[icon-355] Псковские иконы: Чирская/Смоленская

Здесь можно обсудить иконы, которые уже опубликованы на сайте pravicon.com
tol
Администратор
Сообщения: 391
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

[icon-355] Псковские иконы: Чирская/Смоленская

Сообщение tol » 29 апр 2020, 11:30

Обнаружилось некоторое несоответсвие описания икон и иконографии.

В источнике "Изображение икон Пресвятой Богородицы в православной церкви прославляемых с краткими о них сказаниями и с присовокуплением умилительных молений к Божей Матери [рукопись] / Деревщинов, Матвей Афанасьевич, сост. [?]. - [Б.м.], 1847 г. С.17.": https://dlib.rsl.ru/viewer/01004801849#?page=14.
Screenshot_20200429_102850.jpg
Источник
Screenshot_20200429_102850.jpg (74.31 КБ) 1787 просмотров


"16 д. Псковская. Сия св. икона явилась в 1420 году в Чирской волости, откуда принесена во Псков, где находится и доныне в Кафедральном Троицком Соборе. Празднество установлено в память великих чудес, бывших от сей иконы во время морового поветрия, во Пскове свирепствовавшего."
Надпись в поле левее основного текста: Божию матерь изображать подобно Смоленской, и, чтоб Предвечный младенец был без свитка, с благословляющей рукою.".

Начало описания и день празднования соответсвует иконе из Троицкого собора http://pravicon.com/icon-355, а описание иконографии подчеркивает, что Иисус изображается без свитка в руке, но современная икона из Троицкого собора изображает Иисуса со свитком. В то же время в разделе http://pravicon.com/info-4051 имеются изображения Псковской иконы, где свитка действительно нет. В том разделе описывается икона из церкви пр. Сергия с Залужья.

То есть известных Псковских икон вроде как было не менее двух, так как их описания неидентичные, но пока не понятно, имеется ли путаница именно в рукописи Деревщинова, или вообще история двух этих икон спутана, или сами иконы перепутаны...

qwerty
Сообщения: 258
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 23:36

Re: [icon-355] Псковские иконы: Чирская/Смоленская

Сообщение qwerty » 02 май 2020, 00:08

третья Псковская http://pravicon.com/icon-562, тоже празднует июля 16 дня. см. http://pravicon.com/image-32358

====================
Свято-Троицкий кафедральный собор
Чирская (Псковская) икона Божией Матери
https://www.soborpskov.ru/shrines/chirskaya-ikona-bogoroditsy-i-s-rodnikova/

Чудотворная икона Чирской Божьей Матери (XVI век) - одна из главных святынь Пскова. Находится в местном ряду иконостаса, справа от Царских врат и представляет собой двустороннюю икону с изображением Богоматери с Младенцем на лицевой стороне и евангелиста Луки с преподобным Феодосием Киево-Печерским (в рост) на обороте

Задумчивая Богоматерь придерживает Младенца левой рукой, правой тихо касаясь Его левой ножки. В иконописном облике Девы Марии удерживается высокая простота греческого образа, и Она предстает сосредоточенной в Себе, с задумчиво-отрешенным взором, плавным касанием руки, кажется, успокаивающей Сына, изображению которого искусствоведы находят параллели в памятниках греко-итальянской живописи эпохи Возрождения.

Впервые икона упоминается в 1420 году в связи с чудесным знамением от иконы Богоматери, которая находилась в то время в селе Чирская (Черская) в 25 километрах к югу от Пскова. Согласно летописи, «от суха древа, от образа святые Богородицы из обою оку идяху слезы, яко мнозем каплям капати». Псковичи послали за иконой знатных людей во главе с посадником и по прибытию иконы в город возвигли на месте встречи с ней Знаменский женский монастырь. Также чудеса, явленные этой иконой, связывают с избавлением от морового поветрия, настигшего Псков в те же годы.

Предполагается, что уже к концу XVI века икона была перенесена в Троицкий собор.

-----------------------
1420 г. это 15 в - икона Чирской Божьей Матери (XVI век)?

=====================
Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]
http://pravicon.com/info-1433

Особенностью Чирской иконы является то, что она имеет изображения с двух сторон: на лицевой стороне ее изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках, а на задней — евангелист Лука и преподобный Феодосий Печерский.

=====================================
изображение Чирская (Псковская) http://pravicon.com/image-31963
из албома "Старейшие снимки Пскова и окрестностей из альбома Кампрада 1871 г."
см. https://visualhistory.livejournal.com/1837227.html

============================
Музей родиноведения "Чирская крыница"
http://www.chirski-krynica.ru/publ/o_chirskoj_ikone_presvjatoj_bogorodicy/1-1-0-1

оборот Чирской - евангелист Лука и преподобный Феодосий Печерский. (надо еще проверить)
http://www.chirski-krynica.ru/_pu/0/81241286.jpg

====================================
http://svyato.info/11779-rodnik-svyatoy-istochnik-chirskoy-ikony-bozhiey-materi-derevnya-kuzmino.html

чудотворной иконы Чирской Божией Матери, особо чтимой псковичами, сейчас находящейся в Троицком соборе г. Пскова, а список XIX века, мироточивший в 1943 г., находится в храме святителя Николая поселка Палкино.

==================
т.е. Е. Поселянин и ижее за ним описывают современную, известную нам икону, но только икона оказывается 16 в., а не 15 в. и ранее.

Вопрос где икона которая была в 1420 г.?

======================
для справки:

Троицкий собор Псковского Кремля

ВКонтакте
https://vk.com/sobor_svyatoi_troici_pskov

---------------------------
на Facebook
https://www.facebook.com/soborpskov/

-------------------
Instagram
Официальная страница Свято-Троицкого Кафедрального собора города Пскова.

https://www.instagram.com/troitskiy_sobor_pskov/

=============================
По рукописи:

рукопись 1847 г.
Экслибрис Главной библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на внутренней и внешней стороне верхней крышки переплета

предназначена для печати и похоже получено разрешение на публикацию, помета на полях как указание какое изображение помещать при печати (Посмотрел, нашел всего три пометы, еще Могилево-Братская, и Псково-Печерская т.е. Успение Печерского монастыря)

Сама рукопись напомнила уже знакомую книгу

"Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. - Москва : Манухин, 1866. - 63, V с., 30 л. ил.; 24."

Описание Псковской иконы июля 16 и Святогорской (Печерской губернии) июля 17 см. http://pravicon.com/image-31554
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003568766#?page=64

изображение См. http://pravicon.com/image-34280 июля 16 дня без свитка
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003568766#?page=61

Святогорская (Печерской губернии) в короне без свитка это "Одигитрия Смоленская Святогорская (из Пушкинских гор)" http://pravicon.com/icon-451

====================================
В книге
Толстой, Михаил Владимирович (1812-1896).
Рассказы из истории русской церкви [Текст] / графа М. Толстаго. - Москва : в Университетской типографии (Катков и Кº), 1865-1870.

https://dlib.rsl.ru/viewer/01003840987#?page=43

указано, что Во времена Святителя архиепископа Ионы Новгородского, инок серб Пахомий составил службу Чирской иконе (см. в коментариях в низу листа), получается между 1458 г и 1470 г.

-------------------------
Замечание
в 1458 г. новгородцы пожелали иметь Иону своим архиепископом
Архиепископ Иона почил о Господе 5 ноября 1470 г.

15 - 16 вв. еще "темноватые", закат Тевтонского ордена Грюнва́льдская битва 1410 г., Иван Грозный умер 1584
ляхи Батория 1579-1586 гг., Смуты-лжецарей с 1598 до 1618 гг.

===============================
книга:
Толстой, Михаил Владимирович (1812-1896).
Русския святыни и древности [Текст] / соч. гр. Михаила Толстаго. - Москва : Унив. тип., 1861-1866.

https://dlib.rsl.ru/viewer/01006531497#?page=29 и
https://dlib.rsl.ru/viewer/01006531497#?page=30

в описании Троицкого собора упоминает замечательные иконы: Чирская - двуличная, так же пишет икона почти забыта псковитянами и находилась в ризнице, но Евгений в последствии митр. Киевский, отыскал и поставил перед ступенями солеи.

-------------
замечание:
Евгений (Болховитинов) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_(%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2)

7 февраля 1816 года возведён в сан архиепископа и назначен в Псков архиепископом Пскова и всей Лифляндии и Курляндии.

С 24 января 1822 года — архиепископ Киевский, а с 16 марта возведён в сан митрополита Киевского и Галицкого

------------------
также Толстой, Михаил Владимирович указывает Псковскую на южной стене собора из Богоявленской церкви (см. http://pravicon.com/icon-562), так же указывает чудеса Чирской даже празднования приписаны этому образу.

=================================
в книге:
Ратшин, Александр.
Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва : Унив. тип., 1852. -

https://dlib.rsl.ru/viewer/01003562612#?page=232

явленная икона Знамение ...... под названием Псковская ......явилась 16 сентября 1420 г. в Чирской волости .....

=====================
Интересная информация

Музей родиноведения "Чирская крыница"
http://www.chirski-krynica.ru/publ/kraevedcheskij_zhurnal_quot_pskov_quot_pgpu/1-1-0-2

«Чирская» икона Богородицы Материалы сайта ПСКОВСКОЙ ПАЛОМНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ "Вертоград"

"Памятники псковской книжности сохранили немало сведении о чудотворных иконах: на протяжении нескольких столетий (XII—XVII) летописи и сказания отмечают знамения, бывшие от явленных образов. Особенно часты сообщения о плачущих слезами и кровью иконах в XV веке, и в большинстве своем свидетельства касаются богородичных икон - «в Чирсках» и «на Камне на Ожере» (1420), «за Коложею на Каменном озере» («Знамение», 1426 или 1425), в Зряковичах (1455), в Елеазаровском монастыре («Цареградская», 1458) (1).

В то же время об их почитании известно мало, тема исследована недостаточно, да и след этих когда-то прославленных святынь давно потерялся, кроме Богоматери Чирской (Черской), именем которой принято называть находящуюся ныне в псковском Троицком соборе двустороннюю икону с изображением Богоматери с Младенцем на лицевой стороне и евангелиста Луки с преподобным Феодосием Киево-Печерским (в рост) на обороте. (2) ...."

статью следует читать полностью

================
список Чирской иконы XIX века, мироточивший в 1943 г., находится в храме святителя Николая поселка Палкино.

http://pravicon.com/image-18260
Черская (Чирская). Слезоточивая. Храм свт. Николая в с. Палкино Псковской области. До войны находилась в д. Черская Псковской обл.

--------------------
Надеюсь мои изыскания пригодятся.

===============================
Коль отвлекся от греческих икон то вот "Сборник гравированных иизображений.Собрание гравированых икон Божией Матери и сказания них. 1878 г."

OLDP_Izdaniya_002_1878.pdf

когда скачал не помню, давно, размещал изображение Икона Пресвятой Богородицы Лиддская (Римская) http://pravicon.com/image-25769 , может кому интересно, ссылку оставлю на пару недель.

https://yadi.sk/i/eIZMGlpbxe3CMg

Книга может быть интересна изображением Мценская (Мченская) упоминалась на форуме иконописцев

форум «Христианство в искусстве
Атрибуция и обсуждение икон, а также произведений религиозной живописи

Икона Богородицы "Чемская", не существующая в сводных иконописных подлинниках

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=26728&postdays=0&postorder=asc&start=0

прориси «Богоматерь Мценская» есть в разделе Икона Пресвятой Богородицы "• Разное (Богородица) •" http://pravicon.com/icon-613

tol
Администратор
Сообщения: 391
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: [icon-355] Псковские иконы: Чирская/Смоленская

Сообщение tol » 03 май 2020, 10:47

С датами нужно быть осторожным, так как даты даже в "безобидных" с поличической точки зрения старых текстах могли переделывать в угоду той или иной политической ситуации, если они раскрывали более существенную фальсификацию. Ну или наоборот, не сочли документ важным и оставили оригинальную дату, а мы теперь ломаем голову, почему в тексте описана одна эпоха, а действующие лица или события известны нам по другому периоду истории...

С Псковской иконой, похоже на классическую ситуацию, когда фрагменты слухов, ходящих по народу о нескольких иконах разных веков, находящихся в Пскове, просто сгребли в одну кучу и приписали современной Чирской иконе. Тем, кто писал книги в начале-середине 19-го века можно только посочувствовать. Интересно, где они могли взять достоверные сведения об иконе 1420 года, если у них не было никаких интернетов, а деревянные церкви с рукописями горели каждые 20-50 лет... Да и каменные не сильно реже, если верить известной нам истории. Ведь это 300-400 лет, грубо говоря, сменилось 9-12 поколений людей. Мы же с интернетами не можем разобраться с историей икон, которые 100 лет назад большевики перемешали как карты - какие по музеям развезли, какие сожгли, какие отправили заграницу. При этом сменилось всего 3 поколения, и еще живы единичные свидетели тех лет, с которых вряд ли можно получить исчерпывающую информацию о тех событиях (типичные воспоминания - жил в деревне, имел мельницу, молол хлеб...). Потом немцы понаехали и вывезли часть ценных старинных икон... Может часть этих пропавших чудотворных икон сейчас в частных коллекциях или на международных аукционах всплывают, пока у нас в отреставрированных храмах поставили списки икон из музейных запасников и выдают их за оригиналы... Много где, конечно, и старых икон осталось, но не везде. В некоторых храмах честно говорят, что имеют список с утраченной иконы, в некоторых не говорят, видимо, чтобы побольше поломников завлечь с их деньгами, ведь список 20-го века - это не интересно, а якобы полдинная икона, да еще чудотворная, которой уже 300-500-1000 лет - ну как не съездить поклониться... А со временем, народ уже привыкает к списку и уже к нему относится как к оригиналу, приписывая ему всю предыдущую историю, тогда уже никому и не придет в голову, что это список. Подобное могло бысть и с Псковской иконой в прежние века - оригинал 15-го века сожгли/украли, посидели, погоревали, через какое-то время нашли в подвале другую икону, и решили, пусть вот она будет у нас чудотворной псковской иконой, прошло какое-то время, и для всех именно она стала чудотворной Псковской иконой, а дата 1420 осталась от каких-то древних сказаний о первоначальной иконе, о которой все уже и забыли, что такая была, и как она вообще выглядела. Не факт, конечно, просто допущение.
---
Я-то понимаю, что в истории нет ничего точного, можно подбираться к правде сколько угодно, но все равно мы до нее не докопаемся. Мне интересно другое.
http://pravicon.com/info-4050
Св. икона Псковская Смоленская находится в г. Пскове, в церкви пр. Сергия с Залужья

Вопрос в том, что там за икона в церкви Сергия была (или есть), и насколько она похожа на те, которые мы собираем в разделе http://pravicon.com/icon-4159. Потому что если там икона, непохожая на то, что находится в этом разделе, то лучше создать отдельно раздел Псковская (без свитка) - для изображений без свитка и Псковская (из церкви пр. Сергия с Залужья) - для фотографий того, что находится в церкви Сергия.
И хотелось бы чтобы Вы отправили этот раздел на модерацию, если не планируете что-то там менять (вверху есть ссылка для этого). У меня нет такой возможности, и пока раздел не отправлен на модерацию, я не могу его опубликовать и он не участвует в поиске и не отображается в списке икон.

qwerty
Сообщения: 258
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 23:36

Re: [icon-355] Псковские иконы: Чирская/Смоленская

Сообщение qwerty » 05 май 2020, 00:09

Я создавал тему "Одигитрия Смоленская Псковская" просто обратив внимание на несоответствие иконографии Чирской иконы с собранными в разделе клеймами и гравюрами, в тоже время наличием описания Смоленской иконы Е. Поселянина и С. В. Булгакова в Список неопубликованных икон Пресвятой Богородицы http://pravicon.com/icons_unpublished.html?id=199, можно говорить, что на Смоленской Христос изображен фронтально, в анфас, а не 3/4 или профиль, но в анфас Христос изображается не на всех икона именуемых Смоленской, в той же книге Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. - Москва : Манухин https://dlib.rsl.ru/viewer/01003568766#?page=65 Христос на гравюре Смоленской изображен не как должно.

==================

Чирская (Псковская): 16 июля 1420 г., из очес Богоматери, изображенной на находящейся здесь ее иконе, истекли слезы; между 1458 г и 1470 г. инок серб Пахомий составил службу Чирской иконе; Предполагается, что уже к концу XVI века икона была перенесена в Троицкий собор (список со слезоточивой или другая уже не узнаем); забыта и обнаружена между 7 февраля 1816 и 1822 годом (где то с этого времени участвует в крестных ходах). Иногда именуется Слезоточивой.

Псковская Смоленская в г. Пскове, в церкви пр. Сергия с Залужья: „Лета 7158 (1650) месяца февраля 5, маия 2 и 18 от сея чудотворныя иконы от десного ока слезы течаху".; Псковский храм Сергия с Залужья был одним из самых заметных храмов города; в иконостасе, по левую сторону царских врат.; Икона сия в народном предании так и называется Слезоточивой; В июне 1920 года отделом управления Псковского уездно - городского исполкома составлен акт о передаче церкви Святого Преподобного Сергия Радонежского религиозному обществу (сохранялась икона в это время в храме?); 23 декабря 1936 года Псковский горисполком принял решение о закрытии церкви (при закрытии иконы до 17 в передавались в музей, иконы 17 в и позже считались не музейной ценности либо уничтожались, либо передавались в другие церкви с потерей истории, либо в музее не обязатьльнно г. Псковаи без указания происхождения-поступления, возможно и без свитка); В 2009 году была зарегистрирована «Община Православной Церкви Сергия с Залужья города Пскова» (наверняка если в иконостасе есть Смоленская то новая и изображена как положено).

==========================
Когда стали создавать гравюрные собрания - 18 в.? Чирская (Псковская) известна только по преданиям и обнаружена между 1816 и 1822 годом, 1650 г. в церкви пр. Сергия с Залужья, ближе ко времени создания сборников и ее изображение могло быть более известно как Слезоточивой, что и могло позволить связать с другой Слезоточивой-Чирской авторами сборников.

=======
Нет, я конечно не упираюсь рогом признать изображения Смоленской, изображением церкви пр. Сергия с Залужья, просто пытаюсь рассуждать, а так конечно можно ожидать новых иследованний и открытий.

tol
Администратор
Сообщения: 391
Зарегистрирован: 25 май 2011, 11:57

Re: [icon-355] Псковские иконы: Чирская/Смоленская

Сообщение tol » 05 май 2020, 09:58

Вот этот факт, что обе иконы называли Слезоточивыми, может объяснить причины приписывания фактов об одной иконе к истории другой иконе. Так что да, тут уже сложно точно разделять истории этих икон.

Пока написал предупреждение на странице иконы, может хоть не будут бездумно копировать непроверенную информацию в другие блоги, хотя, практика показывает, что все равно будут...

Если у Вас есть аккаунт вконтакте, попробуйте спросить у этих товарищей:
https://vk.com/sergiyszaluzhya
Может у них остались какие-то старые книжки или документы, где могут быть фотографии старой иконы, или интерьера храма, когда он был действующим. Может кто-то что-то слышал от старожилов. Может в местных музеях и архивах что-то интересное осталось. В любом случае, им проще этот вопрос выяснить. У меня вконтакте нет, и особого желания там регистрироваться тоже нет, а емайл их я не нашел. На крайний случай есть "номер +79319020791 (иерей Константин Быков) обычным смс-сообщением или в WhatsApp".


Вернуться в «Обсуждение икон, опубликованных на сайте»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость