
Если присмотреться к написанным на иконах образах Богородицы, то увидим и "Сладкое лобзание" - "Гликофилуса" и чуть другие отличия. Но также попадаются и не Умиление вообще по написанию. А икона в раке, вообще, похожа на Тихвинскую. Бывает и такое, что в келье у святого или в монастыре находятся рядом другие иконы и тоже чудотворные, а акцент делается на какую-то одну и начинаются путаницы. Келья та же, монастырь тот же, придел тот же и обе чудотворные...
Еще насчёт обрезанности. Непонятно откуда всё это появилось, но, думаю, надо исходить из двух вариантов: неумение иконописца работать с малыми формами - иконы пядничные и паломники помнят полный образ и второе иконописец хочет укрупнить "саму суть иконы" ( ну это я так написала, может не очень грамотно, но по смыслу понятно), отсюда иконы "Игоревская" (сокращенная Владимирская), Касперовская, Корсунская, Торопецкая, Терновицкая, а ведь они все списки Эфесской, которая полная и без Умиления... Или опять по месту написания, но совсем разные образы и тогда добавляется уточнение.
Получается, что пока более точного образа с которым пришёл прп.Нил Столобенский или не найден и изображали те образы, которые видели в монастыре или когда-нибудь по молитве найдётся или напишется.
Вот такой вывод у меня получился...
Пожалуйста, если можете, проследите, а когда его икону стали называть Владимирская? Может и добавит нам что-нибудь для дальнейшего размышления.
Спасибо огромное, а то глаза замыливаются: смотришь, видишь, что всё разное и не напрягаешься...
Просмотрела предоставленный Вами материал по данной теме. Особенно не вчитывалась в даты написаний статей того времени, к сожалению. У меня возникло следующее предположение: Иконы называемые Елеуса - Умиление, так и пришли под этим названием в Россию. Потом, как всегда по мере происходящего чуда от иконы название конкретного образа получило название Владимирская и дальше так и пошло распространятся. А само по себе написание Елеусы достаточно разное. Объединяет их одно- умиление и ласкание младенца с матерью, то есть всегда на изображении они соприкасаются щеками. Мы так и говорим "щёчка к щёчке", и сразу понимаем, что речь идёт о Владимирском образе Богородицы. Отсюда видя чуть разное написание мы стали добавлять к названию Владимирская конкретное место привязки.
Если присмотреться к написанным на иконах образах Богородицы, то увидим и "Сладкое лобзание" - "Гликофилуса" и чуть другие отличия. Но также попадаются и не Умиление вообще по написанию. А икона в раке, вообще, похожа на Тихвинскую. Бывает и такое, что в келье у святого или в монастыре находятся рядом другие иконы и тоже чудотворные, а акцент делается на какую-то одну и начинаются путаницы. Келья та же, монастырь тот же, придел тот же и обе чудотворные...
Еще насчёт обрезанности. Непонятно откуда всё это появилось, но, думаю, надо исходить из двух вариантов: неумение иконописца работать с малыми формами - иконы пядничные и паломники помнят полный образ и второе иконописец хочет укрупнить "саму суть иконы" ( ну это я так написала, может не очень грамотно, но по смыслу понятно), отсюда иконы "Игоревская" (сокращенная Владимирская), Касперовская, Корсунская, Торопецкая, Терновицкая, а ведь они все списки Эфесской, которая полная и без Умиления... Или опять по месту написания, но совсем разные образы и тогда добавляется уточнение.
Получается, что пока более точного образа с которым пришёл прп.Нил Столобенский или не найден и изображали те образы, которые видели в монастыре или когда-нибудь по молитве найдётся или напишется.
Вот такой вывод у меня получился...
Пожалуйста, если можете, проследите, а когда его икону стали называть Владимирская? Может и добавит нам что-нибудь для дальнейшего размышления.
Спасибо огромное, а то глаза замыливаются: смотришь, видишь, что всё разное и не напрягаешься...